Новосибирск перспективен для строительства торговых центров, убеждена коммерческий директор “Росевродевелопмента” Наталья Коротаева. На рынок города приходят российские и международные торговые сети, а они нуждаются в качественных торговых площадях.
Существующее предложение таких площадей не превышает 50 000 кв. м, в то время как потребность в них составляет 300 000-400 000 кв. м, считает Коротаева, и в дальнейшем будет расти. Сейчас “Росевродевелопмент” реализует самый крупный проект ТЦ в Новосибирске. Компания планирует построить торгово-развлекательный центр общей площадью 150 000 кв. м на берегу Оби. Объем инвестиций составит $170 млн, ввод ТЦ намечен на 2008 г.
Первой из крупных ритейлеров оценила перспективность новосибирского рынка IKEA. О своей готовности построить собственный ТЦ компания заявляла еще в ноябре 2002 г., но только осенью 2004 г. мэрия выделила ей участок в 30 га на пересечении улиц Ватутина и Мира. Ранее один из менеджеров компании утверждал, что нигде в России компания не сталкивалась с такими трудностями в приобретении земли, как в Новосибирске. По его словам, компания даже хотела отказаться от строительства в этом городе, но перспективность местного рынка заставила продолжить поиски подходящего участка. В итоге центр “Мега” площадью 140 000 кв. м будет введен в эксплуатацию в октябре 2007 г., сообщил гендиректор IKEA в России и на Украине Пер Кауфманн. По его словам, объем инвестиций превысит $150 млн. В торговом центре расположатся магазин IKEA, не менее 50 павильонов, гипермаркет, каток, зал игровых автоматов, рестораны и кафе.
О намерении построить в Новосибирске собственные торговые центры заявили также сети “Лента” и Metro.
“Лента”, решив осваивать Новосибирск, приобрела площадку в 2,7 га у компании “Нидан”. Эксперты отмечают, что на решение “Нидана” продать участок повлияло ведущееся по соседству строительство ТЦ “Гигант”. Сумму сделки в компании не раскрывают, но участники рынка оценивают ее в $4-5,5 млн.
“Metro Cash & Carry — Россия” присматривает площадку под строительство собственного торгового центра площадью около 8000 кв. м. Планируется, что новый проект будет осуществлен до 2008 г. Стандартный объем инвестиций в проекты компании составляет до 20 млн евро.
Инвестировать в строительство собственных торговых центров решила и “Эльдорадо”. В Новосибирске компания реализует сразу три проекта торгово-развлекательных центров — на площади Маркса, в пойме реки Каменки и на улице Мостовой. Общая стоимость проектов составляет $220-270 млн. Как сообщил директор сибирского филиала компании Иван Устинов, своими силами “Эльдорадо” реализует только один проект — ТРК на 40 000 кв. м на площади Маркса. Объем инвестиций, по их подсчетам, составит от $40 млн. Торговый центр в пойме реки Каменки “Эльдорадо” намерена построить в партнерстве с холдингом “Сибирский гигант”. Эксперты говорят, что этот ТЦ станет самым крупным проектом “Эльдорадо” в Новосибирске. Его площадь составит 100 000-120 000 кв. м, планируемый объем инвестиций — от $150 млн. Также “Эльдорадо” выступила соинвестором в проекте “Сибирского гиганта” в торговом центре площадью 28 000 кв. м на площадке у Автовокзала.
Первой региональной компанией, открывшей собственный ТЦ, стала “Сибирская губерния”: ее гипермаркет “Алпи” площадью 10 000 кв. м распахнул двери для покупателей в конце октября 2005 г. В конце 2006 г. компания планирует открытие второго гипермаркета “Алпи” — на этот раз площадью 24 000 кв. м на улице Сухарной. В ее планах также строительство не менее 5-6 гипермаркетов в Новосибирске и, возможно, в области.
Кемеровская сеть “Кора”, решив осваивать регионы, выбрала формат крупных торговых центров. В 2007 г. компания планирует сдать торговый центр “Гуляй город” площадью около 40 000 кв. м. В нем разместится продуктовый гипермаркет “Кора”, магазины якорных арендаторов, развлекательная и бутиковая зоны, сообщила начальник дирекции по маркетингу сети “Кора” Татьяна Люлль.
Компания “Итера”, построившая крупнейший ТРЦ “Континент” площадью 26 000 кв. м летом прошлого года, сейчас строит второй торгово-развлекательный центр площадью 23 000 кв. м на улице Троллейной. “Наш центр расположится в спальном районе, поэтому под зону развлечений отдается 6500 кв. м. По сравнению с "Континентом" мы удвоили площадь кинотеатра — это будет 12-зальный мультиплекс”, — рассказывает о планах компании директор ТРЦ “Континент” Тимофей Мельников.
Компания “Труд”, сдавшая в декабре 2005 г. ТЦ “Москва” (общая площадь — около 22 000 кв. м) у центрального рынка, также не останавливается на достигнутом. Сейчас “Труд” заканчивает работу над небольшим торговым центром (площадь — 3500 кв. м) на пересечении Вокзальной магистрали и проспекта Димитрова, напротив ЦУМа. На конец 2006 г. намечена сдача первой и второй очередей комплекса “Манхэттен” площадью 48 000 кв. м, в котором около 10 000 кв. м займут торгово-развлекательные площади. “Оба комплекса будут востребованы — в первую очередь благодаря удачному местоположению — рядом с Вокзальной магистралью, одной из главных торговых улиц города”, — убежден заместитель гендиректора компании Анатолий Пастушенко.
Но, несмотря на обилие перспективных планов, реальная конкуренция между ТЦ появится не ранее чем через 2-3 года, когда на рынок придет множество федеральных игроков, считает Мельников. По его словам, недавно введенные объекты сейчас существуют в тепличных условиях — ставки аренды достигают 3000 руб. за 1 кв. м в месяц, а окупаемость не превышает 4-5 лет. В дальнейшем наименее удачные торговые центры неизбежно столкнутся с падением посещаемости и, как следствие, с оттоком арендаторов, добавляет Мельников.
Яна Янушкевич Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU