Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Безопасность бизнеса » Информационная безопасность

 

Информационная безопасность

 

 

Информация, особенно в электронном виде, может быть представлена в разных видах. Информацией можно считать и отдельный файл, и базу данных, и одну запись в ней, и целиком программный комплекс. Все эти объекты могут подвергнуться и подвергаются атакам со стороны асоциальных лиц. При хранении, поддержании и предоставлении доступа к любому информационному объекту его владелец или уполномоченное им лицо накладывает набор правил по работе с ней. Умышленное их нарушение классифицируется как атака на информацию.

загрузка...

 

 

1. Ситуация в области информационной безопасности.

С массовым внедрением компьютеров во все сферы деятельности человека, объем информации, хранимой в электронном виде, вырос в тысячи раз. Скопировать за полминуты и унести дискету с файлом, содержащим план выпуска продукции, проще, чем копировать и переписывать пачку бумаг. С появлением компьютерных сетей даже отсутствие физического доступа к компьютеру перестало быть гарантией сохранности информации. Какие возможные последствия атак на информацию ? Важнее всего, конечно экономические потери. Во-первых, раскрытие коммерческой информации может привести к серьезным прямым убыткам на рынке. Во-вторых, известие о краже большого объема информации серьезно влияет на репутацию фирмы. В-третьих, фирмы-конкуренты могут воспользоваться кражей информации для полного разорения фирмы, навязывая ей фиктивные или заведомо убыточные сделки. В-четвертых, подмена информации как на этапе передачи, так и на этапе хранения в фирме может привести к огромным убыткам. В-пятых, многократные успешные атаки на фирму, предоставляющую информационные услуги, снижает доверие к фирме у клиентов.

Компьютерные атаки приносят и огромный моральный ущерб. Никакому пользователю компьютерной сети не хочется, чтобы его письма кроме адресата получили еще 5-10 человек, или, весь текст, набираемый на клавиатуре, копировался в буфер, а затем при подключении к Интернет оправлялся на определенный сервер. А именно так часто и происходит. Несколько интересных цифр об атаках на информацию. Основные причины повреждений электронной информации распределяются следующим образом. Неумышленная ошибка человека - 52 % случаев, умышленные действия человека - 10 % случаев, отказ техники - 10 % случаев, повреж- дения в результате пожара - 15 % случаев, повреждения водой - 10 % случаев. Каждый десятый случай повреждения электронных данных связан с компьютерными атаками.

Что именно предпринимают злоумышленники, добравшись до информации, в 44 % случаев взлома были произведены непосредственные кражи денег с электронных счетов, в 16 % случаев выводилось из строя программное обеспечение, столь же часто - в 16 % случаев - проводилась кража информации с различными последствиями, в 12 % случаев информация была сфальси- фицирована, в 10 % случаев злоумышленники с помощью компьютера заказали услуги, к которым в принципе не должны были иметь доступа.

2. Категории безопасности.

Информация с точки зрения информационной безопасности обладает следующими категориями - конфиденциальность, целостность, аутентичность и апелируемость. Конфиденциальность - гарантия того, что конкретная информация доступна только тому кругу лиц, для кого она предназначена. Нарушение этой категории называется хищением или раскрытием информации. Целостность - гарантия того, что информация сейчас существует в ее исходном виде, при ее хранении или передаче не было произведено несанкционированных изменений. Нарушение этой категории называется фальсификацией сообщения. Аутентичность - гарантия того, что источником информации является именно то лицо, которое заявлено как ее автор. Нарушение этой категории называется фальсификацией автора сообщения. Апеллируемость - довольно сложная категория, часто применяемая в электронной коммерции - гарантия того, что при необходимости можно будет доказать, что автором сообщения является именно заявленный человек. Отличие этой категории от предыдущей в том, что при подмене автора кто-то пытается заявить, что он автор сообщения, а при нарушении апеллируемости сам автор пытается отказаться от слов, подписанных им.

В отношении информационных систем применяются иные категории - надежность, точность, контроль доступа, контролируемость, контроль идентификации, устойчивость к умышленным сбоям. Надежность - гарантия того, что система в нормальном и внештатном режимах ведет себя так, как запланировано. Точность - гарантия точного и полного выполнения всех команд. Контроль доступа - гарантия того, что в любой момент может быть произведена полноценная проверка любого компонента программного комплекса. Контроль идентификации - гарантия того, клиент, подключенный в данный момент к системе, является именно тем, за кого он себя выдает. Устойчивость к умышленным сбоям - гарантия того, что при умышленным внесении ошибок в пределе заранее оговоренных норм система будет вести себя нормально.

3. Модели защиты информации.

Одна из первых моделей была модель Биба. Согласно ей все субъекты и объекты предварительно разделяются по нескольким уровня доступа, а затем на их взаимодействия накладываются два ограничения. Во-первых, субъект не может вызывать на исполнение субъекты с более низким уровнем доступа. Во-вторых, субъект не может модифицировать объекты с более высоким уровнем доступа. Модель Гогера-Гезингера основана на теории автоматов. Согласно ей система может при каждом действии переходить из одного разрешенного состояния только в несколько других. Субъекты и объекты в данной модели защиты разбиваются на группы - домены, и переход системы из одного состояния в другое выполняется только в соответствии с таблицей разрешений, в которой указано какие операции может выполнять субъект. В данной модели при переходе системы из одного состояния в другое используются транзакции, что обеспечивает общую целостность системы.

Сазерлендская модель защиты делает акцент на взаимодействии субъектов и потоков информации. Здесь используется машина состояний со множеством разрешенных комбинаций состояний и набором начальных позиций. В данной модели исследуется поведение множественных композиций функций перехода из одного состояния в другое.

Важную роль в теории защиты информации играет модель Кларка-Вилсона. Основана данная модель на повсеместном использовании транзакций и оформлении прав доступа субъектов к объектам. В данной модели впервые исследована защищенность третьей стороны в данной проблеме - стороны, поддерживающей всю систему безопасности. Эту роль в информационных системах обычно играет программа-супервизор. В модели Кларка-Вилсона транзакции впервые были построены по методу верификации, то есть идентификация субъекта перед выполнением команды от него и повторно после выполнения. Это позволило снять проблему подмены автора в момент между его идентификацией и собственно командой. Модель Кларка-Вилсона считается одной из совершенных в отношении поддержания целостности информационных систем.

4. Известные методы взлома.

Злоумышленники тщательно изучают системы безопасности перед проникновением в нее. Часто они находят очевидные и простые методы взлома, которые разработчики просто проглядели, создавая возможно очень хорошую систему идентификации или шифрования. Рассмотрим популярные и очевидные технологии несанкционированного доступа. Вспомним старое правило: "Прочность цепи не выше прочности самого слабого звена". Эта аксиома постоянно цитируется, когда речь идет о компьютерной безопасности. Например, как ни была прочна система, если пароль на доступ к ней лежит в текстовом файле в центральном каталоге или записан на экране монитора - это уже не конфиденциальная система. Примеров, в которых разработчики системы защиты забывают или не учитывают простые методы проникновения в систему можно найти немало.

Например, при работе в сети Интернет не существует надежного автоматического подтверждения того, что данный пакет пришел именно от того отправителя (IP-адреса), который заявлен в пакете. Это позволяет даже при применении надежного метода идентификации первого пакета подменять все остальные, просто заявляя, что все они пришли тоже с этого IP-адреса.

Примерно та же проблема существует в сети Novell Netware - в ней сервер может поддерживать одновременно до 254 станций, и при наличии мощной системы идентификации аутентификация пакета ведется только по номеру станции. Это позволяет проводить следующую атаку - в присутствии в сети клиента-супервизора злоумышленнику достаточно послать 254 пакета с командой серверу, которую он хочет исполнить, перебрав в качестве псевдоотправителя все 254 станции. Один из отправленных пакетов совпадет с номером соединения, на котором находится клиент-супервизор и команда будет принята сервером к исполнению. Остальные 253 пакета будут проигнорированы.

В отношении шифрования - мощного средства защиты передаваемой информации от прослушивания и изменения - можно привести следующий метод, неоднократно использованный на практике. Злоумышленник, не зная пароля, которым зашифрованы данные или команды, передаваемые по сети, не может прочесть их или изменить. Но если у него есть возможность наблюдать, что происходит в системе после получения конкретного блока данных, то он может, не раскодируя информацию, послать ее повторно и добьется результатов, аналогичных команде супервизора.

Все это заставляет разработчиков защищенных систем постоянно помнить о простых и очевидных способах проникновения в систему и предупреждать их в комплексе.

5. Терминалы защищенной системы.

Терминалы - это точки входа пользователей в информационную сеть. Если к ним имеют доступ несколько человек, при их проектировании и эксплуатации необходимо тщательное соблюдение целого комплекса мер безопасности.Несмотря на самоочевидность, самым распространенным способом входа в систему при атаках на информацию остается вход через официальный log-in запрос в систему. Вычислительная техника, которая позволяет провести вход в систему , называется в теории информационной безопасности терминалом. Терминология восходит ко временам суперЭВМ и тонких терминальных клиентов. Если система состоит из одного персонального компьютера, то он одновременно считается и терминалом и сервером. Доступ к терминалу может быть физически, когда терминал - ЭВМ с клавиатурой и дисплеем, либо удаленным - чаще всего по телефонной линии ( в этом случае терминалом является модем, подключенный либо непосредственно к системе, либо к ее физическому терминалу).

При использовании терминалов с физическим доступом нужно соблюдать следующие требования. Защищенность терминала должна соответствовать защищенности помещения. Терминалы без пароля могут присутствовать только в тех помещениях, куда имеют доступ лица с соответствующим лил более высоким уровнем доступа. Отсутствие имени регистрации возможно только в том случае, если к терминалу имеет доступ только один человек, либо если на группу лиц, имеющих доступ, распространяются общие меры ответственности. Терминалы, установленные в публичных местах должны всегда запрашивать имя регистрации и пароль. Системы контроля за доступом в помещение с установленным терминалом должны работать полноценно и в соответствии с общей схемой доступа к информации. В случае установки терминала в местах с большим скоплением народа клавиатура и дисплей должны быть оборудованы устройствами, позволяющему видеть их только работающему в данный момент клиенту (непрозрачные пластмассовые или стеклянные ограждения).

При использовании удаленных терминалов необходимо соблюдать следующие правила. Любой удаленный терминал должен запрашивать имя регистрации и пароль. Того, чтобы якобы никто не знает шестизначного номера вашего служебного модема, не достаточно для конфиденциальности вашей системы. При наличии специального программного обеспечения, которое можно найти в сети Интернет, и тонового набора для одного звонка достаточно 4 секунд. Это означает, что за одну минуту можно перебрать около 15 номеров телефонной станции с тем, чтобы узнать существует ли на этом телефонном номере модем. За час таким образом можно перебрать 1000 номеров, а за рабочий день повтором в ночное время всю АТС - 10000 номеров. Подобные операции производятся довольно часто, особенно в отношении фирм, связанных с компьютерами и компьютерными сетями, а также в отношении промышленных предприятий. Вторым требованием является своевременное отключение всех модемов, не требующихся в данный момент фирме (по вечерам или во время обеда), либо не контролируемых в данный момент вашими сотрудниками. По возможности следует использовать схему возвратного звонка от модема, поскольку она гарантирует с уровнем надежности АТС то, что удаленный клиент получил доступ с определенного телефонного номера. Из log-in запроса терминала рекомендуется убрать все непосредственные упоминания имени фирмы, ее логотипы - это не позволит компьютерным вандалам перебирающим номера с модемами, узнать log-in какой фирмы они обнаружили. Для проверки правильности соединения можно использовать неординарную приветственную фразу, афоризм или фиксированную последовательность букв и цифр, которые будут запоминаться у постоянных операторов этого терминала. Также при входе в систему рекомендуется выводить на экран предупреждение о том, что вход в систему без полномочий преследуется по закону.

Безотносительно от физического или коммутируемого доступа к терминалу, линия, соединяющая терминал с зоной ядра информационной системы должна быть защищена от прослушивания или весь обмен информацией должен вестись по конфиденциальной схеме идентификации и надежной схеме аутентификации клиента. Дальнейшие действия взломщика, получившего доступ к терминальной точке входа могут развиваться по двум основным направлениям. Попытки выяснения пароля прямо или косвенно и попытки входа в систему, совершенно без знания пароля, основываясь на ошибках в реализации программного или аппаратного обеспечения.

Д.В. Кривопалов
d1@ngs.ru

По материалам отечественной прессы.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Информационная безопасность":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Государство и революция в сфере информационной безопасности

В 90-х годах Россия пережила тихую революцию, не замеченную общественностью и не оцененную по достоинству аналитиками. Речь идет о такой специфической области, как информационная безопасность. На рубеже 80-х и 90-х гражданин СССР, имевший ясные представления о криптографии, мог быть только сотрудником спецслужб или иностранным шпионом.

» Безопасность - 3281 - читать


Информационная безопасность и геоинформационные системы

Сегодня очень большое число предприятий используют в своей повседневной деятельности ГИС-средства. И это не только военные ведомства и исследовательские институты. Такие средства применяются в арсенале и небольших компаний, например, развозящих пиццу и прокладывающих на карте оптимальные маршруты.

» Безопасность - 3717 - читать


Информационная безопасность. Как много в этом звуке…

Задайте себе вопрос, что вы понимаете под информационной безопасностью? Для многих, увы, ответ будет навеян газетными заголовками и мифическими историями про хакеров. Однако, информация уже давно стала товаром и собственностью, и цели обеспечения ее безопасности тоже изменились.

» Безопасность - 2548 - читать


Информационная безопасность корпоративных (ведомственных) сетей связи

Введение В начале 90-х гг. прошлого века возникла новая угроза национальной безопасности. Появились такие понятия, как "информационное противоборство", "информационная война", "информационное оружие". В США, в Европе, а позже и в России стали проводиться НИОКР в области информационной безопасности (ИБ) и защиты информации, разрабатываться нормативные и руководящие документы, приниматься стандарты.

» Безопасность - 6116 - читать


Основные направления развития систем информационной безопасности

Дальнейший прогресс систем информационной безопасности связан с критериями экономической эффективности и степенью развитости рынка услуг в этой сфере. Однако полноценное формирование такого рынка невозможно без учета соответствующих коммерческих рисков, представляющих собой определенные соотношения факторов угроз - возможного ущерба и методов - затрат их нейтрализации. Информационно-аналитическое обеспечение безопасности В настоящее время расчет первой составляющей коммерче ...

» Безопасность - 4627 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Безопасность бизнеса » Информационная безопасность

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru