Опубликовано: журнал "Расчет"
Введение налогового учета стало головной болью не только для бухгалтеров, но и для компьютерщиков, разрабатывающих бухгалтерские программы. Впрочем, они тоже страдали за бухгалтеров, стараясь максимально быстро адаптировать свои 'детища' к последним изменениям.
Изобретать налоговые регистры самостоятельно не решился никто - все ждали рекомендаций МНС. Первой об обновлениях в конце декабря обЪявила фирма "1С", которая работала над их созданием совместно с Министерством по налогам и сборам. Большинство же разработчиков внесли изменения, касающиеся налогового учета, в свои программы только к середине января.
Основной целью всех компьютерщиков было облегчить работу бухгалтера, которому с 1 января приходится вести не один, а два учета, - то есть сделать так, чтобы как можно больше проводок и бухгалтерского, и налогового учета формировалось автоматически сразу после введения первичного документа. Однако пока это удалось далеко не всем.
"1С"
Регистры налогового учета в программе "1С:Бухгалтерия 7.7" версия 4.2 полностью соответствуют тем, которые были предложены МНС.
Хозяйственные операции отражаются в системе по правилам бухгалтерского учета. В конце отчетного периода часть регистров налогового учета заполняется автоматически на основе данных бухгалтерского учета. Сделать это можно, выбрав соответствующий пункт меню и отметив срок, за который формируется отчет. Для этого используется кнопка Заполнить.
Те операции, которые не отражаются в бухгалтерском учете, но должны быть отражены в налоговом, вводятся вручную в соответствующие таблицы, которые в руководстве по ведению учета в "1С: Бухгалтерия 7.7" называются налоговыми документами. Потом на основании данных этих налоговых документов также формируются налоговые регистры.
Много вопросов вызывает налоговый учет основных средств. В программе "1С" для отражения их в налоговом учете нужно выполнить определенные операции при оприходовании. Для основных средств и нематериальных активов, принимаемых к налоговому учету, нужно во время заполнения документа "Ввод в эксплуатацию" перейти к вкладке Налоговый учет и заполнить соответствующие поля: стоимость, срок службы, амортизационная группа и метод амортизации.
"Инфо-Бухгалтер"
Для ведения налогового учета в Плане счетов программы "Инфо-Бухгалтер" версия 8.3 открыт новый счет с кодом 0, который так и называется - "Регистры налогового учета". Сами регистры представлены в виде субсчетов этого счета. У регистров в свою очередь также есть свои субсчета, которые при желании можно редактировать.
Операции бухгалтерского и налогового учета делятся на три вида: совпадающие по времени и сумме, совпадающие по времени и не совпадающие по сумме (тогда в налоговом учете нужно ставить иную стоимость) и не совпадающие ни по одному из этих признаков.
К сожалению, меню налогового учета во все основные бланки еще не добавлено, поэтому налоговый учет в программе ведется вручную. Синхронизация данных в программе заключается пока только в том, что при удалении проводки по операциям первого и второго типа в бухгалтерском учете автоматически удаляется и соответствующая проводка налогового учета.
Отчеты в программе строятся по обороту каждого налогового счета независимо от уровня вложенности. Распечатать регистр налогового учета можно, запустив соответствующий бланк.
Комплексная бухгалтерия "КомТех"
Все настройки, связанные с введением налогового учета, в системе "КомТех" делают сами пользователи. Для этого в План счетов добавляется еще одна ветка под названием "Налоговый учет", внутри которой вводятся налоговые счета. Затем для каждого счета пользователь определяет набор справочников, в разрезе которых ведется учет в соответствии с положениями главы 25. Размер налоговой амортизации и базу для налогообложения определяет также пользователь, используя стандартные формулы, встроенные в систему.
Налоговые проводки формируются параллельно с бухгалтерскими, при этом все проводки попадают в журнал хозяйственных операций. При необходимости налоговые проводки можно выделить с помощью встроенных фильтров.
"Интеллект-Сервис"
В программе "БЭСТ-Про" налоговый учет выделен в отдельный План счетов. Проводки по счетам налогового учета делаются одновременно с бухгалтерскими.
Все операции налогового учета проходят по забалансовым счетам без двойной записи. В качестве номеров налоговых счетов используются счета, аналогичные счетам учета доходов и расходов в бухгалтерском учете, с добавлением буквы "Н" - "налоговый" (например, счет Н901 - "Учет доходов от реализации"). Каждому счету по необходимости присваивается ряд субсчетов.
Кроме основных счетов в системе есть промежуточные налоговые счета текущих затрат и расходов и промежуточные счета расходов будущих периодов. Информация на этих счетах накапливается в течение всего налогового периода. После истечения отчетного периода и определения расходов, относящихся к реализованной продукции, часть затрат автоматически списывается на налоговые счета расходов, снижая налогооблагаемую прибыль.
Для учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и начисления амортизации с целью налогового учета в карточках учета ТМЦ появились соответствующие поля для заполнения, где можно установить правила списания ТМЦ в налоговом учете. Кроме того, по каждой ТМЦ можно определять себестоимость для целей налогового учета.
Статья получена: Клерк.Ру