Опубликовано: журнал "Расчет" N 7 2002 год
Ольга САЛЬНИКОВА, эксперт "Расчета"
Обнародованным в июне приказом от 18 мая 2002 г. N 45н Минфин внес поправки в ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Изменениям подверглись лимит стоимости основных средств, которые можно списывать на затраты сразу после ввода в эксплуатацию, а также правила учета уценки основных средств.
Списание основных средств
Приказ N 45н установил новый лимит стоимости основных средств, которые можно списывать на затраты сразу после ввода в эксплуатацию. Теперь он составляет 10 000 рублей вместо 2000, как было до сих пор.
Новый лимит применяется "с бухгалтерской отчетности 2002 года", то есть с 1 января.
Приказ N 45н сблизил бухгалтерский и налоговый учет основных средств. Ведь, согласно статье 255 Налогового кодекса, предметы стоимостью не более 10 тысяч рублей можно сразу списывать на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.
Справедливости ради нужно отметить, что Минфин пытался устранить это противоречие между налоговым и бухгалтерским законодательством еще полгода назад. В письме от 27 декабря 2001 г. N 16-00-14/573 министерство советовало применять в бухучете лимит 10 000 рублей, не дожидаясь, когда будут внесены поправки в ПБУ 6/01.
Однако налоговики в ответ заявили, что при расчете налога на имущество нужно руководствоваться действующей редакцией ПБУ 6/01. Поэтому большинство предприятий продолжало применять лимит 2000 рублей. Теперь они должны сделать исправительные проводки. Фирмам, которые на свой страх и риск последовали рекомендациям Минфина, ничего исправлять не нужно.
- Пример
В январе ЗАО "Альфа" купило офисный стол стоимостью 3600 руб. (в том числе НДС - 600 руб.). Бухгалтер "Альфы" применял в бухучете лимит 2000 руб., поэтому стол был включен в состав основных средств. Срок его полезного использования был установлен равным 6 годам.
Бухгалтер "Альфы" сделал следующие проводки:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
- 3000 руб. (3600 - 600) - оприходован стол;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 600 руб. - учтен НДС;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
- 3000 руб. - стол передан в эксплуатацию.
С февраля по май по столу ежемесячно начислялась амортизация на сумму 41,67 руб. (3000 руб. : 6 лет : 12 мес.):
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
- 41,67 руб. - начислена амортизация.
Общая сумма амортизации, начисленной за 4 месяца, составила 166,68 руб. (41,67 руб. х 4 мес.).
В связи с изменением лимита бухгалтер "Альфы" должен сделать исправительные проводки (датировав их 30 июня):
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
- 166,68 руб. - сторнирована начисленная сумма амортизации;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 01
- 3000 руб. - стоимость стола списана на расходы.
Переоценка основных средств
Еще одно изменение, внесенное приказом N 45н в ПБУ 6/01, затронуло порядок отражения в бухучете результатов уценки основных средств. Если прежде суммы уценки учитывались в составе операционных расходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы", то теперь их нужно отражать на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Если уценивается основное средство, которое раньше дооценивалось, сумма уценки должна быть сначала списана со счета 83 "Добавочный капитал". Превышение суммы уценки над суммами предыдущих дооценок нужно отразить на счете 84.
Новые правила применяются с 1 января. Если предприятие в начале этого года отразило сумму уценки в составе операционных расходов, оно должно сделать исправительные проводки.
Пример
В феврале 2000 года ЗАО "Альфа" приобрело оборудование стоимостью 144 000 руб. (в том числе НДС - 24 000 руб.). Срок полезного использования оборудования составляет 10 лет. За 2000 год по нему была начислена амортизация на сумму 10 000 руб. (12 000 руб. : 12 мес. х 10 мес.).
В результате переоценки, проведенной по состоянию на 1 января 2001 года, первоначальная стоимость оборудования увеличилась на 30 000 руб. и составила 150 000 руб. Начисленная амортизация стала равна 12 500 руб. ((150 000 : 120 000) х 10 000).
Результаты переоценки бухгалтер "Альфы" отразил так:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 83
- 30 000 руб. - увеличена стоимость оборудования;
ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 02
- 2500 руб. (12 500 - 10 000) - доначислена сумма амортизации.
За 2001 год бухгалтер "Альфы" начислил по оборудованию амортизацию на сумму 15 000 руб. (150 000 руб. : 10 лет). Общая сумма начисленной амортизации составила 27 500 руб. (12 500 + 15 000).
В результате переоценки, проведенной по состоянию на 1 января 2002 года, первоначальная стоимость оборудования уменьшилась на 60 000 руб. и составила 90 000 руб. (150 000 - 60 000). Сумма начисленной амортизации стала равна 16 500 руб. ((90 000 : 150 000) х 27 500). Она уменьшилась на 11 000 руб. (27 500 - 16 500).
Бухгалтер "Альфы" отразил в учете результаты переоценки так:
ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 01
- 30 000 руб. - отражена уценка оборудования в пределах предыдущей дооценки;
ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 01
- 30 000 руб. - отражена уценка оборудования сверх предыдущей дооценки;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 83
- 2500 руб. - уменьшена амортизация оборудования в пределах предыдущей дооценки;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"
- 8500 руб. (11 000 - 2500) - уменьшена амортизация оборудования сверх предыдущей дооценки.
В связи с изменением правил отражения в учете уценки бухгалтер "Альфы" должен сделать исправительные проводки (датировав их 30 июня):
ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 01
- 30 000 руб. - сторнирована уценка оборудования сверх предыдущей дооценки, включенная в состав операционных расходов;
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 01
- 30 000 руб. - отнесена на нераспределенную прибыль уценка оборудования сверх предыдущей дооценки;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91 субсчет "Прочие доходы"
- 8500 руб. - сторнирована амортизация оборудования сверх предыдущей дооценки, включенная в состав операционных доходов;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 84
- 8500 руб. - отнесена на нераспределенную прибыль амортизация оборудования сверх предыдущей дооценки.
Статья получена: Клерк.Ру