Понятие свободы в методе Марии Монтессори.
Свободу М.Монтессори понимает как требование условий, наиболее благоприятствующих развитию всей личности ребенка. Этим предполагается свободное полноценное развитие мозга. Каждый взрослый, причастный к воспитанию и общению с детьми, и, особенно, детьми раннего возраста, должен быть проникнут чувством глубокого уважения и благоговения к жизни; наблюдая ребенка с гуманным интересом, он должен уважать развитие в нем этой жизни.
А под воспитанием следует понимать активное содействие, оказываемое нормальному выявлению жизни: ребенок – это тело, которое растет, и душа, которая развивается. У обеих этих форм, физической и психической, один и тот же вечный источник – сама жизнь. И мы не должны ни душить, ни искажать таинственных сил, заложенных в этих двух формах роста. Мы должны иметь терпение дождаться их проявлений, которые, как мы знаем, последует одно за другим. Внешняя среда при этом является вторичным фактором, она может содействовать или препятствовать, но среда не может создавать и творить. Современные теории эволюции определяют внутренний фактор главной силой в процессе превращений индивида. Но среда тем сильнее воздействует на него, чем менее он устойчив.
Подготовка «Монтессори-учителя».
Педагог, пожелавший освоить этот новый педагогический метод, кроме врожденного чувства благоговения перед любыми формами жизни, должен обладать значительным воображением, которое поможет ему стать соучастником этого творческого процесса. Монтессори-учитель будет постоянно работать со «скрытым» ребенком с огромной верой в то, что ребенок «откроет себя» в работе. Этот педагог должен освободить себя от всех предвзятых мнений об «уровнях» и «типах»; большие «отклонениях от нормы» не будут его сильно беспокоить. Задачей воспитателя будет наблюдение за ребенком, над тем и когда он сосредоточивается, потому что сущность ребенка, его индивидуальность, проявляется именно тогда, когда он находит интересную для себя работу.
Выделяются три этапа наблюдения и работы с детьми:
Первый этап. Учитель, являясь хранителем и опекуном окружающей ребенка среды, поляризует и привлекает внимание ребенка, который должен чувствовать себя максимально комфортно. Обязательными качествами воспитателя являются доброжелательность и спокойствие, аккуратность и чувство достоинства. Ведь воспитатель – это насущная составляющая мира ребенка.
На втором этапе наблюдения учитель, увлекая детей какой-то работой, не вмешивается в их деятельность, чтобы не прервать и не нарушить ее. Обоснованным будет только вмешательство и мягкое воздействие на неспокойного ребенка, нарушителю спокойствия. Применяется отвлекающий методический прием, или, в крайнем случае, перемещение ребенка вслед за учителем в другую часть комнаты или сад.
Третий этап. Способность детей к концентрации при работе с сенсорным материалом вырабатывается с течением определенного времени. Простые занятия из практической жизни помогут в этом лучше всего. И поэтому воспитатель должен проявить известное терпение, пока ребенок сможет найти в себе силы сосредотачиваться на чем-либо. Опыт показывает, что работа детей с сенсорным материалом бесполезна и вредна до тех пор, пока они не будут готовы извлечь из этого пользу. Этот этап очень хрупкий и учитель должен быть предельно осторожен. Но, после того, как ребенок выработает в себе способность сосредоточения, учитель должен быть осторожен вдвойне: он не должен вмешиваться в деятельность детей ни при каких обстоятельствах. Именно в этом учитель ошибается чаще всего. Даже проявление чуть большего внимания, помощь или поощрительное «хорошо», портит начатое. И может пройти значительное время, более двух недель, пока интерес ребенка появится снова.
Нужно учитывать, что проявляющийся интерес ребенка концентрируется не только на самой деятельности, но и, в значительной степени, на преодолении трудностей, связанных с ней. М.Монтессори выработала интересный принцип для этой стадии наблюдения: «Как только у ребенка проявилась способность концентрации, действовать так, как если бы ребенка не существовало вообще».
Начиная с этого момента ребенок больше никогда не становится жертвой скуки, заставляющей переходить его от одной вещи к другой, ни на чем не задерживаясь. Он вырабатывает способность целенаправленно искать и выбирать для себя занятие. При этом очень часто возникает одна из проблем, когда дети хотят одну и ту же игру. Но принцип невмешательства должен сохраняться неукоснительно; и, как правило, дети сами справляются с решением этой задачи. Учитель же время от времени только предлагает новые предметы для игр, учитывая, что уже исчерпаны возможности тех материалов, которые он использовал раньше.
Это умение учителя – невмешательство – приходит только с практикой, как и все остальное, но никогда не приходит легко. Ведь он должен научиться служить духу ребенка, он помогает пробуждению и развитию его духовного центра. Это искусство духовного служения. Необходимая подготовка детей для этого этапа – это приобретение первой независимости и самостоятельности, независимой воли и свободы выбора, умение работать без перерывов. Развитие ребенка продвигается по пути преодоления разных этапов независимости, следующих один за другим, и учитель должен приобрести методом наблюдения практические знания об этом процессе, он должен постичь «секрет детства».
Когда педагог делает это открытие, он приобретает глубокие знания о природе ребенка и особую любовь, «направленную не на отдельного человека, а на тайну, спрятанную в глубине его души». Когда дети раскрывают свои души, воспитатель, возможно, впервые постигает настоящую любовь, которая преобразует и его. Это то, что трогает сердца и постепенно изменяет людей. М.Монтессори написала по этому поводу: «Можно забыть имена детей, но нельзя стереть след, который произвели их души и любовь, которую они смоги разбудить».
Учитель может определить степень своего успеха работы с детьми. Дети будут работать в классной комнате так, как будто учителя в ней нет. И тогда учитель действительно с чувством удовлетворения ощутит свой вклад в развитие этих индивидуальностей. Он почувствует ценность своей работы и того, что он выполнил, в форме духовной удовлетворенности, у которой свои, новые, ценности.
Еще один важный момент – это осторожность в поощрении и похвалах ребенка. Проявляя равноценное внимание ко всем детям, воспитатель должен похвалить всех.
На высоком образовательном уровне такая справедливость является чем-то действительно духовным. Она гарантирует стремление ребенка сделать все возможное для своего продвижения вперед и обеспечивает каждое человеческое существо помощью, в которой оно нуждается, она содействует той энергии в человеке, которая вызывает работу. М.Монтессори уверена, что все эти принципы станут основой образования будущего общества. Она пытается донести до слуха всего человечества слова о ценности развития духовных качеств в детях именно в раннем возрасте одновременно с развитием всех его способностей. Ее многообразный опыт показал, что дети без вмешательства взрослых и посторонней помощи могут создать сознательное общество. В нашем представлении необходимы государственный строй, полиция, тюрьмы, солдаты и оружие. Дети же разрешают возникающие проблемы мирно. Они прекрасно демонстрируют то, что свобода и дисциплина – две стороны одной медали, а движение вверх, совершенствование – это закон жизни.