Кроме погружения в сон, при устранении нарушений сна, при перестройке ритма организма для уменьшения явлений десинхроноза, ритмостимуляция имеет еще одну интересную и важную область применения. Это педагогика. При обучении, когда требуется механическое запоминание (изучение иностранного языка), для лучшего восприятия информации большое значение имеет уровень бодрствования. Создание таких состояний в организме человека, при которых запоминание будет наилучшим, возможно при ритмостимулирующем воздействии.
Выше говорилось о ритмопедии, позволяющей при помощи аппарата ритмосна в полусонном состоянии проводить обучение иностранному языку.
Дальнейшее развитие ритмопедии, надо полагать, пойдет в направлении комплексного ритмического воздействия на обучающегося. Имеется в виду оптимальное сочетание световых и звуковых воздействий. Для достижения наиболее сильного действия на организм будет одновременно подбираться цвет и звуковая тональность. Правильно подобранный цвет и звуковой тон, действуя одновременно и усиливая друг друга, будут создавать резонанс восприятия информации.
Как известно, при любом резонансе воздействие лавинообразно усиливается, вызывая небывалый эффект. Величина резонанса и трудность его настройки будут зависеть от добротности данной системы.
На фоне цветового зрительного и тонального слухового восприятия можно подавать информацию для запоминания. Таким образом, ритмическое воздействие, создающее необходимый уровень сна, будет сочетаться с оптимальной подачей информации.
Ритмическое воздействие в процессе обучения можно использовать и непосредственно в самом процессе обучения. Примером может служить ритмический кратковременный показ зрительной информации, воспринимаемой на уровне подсознания. Информация может быть показана на экране либо через диапроектор (изображение дается с определенной частотой), либо при демонстрации кинофильма, в котором каждый 25-й кадр - материал для восприятия через подсознание. Оптимальная частота мельканий изображения близка к частоте альфа-ритма биотоков мозга. По-видимому, управление наиболее эффективно, если частота мельканий согласуется с частотой альфа-ритма каждого испытуемого. Исследования по подбору оптимальной частоты мельканий проводились в лаборатории биокибернетики ВНИИТ, руководимой В. В. Петрусинским.
Обучение с помощью ритмических воздействий предполагает их использование не только до процесса обучения (расслабленное состояние и поверхностный сон) и во время обучения (расслабление, начальные стадии сна и показ информации), но и после окончания обучения (поверхностный сон). Дело в том, что хорошее закрепление воспринятой информации по законам психологии лучше всего происходит тогда, когда после обучения отсутствуют какие-либо внешние и внутренние факторы, интерферирующие с информацией, которые при некотором сходстве даже вытесняют ее.
Исследования показали, что если испытуемые в течение 30 мин. ничем не занимались, то через полчаса после занятий они в состоянии воспроизвести 50-55% усвоенного материала. В связи с этим для уменьшения интерференции закрепляемой и посторонней информации лучше всего, если испытуемый после обучения будет спать в течение получаса. Сон после обучения уменьшает забывание примерно в два раза.