ОБЫЧНО лень и безответственность ходят в одной упряжке. Жалоба родителей на то, что их сын или дочь ничего не делает по дому, — очень распространенная. Назовем основные причины этого, зависящие опять же от родителей:
1. Чадо сызмальства не приучено к самообслуживанию, нет привычки помогать маме и папе. Либо в младенчестве ребенок больше жил с сердобольной бабушкой, а та говорила: «Не мой посуду, еще наработаешься».
2. В семье вообще царит расхлябанный, не деловой стиль жизни. Например, у мамы нет привычки убирать свою одежду в шкаф, она ходит в рваном халате, в кухне часто остается до утра грязная посуда, да и вообще квартира сильно запущена, давно не ремонтировалась, и пропадает желание в ней убираться и вообще что-нибудь делать.
3. В семье нет духа коллективизма, взаимопомощи, не принято что-то делать вместе (произвести ремонт, обработать садовый участок, заняться совместным предпринимательством и т.д.).
4. Неравноправие. Допустим, отец и сын по дому ничего не делают, а все домашние обязанности свалили на женскую половину семьи: маму и дочку. Другой вариант: младшему члену семьи отфутболивают самые непривлекательные домашние дела.
5. Низкая самооценка родителей, они чувствуют (например, из-за скромных заработков) себя виноватыми перед ребенком и не осмеливаются ему давать поручения.
6. Нет одобряющей реакции за хорошо сделанную сыном или дочерью работу. Мол, сделал(-а) — так и должно быть, с какой стати в похвалах рассыпаться?
7. Отсутствие постоянных обязанностей. У родителей в зависимости от их настроения меняются требования: то смотрят сквозь пальцы на неубранную постель отпрыска, а то вдруг заставляют всю квартиру убирать. Либо мама неожиданно с приказом что-то сделать, причем немедленно, вклинивается в планы сына или дочери.
8. Что-то делать родители принуждают грубо или занудливо, что создает у подростка протестный барьер. В нашем обществе еще часто путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство», считают, что с 7 лет ребенок должен учиться — и с него хватит, труд — удел взрослых, когда прижмет. У многих мам происходит роковая подмена цели. Они хотят, чтобы их ребенку было хорошо, а не чтобы он был хорошим. Стараются доставлять радости, удовольствия, а не учить преодолевать трудности, брать барьеры и как самый трудный барьер — преодоление себя, своего «хочу». Но армейский принцип «тяжело в учении — легко в бою» актуален и в воспитании. Беззаботная жизнь в детстве непременно переносит акцент жизненных устремлений с деятельности на отдых. Целью жизни становятся удовольствия, развлечения.
Совершают большую ошибку родители, которые ограничивают самостоятельность младенца, стараясь избежать его царапин, разбитой чашки, испачканной скатерти. Как дорого потом обходится эта сохраненная чашка, когда подросшая дочь отказывается сходить в аптеку за лекарствами для заболевшей матери! Все маленькие победы (сумел сам застегнуть пуговицы, сам почистил ботинки, помыл тарелку и т.д.) необходимы, как воздух, ради доказательства себе и окружающим, что он на что-то способен. Если не дать ребенку самоутверждаться в позитивном, он будет это делать в негативном (так тоже рождаются вандалы).
И еще важно использовать желание ребенка помочь, например, папе делать полку не в роли мальчика на побегушках («подай молоток», «принеси стакан воды», «закрой дверь» и т.д.), а в основных операциях, пусть даже эта помощь для папы будет символической. Вообще дошколята бросают свои кубики, куклы и совки и возникают тут как тут, едва мы беремся что-нибудь делать: вешать ли ковер, ремонтировать автомобиль или сажать яблони. И сразу горят желанием помогать. Но мы часто их отпихиваем «иди, гуляй!». Когда через 10–12 лет получаем то, за что боролись, возмущаемся или обижаемся.
Родителей с детьми часто ничего не связывает, дети не продолжают дело родителей, поскольку в большинстве случаев нет этого самого дела. Между тем дети любят коллективный труд. Совместная деятельность уходит корнями в глубины веков, сельский труд всегда был семейным. Нынешняя предпринимательская деятельность, всеобщая компьютеризация общества позволяют опять объединить труд мужа и жены, родителей и детей, что может стать цементирующим фактором семейных уз. Хорошо, если в каких-то делах отпрыск будет ответственным лицом, даже руководителем.
Дети легче втягиваются в домашний труд, когда, во-первых, все в семье чем-то заняты, а во-вторых, обязанности по дому распределяются справедливо. Во многих же семьях наблюдается дискриминация, когда родители забирают себе приятные обязанности (например, распределение семейного бюджета), а детям сбагривают самые скучные и грязные дела. Понятно, большого желания каждый день мыть тарелки и выносить мусор у подростков не появляется.
Справедливее поступить следующим образом: составить список больших и маленьких, эпизодических и каждодневных, приятных и самых противных домашних дел. Допустим, их наберется семьдесят. Затем на семейном совете распределить их между всеми членами семьи в зависимости от занятости, от возможностей и желания каждого члена семьи, причем неприятные и однообразные дела — поровну.
Закреплению привычки способствуют постоянные обязанности. Если родители хотят, чтобы дети обязанности выполняли четко, они сами должны свои выполнять без задержек.
Алексей БУЛГАКОВ
(Из книги «Трудные подростки»)
Статья получена: www.Mamochka.kz