Нужно помнить и о том, что тесты и способы оценки психофизического развития не стоит воспринимать, как единственную истину.
Каждый ребенок растет и развивается по-своему, и никакой тест не может дать точного ответа, каким вырастет ребенок, какими будут его мышление, память, внимание. Конечно, оценивать умственное развитие необходимо, чтобы вовремя заметить отклонения от нормы. Если ребенок развивается с отставанием, это может быть вызвано болезнью или травмой мозга. Очень плохо на маленьких детях сказывается недостаток внимания со стороны родителей. Малыши ведь так нуждаются в общении, даже когда еще не могут говорить и не различают слов речи.
Обстановка, в которой растет маленький ребенок, сильно влияет на то, как он будет умственно развиваться. От наследственности или природы зависит не так много, как считают некоторые. Пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает», - не всегда справедлива. Много случаев, когда детей, рожденных неблагополучными родителями, усыновляла нормальная семья, и малыши росли и развивались без отклонений. Правда, темперамент и характер частично достаются ребенку по наследству. Воспитание, конечно, может очень многое изменить, и нельзя утверждать, что какие-то плохие качества у ребенка - врожденные, и их не переделать.
Как же идет умственное развитие детей в возрасте до года? В первые два-три месяца ребенок мало интересуется внешним миром. Для малыша главнее потребности организма, и они играют самую важную роль в поведении детей в это время. Если младенец чувствует себя плохо из-за того, что голоден, что у него что-то болит, то он плачет и ощущает себя несчастным и брошенным. Наевшись, довольный и удовлетворенный малыш засыпает. Начиная с трехмесячного возраста, ребенок все больше интересуется окружающим миром, присматривается к тому, что происходит вокруг. Например, если в соседней комнате начинает играть музыка, малыши обычно затихают и начинают прислушиваться к ней.