Напомним, что концепция развития автомобильной промышленности вносилась на рассмотрение уже три раза, и это не считая предложений о повышении пошлин на иномарки, которые существовали до концепции. Однако премьер всегда отклонял эти предложения, ссылаясь на недостаточную проработку документов.
Основной идеей новой концепции является интеграция отечественного автопрома в мировой рынок и создание современных качественных, безопасных и экологически чистых автомобилей.
Для этого предусматриваются меры по созданию на территории России новых мощностей по выпуску автомобилей, в том числе и с участием иностранных инвесторов. Среди таких мер в частности значится снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в России.
Для стимуляции заводов к созданию экологически чистого автомобиля в 2004 году предполагается перейти на экологические нормы евро-2 и евро-3, а в 2007 году – евро-4. В 2010 году должен произойти переход на электронное управление работы двигателя и автомобиля в целом (что конкретно скрывается под этой умной фразой не совсем понятно).
Главный же вопрос, который волновал российских автолюбителей в последнее время, связан с пошлинами на иномарки. Согласно новой концепции пошлины повышаться не будут – на все автомобили независимо от возраста ставка составит 25%. Данная ставка будет действовать в течение 7 лет, а затем она начнет снижаться. Кроме того, на отдельные виды не производящихся в России транспортных средств пошлины могут быть снижены.
А вот для того, чтобы хоть как-то сделать невыгодным покупку подержанных автомобилей, предусматривается повышение страховых взносов для машин старше 7 лет, причем не только на иномарки, но и на отечественные авто. На сколько – пока не известно.
Помимо мер, направленных на развитие отечественного автопрома, в концепции есть и анализ ситуации развития на российском автомобильном рынке. Так, на данный момент потребность в легковых автомобилях в России удовлетворены на 70-75%, по грузовым – на 85-90%. В 2001 году было продано 1,4 млн. автомобилей, из них 900 тыс. – российского производства. В 2010 году должно продаваться 2,5 млн. автомобилей, что позволит увеличить общий парк легковых автомобилей с 21 млн. штук до 33 млн.