В американском издании ["Деньги и медицина - Медскейп" (Medscape Money & Medicine), 2001. 2001 Medscape, Inc.] автор статьи "Врачи медленно привыкают к электронным средствам связи", Кристин Виб, жалуется на то, что врачи США очень медленно и неохотно приучаются к заочному консультированию пациентов по Интернету. Она пишет: "Пока не собрано достаточно свидетельств о том, каким образом электронная почта будет экономить время и деньги врачей, а также улучшать уход за больными. Но некоторые крупные программы здравоохранения и группы работодателей пытаются продемонстрировать преимущества".
Это тем более удивительно для США, граждане которых привыкли по электронной почте общаться со всем миром - банками, школами, коллегами, родными, незнакомыми и знакомыми.
Марк Бард - директор отдела здравоохранения компании "Сайбер Дайалог" - маркетинговой фирмы, занимающейся базами данных - говорит, что врачи не понимают, каким образом это может экономить время и деньги и улучшать уход за пациентами. "А между тем, именно эти три причины способны убедить врачей в необходимости общения с пациентами в режиме онлайн", - добавляет он.
В США сейчас осуществляется несколько пилотных проектов по электронной связи врачей и пациентов, причем все они организованы страховыми и медицинскими группами. Понятно, что процесс предполагается обоюдоострый: когда врачи получат доказательства того, что Интернет способен экономить время, приносить пользу пациентам и давать прибыль врачам, его использование станет более активным, что привлечет следующую волну врачей-пользователей и т.д. В настоящее время не более 15-20 % врачей общаются с пациентами при помощи электронной почты. Для остальных эта практика неприемлема из-за нерешенных вопросов об оплате труда и безопасности.
"Среди врачей нарастает возмущение тем, что им не оплачиваются консультации по телефону", - говорит Джон Родригес-мл. из Американской академии отоларингологии. Его организация разрабатывает способы оплаты консультаций по телефону и по электронной почте.
Чаще всего врачи используют электронную почту для контактов с сердечниками, у которых диагноз установлен и не меняется в течение длительного времени, но которые, тем не менее, должны постоянно находиться под наблюдением.
"First Health Group Corp." - государственная организация по контролю над обслуживанием больных - провела тестирование собственной системы связи в Интернете и недавно предложила ее почти 200 хроническим больным. Врачам выплачивают 25 долларов за "эпизод", который может включать несколько сообщений по электронной почте. 15 фирм включили контакты по электронной почте в пакет предоставляемых услуг.
Программы Силиконовой долины и "Голубого щита" пользовались услугами корпорации "Хелинкс", в том числе вэбсайтом, использующим форматированные сообщения для структурирования связи между пациентами и врачами.
"Весь мир движется в век электроники", - говорит Дебора Ойт из программы "Коннектикэр" (www.ctcare.com), непосредственно связанной с пилотным проектом. "Самой сильной движущей силой этого процесса являются потребители", - говорит она.
"Если бы мы начали общаться с пациентами в режиме онлайн, наши взаимоотношения с ними стали бы более плодотворными, - говорит Джек Рид, президент "ProHealth Physicians" - сети из 180 провайдеров (www.prohealthmd.com), проводящий тесты совместно с "ConnectiCare".
Страховые компании считают, что "особенно улучшатся профилактические мероприятия, поскольку рутинные проблемы будут решаться до того, как они станут серьезными заболеваниями". Они не считают, что консультации по электронной почте позволит экономить деньги. Скорее, они придают программе дополнительную ценность, позволяя сделать ее более конкурентоспособной.
"Будучи страховщиками, мы не можем заставить их делать это, - говорит представитель страховой компании. - Мы только можем сказать: "Этого хотят пациенты, и мы готовы платить за это", а потом им уже решать, хотят ли они получить деньги или нет".
Многие вэбсайты предоставляют свои площади для частно практикующих врачей, чтобы те могли переписываться с пациентами по электронной почте. Однако таких желающих немного.
"Мы натолкнулись на стену сопротивления. Многие из врачей просто технофобы!" - говорит представитель медицинского общества Родригес. "Некоторые врачи старшего поколения, очевидно, не решаются вступить в век электроники. Но многие просто высокомерны и считают, что переписка по электронной почте им совсем ни к чему".
Аналитик Бард предрекает появление в скором будущем экономических стимулов. "Вы увидите, что врачи гораздо энергичнее будут использовать электронную почту, когда из-за своей непродвинутости они будут рисковать потерять доход", - предсказывает он. Исследования, проведенные этой фирмой, показывают, что некоторые клиенты готовы лечиться у другого врача, лишь бы переписываться с ним по электронной почте.
"Электронная почта станет еще одним каналом общения с клиентами", - говорит Бард, так же, как общение в кабинете, по телефону - вскоре, вероятно, по электронной почте".
Вам не кажется, что эта статья пришла к нам из ХХ века? Во всяком случае, раз уж Вы читаете эти строки, то находитесь на медицинском сайте и легко можете перейти к непосредственному общению с его авторами, задать вопрос и получить квалифицированный ответ. Более того, многие медицинские учреждения России (обычно, частные) ведут консультации в режиме он-лайн, причем практикуют это далеко не первый год.
Мало того, на наши медицинские сайты то и дело приходят письма из ближнего и дальнего зарубежья, словно в этих странах нет своих интернет-консультантов. А может, и вправду - НЕТ?
Иначе как расценить письма типа "Мне больше не к кому обратиться", "А как это обьяснить местному врачу, который понимает только латинскую терминологию", "На очный прием нет ни времени, ни денег, а заочно никто не консультирует".
Причем, подобные письма периодические появляются на основных наших медицинских сайтах, а география адресатов более, чем широка - от почти родного Израиля, через Польшу и Францию, до далеких Штатов.
К сожалению, большой и хорошей статистики по интернетовским медицинским проектам нет, но отдельные сообщения, а также личные контакты позволили сделать вывод о том, что наличие собственного сайта - ознакомительного, с разделом ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ и он-лайн проектами не только просвещают пользователей, но и позволяют им более активно ориентироваться в мире медицинского бизнеса.
Кроме того, некоторые клиники ведут активную переписку с потенциальными пациентами, а также теми, кто уже побывал на обследовании или лечении и теперь добирает недостающее здоровье в родных стенах или на курорте. Такое содружество позволяет обеим сторонам остаться в прибыли: фирмам - в материальном плане, а пациентам поправить здоровье, не выходя из дома.
Ну так и не стесняйтесь - задавайте вопросы, путешествуйте по сайтам, ищите и сравнивайте, лечитесь и наблюдайтесь - лишь бы здоровье было.
А то, что и в этом деле мы впереди планеты всей - так нам не привыкать.
ЮРИЙ ПРОКОПЕНКО
Юрий ПРОКОПЕНКО
Статья получена: www.ma-ma.ru