Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Семейная психология » Эмоции малыша в первый год жизни

 

Эмоции малыша в первый год жизни

 

 

Существует большое количество определений понятия «эмоция», предложенных учеными разных стран и в разное время. Мы ограничимся только наиболее распространенным пониманием эмоций как переживаний. В этих переживаниях отражаются отношения человека к событиям внешнего мира и к самому себе.

Эмоции, как и все другие психические качества человека, формируются в процессе жизни, в процессе деятельности, являясь ее субъективным продуктом.

Ученые выделяют наряду с эмоциями, как относительно простыми переживаниями, переживания более сложные.

загрузка...

 

 

Это — чувства, имеющие общественную, социальную природу. Мы, однако, будем говорить об эмоциях, так как они более характерны для детей первого года жизни, хотя уже в этом возрасте начинают формироваться социальные чувства.

Возникновение эмоций у человека связано с высокой активностью его нервной системы и, в частности, тех ее отделов, которые ответственны за регуляцию деятельности внутренних органов. Именно поэтому при переживаниях, в зависимости от их глубины и продолжительности, изменяется процесс дыхания, пищеварения, обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы. Значительные сдвиги могут происходить в работе желез внутренней секреции, которые, как и нервная система, управляют функциями всех органов. Гипофиз и надпочечники выделяют в кровь дополнительную, иногда избыточную Порцию адреналина и норадреналина, регулирующих кровяное давление и обмен веществ. При эмоциях в венозной крови изменяется содержание ацетилхолина—химического вещества, участвующего в передаче нервных импульсов.

Так физиологически проявляются переживания.

Младенец в первые часы своего существования может выразить плачем неудовольствие болевыми ощущениями, низкой температурой и т. д. Но все это элементарные эмоции, хотя и весьма важные для развития механизмов приспособления ребенка к внешней среде. Неизмеримо большее значение имеют эмоции, возникающие вследствие взаимоотношений ребенка с взрослыми, и эмоции, возникающие в процессе совершенствования способов действия ребенка в какой-либо ситуации.

Рассмотрим это на примере. Свет попадает в глаза ребенку, и глаз мгновенно закрывается, регулируя количество света, проникающего на сетчатку. Эту операцию ребенок производит без всяких усилий, и она не вызывает у него никаких эмоций. Данная реакция осуществляется непроизвольно, т. е. способ действия достаточно совершенен. Но ребенок первых недель жизни еще не может следить обоими глазами за движущимся предметом, так как он еще не обладает бинокулярным зрением (видение одновременно двумя глазами). Решая для себя непосильную задачу и не справляясь с ней, малыш начинает плакать. Это отрицательная эмоция. Но поставим эту же задачу, перед ребенком спустя полтора месяца. Он решает ее успешно, хотя и с незначительным усилием. Но теперь мимика его лица обнаруживает все признаки положительной эмоции, радостного удивления, удовлетворения от преодоления трудностей. Что же произошло? В течение полутора месяцев у ребенка сформировался способ действия, т. е. умение бинокулярно фиксировать приближающиеся предметы.

Анализ поведения ребенка показывает, что во всех случаях, когда ему приходится удовлетворять какие-либо органические потребности, его эмоции зависят от того, обладает или не обладает он совершенными способами действия в данной ситуации.

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Положительные эмоции создают наилучший жизненный тонус для всех видов деятельности человека, и особенно для растущего и развивающегося организма ребенка.

Но не нужно думать, что отрицательные эмоции играют какую-то роковую роль в развитии и состоянии здоровья малыша.

При отрицательных и положительных эмоциях внутренние органы и системы получают соответствующую команду, регулирующую их функционирование. Иначе говоря, организм быстро подготавливается к той деятельности, которую ему предстоит осуществить.

Даже при такой простой эмоции, какой является чувство голода, в организме происходят сложные процессы в системе кровообращения, деятельности пищеварительных желез (выделение желудочного сока и т. д.).

При испуге, например, человек бледнеет. Это происходит потому, что большое количество крови из сосудов кожи быстро поступает к основным органам (к сердцу, к легким, к мышцам) для того, чтобы обеспечить усиленную работу, которая, возможно, им предстоит в данной ситуации.

Таким образом, даже отрицательные эмоции целесообразны.

Исключение представляют лишь длительные отрицательные эмоции, сковывающий страх или неуемный гнев, следствием которых действительно могут быть приступы стенокардии, инфаркт миокарда, мозговые кровоизлияния. Но эпизодические отрицательные эмоции не опасны для человека и тем более для ребенка.

Естественные и не затягивающиеся надолго отрицательные эмоции ребенка, стимулирующие его к активности и, главное, сопровождающиеся желанным результатом, достигнутым путем собственных усилий, имеют, несомненно, положительное значение.

Например, малыша заинтересовала лежащая на некотором расстоянии от него игрушка. Криком он хочет привлечь внимание матери к себе. Но мать не реагирует на его крик, и здесь отрицательная эмоция побуждает ребенка к активности. Он вынужден сам ползком преодолеть пространство. При этом он обретает не только радость маленькой победы, но и представление о том, что самостоятельные действия могут привести к нужному результату.

Без отрицательных эмоций ребенок не получит представления о результатах собственных усилий, а значит, не познает истинной радости.

Отрицательные и положительные эмоции теснейшим образом связаны со всеми видами жизнедеятельности. И до тех пор, пока сознание ребенка не достигнет определенного уровня, регулятором его деятельности будут эмоции.

Неблагоприятно сказывается на психическом состоянии ребенка и его эмоциональном состоянии недостаток внимания со стороны взрослых.

Недостаток впечатлений (сенсорный голод) часто приводит к тяжелому заболеванию — госпитализму. Но фактически за недостатком впечатлений скрывается эмоциональный голод, остановка эмоционального развития на уровне примитивных врожденных эмоций, которые вследствие «неупотребляемости» также начинают постепенно угасать. Возникает удручающе убогая эмоциональная окаменелость и задержка психического развития. Столь богатый в естественных условиях внутренний мир годовалого ребенка при эмоциональной атрофии сужается до примитивных эмоций, связанных с удовлетворением потребности в пище. Но так как в человеческой среде и эта потребность удовлетворяется без особых затрат энергии, эмоциональная жизнь ребенка приближается к нулю. В таком случае действительно можно опасаться необратимых или трудноустранимых тяжелых аномалий психического развития ребенка.

Эмоциональная жизнь ребенка первого года жизни, наполненная обилием впечатлений, радостью общения с взрослыми, имеет огромное значение для его общего психического и физического развития.
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Эмоции малыша в первый год жизни":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Как развивается психика малыша первого года жизни

С момента рождения ребенка начинается новый этап его развития, который характеризуется переходом из относительно однородной среды материнского организма в мир, полный разнообразных раздражителей. Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). Младенец вооружен определенным количеством безусловных рефлексов (защитные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые, сосательный и т. д.), которые проявляю ...

» Семейная психология - 3733 - читать


Упражнения и развивающие игры для ребёнка первого года жизни

Комната, в которой находится новорожденный, должна быть светлой, стены желательно оклеить в яркие цветастые обои. Поскольку ребенок смотрит в основном на потолок, он тоже может быть цветным. Над кроваткой подвешивают яркие крупные игрушки (на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка).

» Развивающие игры и игрушки - 4557 - читать


Закаливание детей первого года жизни

Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение.

» Развивающие игры и игрушки - 2955 - читать


Прикус ребенка первого года жизни

Страшно сказать, но о прикусе малыша следует задумываться еще до того, как у него начнут резаться первые зубки. Маме, которая озадачена стулом ребенка, которая ночи не спит, разделяя с малышом его беспокойство от зудящих диатезных пятен, держать в уме еще и эту проблему, это разновидность утонченной пытки, друзья мои. Но для мам, чьи детки здоровы и чудесно развиваются, чем не повод для головной боли!

» Питание и уход за младенцами - 2815 - читать


Простуда и ОРВИ у детей первого года жизни

На вопрос о том, болел ли он когда-нибудь ОРВИ, каждый из нас ответит утвердительно. Действительно, острые респираторные вирусные инфекции являются наиболее распространенными инфекционными заболеваниями. Но когда этим недугом страдает грудной ребенок, его родители особенно беспокоятся и переживают.

» Питание и уход за младенцами - 3030 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Семейная психология » Эмоции малыша в первый год жизни

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru