Эмоции, как и все другие психические качества человека, формируются в процессе жизни, в процессе деятельности, являясь ее субъективным продуктом.
Ученые выделяют наряду с эмоциями, как относительно простыми переживаниями, переживания более сложные.
Это — чувства, имеющие общественную, социальную природу. Мы, однако, будем говорить об эмоциях, так как они более характерны для детей первого года жизни, хотя уже в этом возрасте начинают формироваться социальные чувства.
Возникновение эмоций у человека связано с высокой активностью его нервной системы и, в частности, тех ее отделов, которые ответственны за регуляцию деятельности внутренних органов. Именно поэтому при переживаниях, в зависимости от их глубины и продолжительности, изменяется процесс дыхания, пищеварения, обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы. Значительные сдвиги могут происходить в работе желез внутренней секреции, которые, как и нервная система, управляют функциями всех органов. Гипофиз и надпочечники выделяют в кровь дополнительную, иногда избыточную Порцию адреналина и норадреналина, регулирующих кровяное давление и обмен веществ. При эмоциях в венозной крови изменяется содержание ацетилхолина—химического вещества, участвующего в передаче нервных импульсов.
Так физиологически проявляются переживания.
Младенец в первые часы своего существования может выразить плачем неудовольствие болевыми ощущениями, низкой температурой и т. д. Но все это элементарные эмоции, хотя и весьма важные для развития механизмов приспособления ребенка к внешней среде. Неизмеримо большее значение имеют эмоции, возникающие вследствие взаимоотношений ребенка с взрослыми, и эмоции, возникающие в процессе совершенствования способов действия ребенка в какой-либо ситуации.
Рассмотрим это на примере. Свет попадает в глаза ребенку, и глаз мгновенно закрывается, регулируя количество света, проникающего на сетчатку. Эту операцию ребенок производит без всяких усилий, и она не вызывает у него никаких эмоций. Данная реакция осуществляется непроизвольно, т. е. способ действия достаточно совершенен. Но ребенок первых недель жизни еще не может следить обоими глазами за движущимся предметом, так как он еще не обладает бинокулярным зрением (видение одновременно двумя глазами). Решая для себя непосильную задачу и не справляясь с ней, малыш начинает плакать. Это отрицательная эмоция. Но поставим эту же задачу, перед ребенком спустя полтора месяца. Он решает ее успешно, хотя и с незначительным усилием. Но теперь мимика его лица обнаруживает все признаки положительной эмоции, радостного удивления, удовлетворения от преодоления трудностей. Что же произошло? В течение полутора месяцев у ребенка сформировался способ действия, т. е. умение бинокулярно фиксировать приближающиеся предметы.
Анализ поведения ребенка показывает, что во всех случаях, когда ему приходится удовлетворять какие-либо органические потребности, его эмоции зависят от того, обладает или не обладает он совершенными способами действия в данной ситуации.
Эмоции бывают положительными и отрицательными. Положительные эмоции создают наилучший жизненный тонус для всех видов деятельности человека, и особенно для растущего и развивающегося организма ребенка.
Но не нужно думать, что отрицательные эмоции играют какую-то роковую роль в развитии и состоянии здоровья малыша.
При отрицательных и положительных эмоциях внутренние органы и системы получают соответствующую команду, регулирующую их функционирование. Иначе говоря, организм быстро подготавливается к той деятельности, которую ему предстоит осуществить.
Даже при такой простой эмоции, какой является чувство голода, в организме происходят сложные процессы в системе кровообращения, деятельности пищеварительных желез (выделение желудочного сока и т. д.).
При испуге, например, человек бледнеет. Это происходит потому, что большое количество крови из сосудов кожи быстро поступает к основным органам (к сердцу, к легким, к мышцам) для того, чтобы обеспечить усиленную работу, которая, возможно, им предстоит в данной ситуации.
Таким образом, даже отрицательные эмоции целесообразны.
Исключение представляют лишь длительные отрицательные эмоции, сковывающий страх или неуемный гнев, следствием которых действительно могут быть приступы стенокардии, инфаркт миокарда, мозговые кровоизлияния. Но эпизодические отрицательные эмоции не опасны для человека и тем более для ребенка.
Естественные и не затягивающиеся надолго отрицательные эмоции ребенка, стимулирующие его к активности и, главное, сопровождающиеся желанным результатом, достигнутым путем собственных усилий, имеют, несомненно, положительное значение.
Например, малыша заинтересовала лежащая на некотором расстоянии от него игрушка. Криком он хочет привлечь внимание матери к себе. Но мать не реагирует на его крик, и здесь отрицательная эмоция побуждает ребенка к активности. Он вынужден сам ползком преодолеть пространство. При этом он обретает не только радость маленькой победы, но и представление о том, что самостоятельные действия могут привести к нужному результату.
Без отрицательных эмоций ребенок не получит представления о результатах собственных усилий, а значит, не познает истинной радости.
Отрицательные и положительные эмоции теснейшим образом связаны со всеми видами жизнедеятельности. И до тех пор, пока сознание ребенка не достигнет определенного уровня, регулятором его деятельности будут эмоции.
Неблагоприятно сказывается на психическом состоянии ребенка и его эмоциональном состоянии недостаток внимания со стороны взрослых.
Недостаток впечатлений (сенсорный голод) часто приводит к тяжелому заболеванию — госпитализму. Но фактически за недостатком впечатлений скрывается эмоциональный голод, остановка эмоционального развития на уровне примитивных врожденных эмоций, которые вследствие «неупотребляемости» также начинают постепенно угасать. Возникает удручающе убогая эмоциональная окаменелость и задержка психического развития. Столь богатый в естественных условиях внутренний мир годовалого ребенка при эмоциональной атрофии сужается до примитивных эмоций, связанных с удовлетворением потребности в пище. Но так как в человеческой среде и эта потребность удовлетворяется без особых затрат энергии, эмоциональная жизнь ребенка приближается к нулю. В таком случае действительно можно опасаться необратимых или трудноустранимых тяжелых аномалий психического развития ребенка.
Эмоциональная жизнь ребенка первого года жизни, наполненная обилием впечатлений, радостью общения с взрослыми, имеет огромное значение для его общего психического и физического развития.