Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Семейная психология » Как помочь детям

 

Как помочь детям

 

 

Проблема “отцов и детей” волновала многие семьи во все времена. Почему найти общий язык с собственным ребёнком иногда бывает труднее, чем с любым посторонним человеком? Ответ на этот вопрос в каждой семье может быть свой, но чтобы ответить, нужно подумать: а чем же отличаются для нас наши дети от всех остальных людей? Какими мы их видим? Чего от них ждём?

загрузка...

 

 

Ожидая малыша, мама уже мысленно сравнивает его со знакомыми детьми, и ей кажется: он будет самым лучшим – иначе и быть не может. Многие родители представляют себе “чистый лист бумаги”, на котором они нарисуют всё, что захотят. Наше продолжение, “наше будущее”, “цветы жизни” – такими эпитетами награждают детей, не видя в этом ничего предосудительного.

Идеализирование детей приводит к завышению требований, неумению принимать и любить их такими, как есть – несовершенными, слабыми, “сложными”. Пока малыш только радует глаз – всё хорошо. Но когда ребёнок совершает первый проступок, – родители могут быть возмущены, расстроены, шокированы. Их иллюзия разрушена. Они не понимают, в чём дело, и оступившийся малыш вместо помощи, в которой он нуждается, может испробовать на себе родительское негодование. “Откуда это у него? Кто его научил?” - возмущаются взрослые. В этот момент мало кто из родителей догадывается вспомнить о собственном несовершенстве. Ребёнок тоже в растерянности. До сих пор он не сомневался в родительской любви, а теперь вместо привычной ласки вдруг – окрик, мамины слёзы, а то и шлепки. Так в безоблачных до сих пор взаимоотношениях возникает первая трещина.

Что же можно сделать, если малыш совершил что-то предосудительное? Может быть не начинать разговор с провинившимся ребенком со слова “нельзя”, а сразу с объяснений, разъяснения ситуации, с того, как выглядит его поступок со стороны, с предложений как можно будет поступить иначе и как исправить вред, если он уже нанесен? Ведь когда дети не умеют мыть пол или делать что-то иное, родители чаще всего терпеливо учат их этому. Почему же не хватает терпения на помощь, когда они капризничают, вымогают, гневно кричат или балуются. Наверное, просто не достает понимания, что в эти моменты они еще более нуждаются в помощи разумного человека. Кроме того, родители могут помочь своему ребенку, если оглянутся на себя и увидят, что он отражает их собственные подобные ошибки, которые они в себе просто не замечали или оправдывали. Полезно знать, что у родителей нет оснований ожидать формирования у детей характера более лучшего, чем был у них самих, не делая для этого ничего разумного, не прилагая усилий к воспитанию.

Маме очень неприятно, что ребёнок ей лжёт: “Разве он не понимает, что это плохо?”. А откуда ему знать об этом, если она сама недавно просила его сказать по телефону, что её нет дома. Получается, что и она не понимает до конца, в чём вред лжи, поэтому и сын считает, что в этом нет ничего предосудительного. Существует единственный надёжный способ уберечь детей от проступков, ошибок, зависимостей. Для этого родителям нужно стремиться самим ни в какой форме не совершать того, чего они не желают в поступках детей сейчас или в будущем. Постараться отказаться, прежде всего, от очевидных привычек и зависимостей. Желая, чтобы ребёнок рос помощником, не боялся работы – нужно обратить внимание на собственную лень. Помогая ребёнку стать целеустремлённым – постараться доводить до конца свои дела. Хотят родители “расслабиться” в компании за праздничным столом – можно спросить себя, приятно ли будет видеть своего сына или дочь в таком же состоянии? Выигрывают от такого подхода и дети, и родители. Не нужно никого ругать, наказывать, заставлять – эти методы доставляют страдания не только детям, но и маме с папой, а толку от них никакого. Бессмысленно насильно пытаться сделать детей хорошими – выход в том, чтобы становиться лучше вместе.

Бывает, что родители навязывают ребёнку свою программу “правильной” или “счастливой” жизни: “Мой сын должен стать….(престижная профессия или положение)”, “моя дочь должна быть (красивой, образованной и т.д.)”, “я научу его…”. Родители пытаются реализовать в детях то, о чём сами мечтали и чего не достигли. А нужно ли это ребёнку? И хочет ли он сам этого? Если выбор ребёнка не совпадает с родительскими устремлениями и каждый из них настаивает на своём, возникает конфликт. Разница между тем, какими дети “должны быть” с точки зрения родителей и тем, какие они есть на самом деле, создаёт стабильное непонимание между детьми и родителями. Дети не понимают, чего от них хотят, а родители – почему это маленькое существо не оправдывает их представлений о “своём ребёнке”. А может быть, разумнее увидеть в ребенке его самого и принять таким, какой он есть на самом деле?

Навряд ли кто-то станет сомневаться, что каждый человек приходит в этот мир с определёнными задатками и склонностями, которые на момент его рождения никому не известны. Мало кому придёт в голову, знакомясь с новым человеком, немедленно требовать от него соответствия своим идеалам. Обычно мы постепенно узнаём черты характера человека, и стараемся общаться с ним, учитывая его индивидуальные особенности, если, конечно, хотим хороших взаимоотношений. Таким же незнакомцем приходит в жизнь папы и мамы ребёнок. Они не знают о нём ничего, кроме того, что он нуждается в помощи. Но чтобы суметь оказать эту помощь, стать другом своему ребёнку, придётся познакомиться с ним и уважать в нём личность, стремясь открыть хорошее в нём и помочь реализовать это хорошее для исправления плохого. Только в этом случае, как и в дружбе со взрослым человеком, постепенно формируются общие убеждения, как основа для взаимопонимания и близости.

Многие родители воспринимают ребёнка, не как самостоятельную личность, а как часть своего “Я”, причём наиболее приоритетную часть. При этом чувства, которые человек обычно связывает с самим собой (например, гордость, обидчивость, мстительность), переносятся и на ребёнка порой становясь намного сильнее. Так, желание отомстить за ребёнка или обида за него бывает сильнее, чем за себя, – а такое отношение способствует формированию у ребёнка отрицательных черт характера. Нередко родители сознательно выгораживают своих детей, совершивших проступки, перед другими (учителями, воспитателями, соседями), считая это правильным и даже своим долгом. А при этом совершается попустительство, ребёнок учится лицемерию, обману или… теряет доверие к своим защитникам. То, чего человек не позволяет себе, но хотел бы позволить, – поблажки, удовольствия, удовлетворение прихотей – он может позволить своему ребёнку, руководствуясь распространёнными мнениями типа: “Всё лучшее – детям”, “Чем бы дитя не тешилось…”. Бывает, что мама, не любящая какую-нибудь работу, старается оградить от неё и ребёнка – “успеет ещё наработаться”. Напрасно родители ждут благодарности за свои подобные усилия. Становясь воплощением родительского эгоизма, ребёнок нередко становится эгоистом сам. Выставляя в качестве “лучшего всевозможные удовольствия, родители закладывают фундамент потребительства и будущих зависимостей. Парадокс заключается в том, что родители “из добрых побуждений” (как они считают) воспитывают в ребёнке недостатки и не позволяют развиться лучшим человеческим качествам, таким, как трудолюбие, бескорыстие, терпение, воздержание, забота о ближнем. Стараясь облегчить ребёнку жизнь, не всегда думают о том, а будет ли ему легче потом, когда их не будет рядом. “Всё лучшее”, что может реально защитить ребёнка и сейчас, и в будущем, поддержать его на жизненном пути, приобретается им в совместном труде с близкими взрослыми. Это и умение радоваться сделанному хорошему делу, и целеустремлённость, и освоение полезных навыков, и стремление к взаимопониманию, способность помогать и принимать помощь, и многое другое.

В.С. Соловейчик в книге “Педагогика для всех” писал: “…результат воспитания зависит не от твёрдости или мягкости… и не от того, балуют детей или не балуют, и не от того, всё им дают или не всё, – он зависит лишь от духовности окружающих людей… Только духовность, не подавляя воли ребёнка, не заставляя его бороться с собой, подчинять себе – себя же, делает его дисциплинированным, добрым человеком, человеком долга”. Духовность – это не удел избранных, “элиты”, связанный с какой-то конкретной профессией, родом занятий или увлечениями. Это стремление к развитию, к лучшему во всех областях жизни, основанное на вере в добро. Это качество в какой-то степени присуще каждому человеку, и право каждого – использовать его, или нет. Стараясь, где бы ни находился, делать любое дело лучше, чем раньше, человек укрепляет духовность. Это и есть самовоспитание. Только воспитывая себя, мы можем воспитывать детей без насилия, быть им единомышленниками и друзьями.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Как помочь детям":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Как проверить детали?

Прежде чем впаивать детали в конструкцию, их нужно проверить. Резисторы вы уже умеете проверять — достаточно измерить их сопротивление авометром, работающим в режиме омметра. В этом же режиме проверяют конденсаторы и диоды.

» Коллекционирование и Хобби - 6252 - читать


«Как малые дети»: недетский сад

Хочешь получить «Оскар» - читай умные книжки. Картина «Как малые дети» (Little Children) - это экранизация романа Тома Перроты (Tom Perrotta), американского автора, на которого уже положили глаз независимые кинематографисты. Куй железо, не отходя о кассы (в данном случае от кассы кинотеатральной).

» Театр и кино - 2165 - читать


Как помочь малышу найти свое место в обществе сверстников?

Ваш малыш не перестает радовать вас. Вы видели его первые шаги, слышали его первое слово, и теперь он уже не тот, что был, когда вы принесли его закутанным в одеяло из роддома. Да, это уже не сопящий и кричащий комочек, это Человек, самостоятельно бегающий, всем интересующийся, постоянно задающий вопрос: «А почему?» У него горят глазки, этот мир для него - большая неразгаданная загадка, и он увлечен ее разгадыванием.

» Беременность и роды - 2123 - читать


Как помочь малышу пережить жару

Наступило долгожданное лето, принеся с собой солнечные деньки, а заодно, увы, жару и духоту. «Горячая пора» не щадит ни стар, ни млад, но больше всего от летнего зноя страдают малыши грудного возраста. Как же помочь крохе пережить жаркий период? Создаем прохладу дома Главное, что необходимо сделать, – защитить свой дом от солнца, пыли и назойливых насекомых.

» Беременность и роды - 6391 - читать


Временные ритмы: как помочь ребенку приспособиться

Освоить понятие времени маленькому ребенку очень трудно. С момента рождения ему необходимо привыкнуть к трем главным временным ритмам: смене дня и ночи, смене сезонов и, самому последнему, осознанию минут и секунд. И трудности приспосабливания к временным ритмам могут возникнуть на любом из этих этапов.

» Беременность и роды - 2047 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Семейная психология » Как помочь детям

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru