— Мне скучно…
— Янек, это невежливо,— вмешался отец.— Закончим обедать, только тогда ты сможешь встать из-за стола.
— И зачем вам нужно так много есть? — простонал Янек.
— Мы едим не много, а медленно, в воскресенье хочется посидеть спокойно, поговорить.
— Но я уже поел, зачем же мне мучиться за столом?
— Но Янек! — возмутилась мать.— Мы целую неделю так мало видим друг друга. Ты обедаешь в школе, мы с отцом — на работе. Хоть в воскресенье побудем вместе. И не строй такую недовольную мину.
— Ненавижу воскресные обеды,— буркнул Янек так тихо, чтобы дать выход своему неудовольствию, но не быть услышанным взрослыми, которые опять занялись своими проблемами.
***
Следует ли квалифицировать поведение Янека во время обеда как невежливое? Слова, обращенные к родителям, действительно были невежливы, но если постараться узнать их мотивы, то можно понять, что они были вызваны у ребенка его состоянием подавленности, неудовлетворенной потребности в движении, в активности.
Девятилетнему ребенку нелегко высидеть за столом вместе со взрослыми более часа. Тема их беседы его не интересует (было бы очень удивительно, если бы она его интересовала), сидеть надо почти без движения, ибо еда для него действие весьма кратковременное и он не «священнодействует», принимая пищу (в отличие от многих взрослых). Даже урок в школе кажется ребенку короче, чем такой воскресный обед. На уроке учитель прерывает занятия физическими упражнениями, различными способами активизирует своих учеников.
Чем меньше ребенок, тем больше у него потребность в активности, в движении. Однако внешняя активность ребенка зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей его организма, от состояния нервной системы, психики.
Чтобы всесторонне изучить своего ребенка, родители должны обратить внимание на степень его активности, разумеется, учитывая возраст ребенка. Старшие дети проявляют меньшую активность, и она имеет иной характер.
Наблюдая активность ребенка, надо постараться ответить на два вопроса: «Не слишком ли активен и подвижен ребенок?», «Не слишком ли он пассивен и малоподвижен?»
Чрезмерную активность проявляют дети, часто определяемые как сверхвозбудимые, нервные. Каким поведением отличаются эти дети? Им трудно длительное время сосредоточивать внимание, они постоянно меняют занятия, крутятся, вертятся, повсюду вмешиваются не в свои дела, делают много лишних, бесцельных и нескоординировапных движений. На все события реагируют чрезмерно живо, вследствие чего легко попадают в конфликтные ситуации, как со взрослыми, так и с ровесниками.
Возможно ли снизить подвижность ребенка, погасить его сверхвозбудимость? В некоторой мере да. Причем не только с помощью лечения и применения лекарств, а в первую очередь путем соответствующей организации жизни ребенка и правильного воспитательного воздействия. Эти дети должны находиться в спокойной обстановке, лишенной каких бы то ни было раздражителей, а также сильных впечатлений и постоянной спешки. Они должны вести упорядоченный образ жизни, придерживаться режима сна и отдыха, много находиться на воздухе, заниматься спортом. Отношение к ним окружающих взрослых людей должно быть ровным, спокойным и последовательным.
Чтобы понять, какие воспитательные методы надо применять по отношению к своему ребенку, родителям надо знать, насколько он подвижен или сверхвозбудим. Такие сведения можно получить только в результате наблюдения за развитием ребенка с первых лет его жизни и сравнения своих наблюдений с поведением других детей.
Недостаточная активность здорового ребенка должна также вызывать беспокойство родителей. Если ребенок постоянно пассивен, малоподвижен, если все действия он выполняет очень медленно, нужно задуматься над причинами такого явления. В таких случаях поведение ребенка также зависит от состояния нервной системы, от условий жизни, отношения к нему родителей, от их поведения как воспитателей.
Некоторые родители проявляют слишком большую, даже чрезмерную заботу о том, чтобы их ребенок был «воспитанным», спокойным. Они боятся всего: как бы их дитя не причинило себе какого-то вреда, чего-то не испортило, что-то не сломало, где-то не насорило. Подобная «любовь» к ребенку и связанное с ней желание уберечь его от всяких трудностей обычно приводят к суровой, часто излишней требовательности к ребенку, к ограничению активности и как следствие подавлению его самостоятельности. Такой ребенок обычно «окружен» многочисленными запретами: того не трогай, этого не бери, туда не ходи, этого нельзя, я тебе помогу, это я сделаю за тебя.
Если описанный выше метод родители применяют в отношении ребенка с сильной нервной системой, он будет бунтовать против запретов и ограничений, будет стараться их сломать. Тогда оп создаст о себе мнение как о «невоспитанном», но удовлетворит свою потребность в активности. Ребенок со слабой нервной системой подчинится требованиям окружающих, и его пассивная, малоактивная позиция закрепится, что повлечет за собой ряд последствий. Развитие такого ребенка проходит медленнее и слабее, так как он получает информации меньше, чем его сверстники, приобретает меньше опыта, навыков, умений, его общественные контакты беднее и, следовательно, уровень умственного развития ниже.
Ребенка, склонного к пассивности, следует увлекать и побуждать к действию, создавать условия для активных действий, поощрять его подвижность.
Наблюдая за поведением ребенка, надо обращать внимание не только на степень его активности, но и на весь процесс развития, чтобы не пропустить отдельные особенности.
Быстро ли проявляется активность ребенка? Как скоро останавливается он на выборе игры или какого-то занятия? Прежде чем начать действовать, задумывается ли он или сразу приступает к делу?
При такого рода анализе всегда надо учитывать возраст ребенка. Чем он младше, тем менее склонен к размышлению и предусмотрительности. Его мышление еще не в состоянии переноситься в будущее. Даже дети младшего школьного возраста, которые уже умеют размышлять, очень часто сначала действуют, а уже потом думают о том, что сделали. Поэтому не следует выдвигать перед ребенком завышенные требования и тем более судить слишком сурово об их выполнении. Постепенно приучая его к обдуманной, планируемой, организованной деятельности, наблюдая и помогая ему, можно достичь в этой области воспитания желаемых результатов.
Особой заботы родителей требуют дети с повышенной подвижностью и активностью. Производительность их деятельности зачастую очень мала. Не успев начать какую-нибудь игру, они прерывают ее, начинают что-то строить, вскоре разрушают, не доведя постройки до конца. Они долго сидят за уроками, а потом оказывается, что сделали очень мало. Все их действия по самообслуживанию весьма неуклюжи (достаточно посмотреть на то, как они одеваются, умываются или собираются в школу), хотя внешне они стремительны и быстры. Обычно такие дети совершают много лишних, не-скоординированпых движений. Добиться уравновешенности нервной системы ребенка можно только в спокойной семейной обстановке, в атмосфере покоя и доброжелательности, режима и упорядоченного образа жизни всей семьи. Это будет гораздо эффективнее, чем гневные окрики: «Торопись!», «Быстрее!», «Зачем берешь эти учебники, они тебе не нужны!»
Детей, не умеющих доводить начатое дело до конца, характеризует отсутствие настойчивости, упорства. Порой их называют безвольными, так как они принимают много очень хороших решений, но чаще всего ни одно из них не реализуют. Родители должны помочь ребенку в воспитании его воли. Для этого надо наблюдать за ребенком с самого раннего возраста, и в первую очередь за тем, как ребенок начинает играть и как заканчивает игру. Важно, чтобы ребенок не занимался одновременно несколькими играми, чтобы считался со временем, которым располагает, чтобы складывал и убирал на место свои игрушки, другие вещи. На последнее условие необходимо обращать особое внимание, оно должно быть включено в общий план воспитательного процесса. Большое значение имеет обязательное выполнение выдвинутых перед ребенком требований, а также постоянно ровное отношение к нему взрослых людей.
Иногда начатое дело ребенок не доводит до конца из-за недостатка физических сил или повышенной утомляемости. У таких детей энергия и стремление к деятельности быстро истощаются, что проявляется в слабой концентрации внимания, недостаточной координации движений, в сонливом состоянии, в позевывании. Если же ребенка заставляют продолжать начатое дело, оп выполняет его еще медленнее и хуже. Такие дети должны делать перерывы в занятиях и в игре, периодически отдыхать.
Изучая активность своего ребенка, родителям следует обращать внимание на его самостоятельность. Начинает ли ребенок действовать по своей инициативе? Может быть, постоянно навязывает свои замыслы другим? Ограничивается ли ребенок поставленными перед ним требованиями «от сих до сих»? Применяет ли он в своих играх одни и те же схемы или их разнообразит? Поведение детей связано с их интересами, уровнем умственного развития и особенно с самостоятельностью мышления.
Стремление к самостоятельности проявляют все дети независимо от возраста, однако, в разной степени. Одни дети вообще не признают помощи окружающих, не воспринимают их советы и указания, хотят все делать сами. Другие дети охотно обращаются к взрослым пли своим ровесникам за помощью и даже ждут ее. Любая из этих позиций ребенка обусловлена его индивидуальными особенностями (отношением к самому себе, к своим возможностям), а также поведением окружающих людей.
Иногда родители склоняют или даже принуждают ребенка к значительно большей, чем возможно, самостоятельности, создавая ситуации, из которых ребенок вынужден выходить с помощью находчивости. В других случаях родители, наоборот, подавляют стремление ребенка к самостоятельной деятельности, выручают его во всем, помогают ему. В результате ребенок привыкает к тому, что ему все подадут, его оденут, за него приберут, напомнят об уроках, помогут решить (а может быть, и решат) задачу. Нередко взрослые считают ребенка «ленивым от природы». И об этом часто ему говорят. Тогда он привыкает к тому, что его постоянно выручают, у него не вырабатывается чувство ответственности за свои действия.
Действия маленького ребенка порой кажутся взрослым мелкими и маловажными, однако уже в раннем возрасте нужно требовать от малыша серьезного и самостоятельного выполнения любого дела. Если ждать, пока ребенок сам «дозреет» до появления чувства ответственности, можно опоздать с формированием этого важного качества.
Результаты наблюдения за деятельностью своего ребенка дают богатый материал для анализа всего воспитательного процесса. Возможно, что он требует корректировки, дополнения и нового осмысления. Поведение и воспитательные методы родителей при этом могут быть верными с общей точки зрения, но, возможно, их ребенок требует иных методов, иных средств, нежели его ровесники, даже его братья и сестры. Каждый ребенок — это индивидуальность, личность. Поэтому надо хорошо изучать его, чтобы выбрать наиболее эффективные методы воспитательного воздействия, развивая его способности, смягчая и устраняя негативные, нежелательные качества.