А Рената, ученица выпускного класса, усиленно просит родителей купить ей модные сапожки, которые стоят очень дорого. Чтобы получить их, девочка готова отказаться от приобретения других, самых необходимых, но более дешевых вещей.
— Зачем тебе эти сапожки? — Мать пытается убедить свою дочь в нецелесообразности такого значительного расхода.
— Такие сапожки носят некоторые девочки в нашем классе... — настаивает Рената.
***
На формирование нравственных качеств ребенка влияют не только окружающие его люди — члены семьи, товарищи, учителя, а и окружающие его вещи — изделия человеческого труда, материальные ценности, благодаря которым ребенок также познает мир. Недостаток игрушек, пластилина, книжек, картинок и других необходимых для ребенка предметов обедняет его активность, ограничивает его развитие. Желание ребенка иметь те или иные игрушки порой достигает в подобных случаях такой степени, что он начинает стремиться достать их любым способом: просит у детей, если они не дают, применяет силу или обманывает их и тайком уносит игрушки.
Родители должны обращать серьезное внимание на отношение своего ребенка к окружающим его вещам. Это отношение зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но в первую очередь от влияния окружающей среды, от всего воспитательного воздействия.
На какие проблемы следует обратить внимание, чтобы понять отношение ребенка к материальным ценностям?
Поставим, прежде всего, вопрос: какими вещами стремится обладать ваш ребенок?
Маленький ребенок радуется любой полученной им новой вещи. Он гордится новыми ботиночками, фартучком, игрушками, книжкой, красками. Однако радость по поводу нового предмета очень часто кратковременна, так же как и все чувства и реакции ребенка двух — четырех лет. Но уже в эти годы у многих детей возникает особая привязанность к некоторым предметам: кукле, одежде, посуде. Взрослым иногда трудно понять, на чем основана эта привязанность.
Постепенно (у одних детей раньше, у других — позже) интерес к предметам повседневного пользования дифференцируется. Одним вещам ребенок оказывает большее внимание, другим — меньшее.
Интерес к игрушкам проявляется у детей с самого раннего возраста, с первых месяцев жизни, особенно в конце первого года. Этот интерес длится в течение всего дошкольного периода и первых школьных лет, а иногда и в последующие годы. Когда у ребенка появляется более высокая форма познавательных интересов (учеба, книги и т. д.), внимание к игрушкам у него ослабевает. Ребенок может еще очень долго собирать игрушки, но уже не для игры, а для коллекции, которой он радуется, любит показывать товарищам.
У некоторых детей пропадает интерес к игрушкам очень рано из-за специфических условий его жизни, например, когда детские годы проходят среди взрослых, которые не уделяют внимания детским игрушкам, или когда в семье трудное материальное положение.
Если потребность ребенка в играх не удовлетворена в детские годы, интерес к игрушкам иногда проявляется у него очень долго, сохраняясь даже в зрелом возрасте. Некоторые родители с удовольствием забавляются игрушками своих детей. Встречаются люди, у которых игрушки и во взрослом состоянии занимают определенное место среди их интересов.
Иногда в семье создаются условия, способствующие продлению периода детства, так как к подростку относятся как к малому дитяти, а он в свою очередь не противится этому положению.
Наблюдая за развитием ребенка, надо обращать внимание на те игрушки, которыми он больше всего интересуется. Дети могут проходить поочередные этапы заинтересованности то резиновыми, то плюшевыми игрушками, то кубиками или заводными автомобилями. Иногда они проявляют постоянный интерес к одному роду игрушек: только к автомобилям или куклам, кубикам или конструкторским играм. Возможно, что это связано с индивидуальными интересами ребенка, его способностями. Проявление заинтересованности может быть результатом воздействия окружающих людей. Есть родители, которые постоянно покупают ребенку игрушки определенного типа, так как сами их любят и заранее решили вызывать интерес у ребенка только к технике. В связи с этим очень часто игрушки делятся на два вида: для мальчиков и для девочек, но такое деление не всегда обоснованно.
В школьном возрасте ребенок стремится иметь в своем распоряжении не только игрушки, его интересуют и другие предметы. У многих детей это книги, спортивные принадлежности (мяч, коньки, лыжи, санки), инструменты для поделок, предметы школьного обихода.
У одних детей раньше, у других позже (многое зависит от влияния окружающей среды) появляется желание иметь красивую одежду. Иногда родители сами вызывают такое желание. Оно может пробуждаться по разным причинам: например, эстетические эмоции, желание обратить на себя внимание или стремление следовать моде. Некоторые из этих мотивов имеют позитивный характер, иные вызывают опасения. Стоит попытаться понять эти мотивы, разобраться в причинах интереса ребенка к более нарядной одежде.
Родители должны интересоваться отношением своего ребенка к деньгам. Одни дети почти ежедневно просят у родителей какую-то сумму, другие — реже, а некоторые получают в свое распоряжение постоянную сумму еженедельно или раз в месяц. Последнее решение, по нашему мнению, наиболее правильное, особенно в подростковом возрасте. В этом случае ребенок учится сам распоряжаться своим бюджетом, а родители могут контролировать, как он это делает. Расходует ли он все деньги очень быстро, а потом начинает просить снова небольшие суммы? Или расходует деньги постепенно, рассчитывая на неделю или месяц. Некоторые дети способны хранить деньги месяцами, так как родители не разрешают им самостоятельных расходов. Трудно считать таких детей бережливыми, а регулярно получаемые ими суммы их собственным «бюджетом».
Если ребенок хранит свои деньги по собственному желанию, родителям надо разобраться, какими мотивами он руководствуется. Предназначает ли он сбережения на определенную покупку (мечта о велосипеде, проигрывателе, магнитофоне) или же копит ради удовольствия обладать деньгами? Такое настроение не должно радовать родителей. Деньги являются средством удовлетворения потребностей, а не самоцелью. Но возможно, сами родители способствовали возникновению у ребенка этой позиции собственника?
Встречаются дети, которые все свои сбережения расходуют на удовлетворение только своих потребностей. Возникает вопрос: каких? Наблюдения могут дать ответ па этот вопрос. Благодаря им можно узнать интересы ребенка, и не только интересы, а также и его отношение к людям. Может быть, ребенок, располагая собственными деньгами, часть из них предназначает на приобретение подарков для родителей, членов семьи, друзей? Как он поведет себя, если брат или сестра (а иногда—родители!) в случае необходимости попросят у него деньги. Отдаст ли он их охотно или даст только взаймы, установив при этом точный срок возврата (может, еще и с процентами!)? А возможно, последует категорический отказ?
Как много можно узнать о своем ребенке, анализируя его отношение к деньгам!
Некоторые дети, особенно подростки, расходуют полученные от родителей деньги только на лакомства. На «свои» деньги они покупают сладости или идут в кафе, хотя дома питаются хорошо и разнообразно. Они не могут преодолеть свое желание полакомиться. Не следует опрометчиво думать, что для таких детей хорошая домашняя еда является высшей ценностью. Они охотно едят сладости всегда, а не только в праздники или в дни рождения. Иногда это свидетельствует о повышенной потребности организма в сахаре (явление, объяснимое в некоторые периоды развития), а иногда — о проявлении гурманства, любви к изысканным блюдам.
Некоторые дети с малых лет стремятся иметь всего как можно больше и проявляют при этом своего рода жадность. Иногда ребенок находит удовольствие в самом процессе приобретения различных вещей, а потом теряет к ним интерес (независимо от того, подарили их ему или он купил сам). Есть также дети с очень скромными требованиями. Они счастливы и благодарны за все, что имеют, они ничего лишнего не просят, не проявляют жажды приобретения.
Степень желания обладать теми или иными вещами зависит от условий, в которых живет ребенок, и прежде всего от направленности воспитания в семье, от отношения к нему взрослых людей. Чрезмерное стремление угодить ребенку, удовлетворить все его желания пробуждает у него излишние потребности, вырабатывает навык ожидания: «Что же ему еще подарят? Что купят нового?»
Если родители обнаружат у своего ребенка такие тревожные наклонности, они должны пересмотреть свое поведение как воспитателей. Может быть, в основном оно и правильно, но в отношении к своему ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, следовало бы применить иные воспитательные средства, поскольку используемые методы приносят негативные результаты.
Раздумий родителей требует также отношение их ребенка к собственным (а также чужим или общим) вещам, к материальным ценностям. Привязывается ли ребенок к вещам (речь идет не о силе чувства собственности, а о любви к ним, о бережливости)? Может быть, ребенок склонен портить, терять, легко расставаться с вещами, отдавать их или менять? Хорошо, если он делится ими с другими детьми. А возможно, он это делает не потому, что имеет «доброе сердце», а из-за того, что это ему выгодно?
Некоторые дети чрезмерно привязаны к своим вещам, теряя их, приходят в отчаяние. Это свидетельствует о постоянстве чувств, которое присуще ребенку и по отношению к людям. Можно легко заметить, почему опечален ребенок потерей: потому, что ему важно обладать данной вещью, или потому, что он к ней привязан. Если родители пообещали немедленно купить такую же вещь вместо испорченной или потерянной, а ребенок этим обещанием быстро удовлетворился, значит, он не был по-настоящему привязан к вещи. Но и в этом вопросе многое зависит от воспитательного влияния окружающих.
Причиной такого явления, при котором дети быстро пачкают и портят одежду, обувь, игрушки, книги, школьные принадлежности, может быть отсутствие привычки соблюдать порядок, что является серьезным недостатком воспитания, в первую очередь семейного. Если родители не воспитывают у ребенка с первых же лет его жизни привычку убирать игрушки, чистить одежду, обувь, помогать в уборке квартиры, то и в будущем он не будет обращать внимание на порядок и чистоту.
Иногда (случается это редко) дети портят свои вещи! (а чаще — чужие) умышленно, злонамеренно. Это уже проявление агрессивности, качества, требующего срочных воспитательных мер.
Чрезмерная подвижность, сверхвозбудимость ребенка может также быть причиной его небрежного отношения к вещам. У такого ребенка часто бывает нервное напряжение, беспокойство, он делает много лишних, иногда нескоординированных, хаотичных движений. Поэтому он быстрее, чем его ровесники, портит вещи, пачкает одежду и производит впечатление неряшливого и запущенного, хотя родители очень заботятся о его внешнем виде.
Родители ребенка с повышенной возбудимостью разочаровываются в результатах затрачиваемых ими усилий, так как не могут выработать у него навыка к чистоте и поддержанию порядка. Нередко они отказываются от дальнейших усилий, считают: «Не стоит стараться. Его никогда не приучить к чистоте и порядку!» Такая позиция абсолютно неверна. Даже очень подвижных детей можно воспитать аккуратными, если родители будут постоянно наблюдать за ребенком и оказывать определенное воздействие.
Необходимо помнить, что эта проблема в воспитании ребенка имеет особое значение. А в ней главное — постоянное воспитательное влияние семьи.
Значительно реже встречаются дети, которые проявляют педантичную любовь к чистоте, порядку, чрезмерную бережливость к своим вещам. Они возмущаются, если кто-то переложит их тетрадь с одного места на другое или переставит игрушку. Такие крайности в навыках и привычках иногда воспитываются в семье.
Ребенок может не беречь своих вещей, портить их, раздавать только потому, что родители неправильно реагируют на такое его поведение. Он знает: испортишь одно — купят другое. Возникновению такого взгляда на вещи, безусловно, способствовало семейное воспитание.
Одни дети охотно делятся с товарищами своими игрушками, а в дальнейшем и знаниями, другие, наоборот, никому не дадут своих игрушек, а в будущем такие дети не помогут товарищу в учебе, когда будут учиться в школе.
Родителям стоит понаблюдать за тем, насколько склонен ребенок помочь или чем-то поделиться с другим человеком. Может быть, он, получив шоколадку, забивается в темный угол, лишь бы съесть ее всю и не дать половину брату или сестре? Возможно, что в школе, имея запасную ручку, обманывает, говорит о том, что забыл ее дома, только бы не одалживать товарищу? Может быть, ребенок готов отдать все, что у него есть, не только ближайшему другу, а каждому человеку? Некоторые дети постоянно носят в школу запасные тетради, стержни к шариковым ручкам, чтобы в случае необходимости выручить товарищей.
Какие мотивы лежат в основе того или иного поведения ребенка? Скупость, жадность («у меня есть, но жаль отдать»); злорадство («забыл, ну и пусть ему попадет»); эгоизм («меня не касается, есть у других или нет, лишь бы у меня было»); альтруизм («дам любому, кому потребуется, плохо, когда кто-то волнуется»); престиж класса («что подумает учитель о классе, в котором ребята забывают ученические принадлежности»); симпатия к учителю («зачем он будет нервничать и терять время»); желание поднять свой авторитет в классе («если отдам, то ребята будут дружить со мной»); взаимная выручка («сегодня одолжу я, завтра дадут мне»).
Какие разнообразные мотивы! Которыми же из них руководствуется ваш ребенок?
Познанию и пониманию этих мотивов может помочь анализ всего воспитательного процесса. Родителям следует проанализировать и собственное поведение. Какой пример, они подают своему ребенку? Стоит подумать и об атмосфере, царящей в доме. Может быть, ребенок не раз слышал такого рода высказывания родителей: «Если купим Ковальской на день рождения хороший подарок, ей придется и нам что-нибудь такое же подарить» или «А зачем их приглашать? Они нас не приглашали».
А возможно, что именно родители научили ребенка бескорыстно оказывать помощь людям, не думая об их благодарности. Может быть, именно в семье у ребенка сформировалось убеждение в том, что самое большое счастье в жизни — это возможность помогать людям. А вещи представляют собой ценность лишь постольку, поскольку они кому-то могут быть нужны и полезны.