Когда молодая английская учительница Джоан Роулинг, чтобы хоть как-то свести концы с концами, написала сказку про мальчика-волшебника, она и помыслить себе не могла, что, словно по мановению волшебной палочки своего героя, в одночасье станет не только одной из самых богатых дам Великобритании, но и одной из самых знаменитых детских писательниц современности. Но у славы всегда есть и оборотная сторона. В чем только не обвиняли Роулинг и ее литературное дитя: и в попирании всех мыслимых основ, традиций и авторитетов, и в сатанизме с черной магией, некоторые особо ретивые поборники нравственности усмотрели в Гарри Поттере даже… латентную гомосексуальность. Дело дошло даже до того, что кое-где уже заполыхали костры, сложенные из томов сказок о Гарри Поттере.
Ну, а высоколобые кабинетные ученые, брезгливо морщась, объявили, что писания Роулинг и литературой-то назвать нельзя: так, сборная солянка, в которую понадергано понемногу и из «Вошебника Земноморья», и из «Малыша и Карлсона», и из «Тимура и его команды»… А что миллионные тиражи в считанные дни раскупают, так это свидетельствует не о высоком качестве литературного произведения, а о мощной рекламной кампании (тут, правда, как-то забывают о том, что первую-то книгу Роулинг писала безо всякой предварительной раскрутки, и она в считанные недели стала бестселлером).
Но детей-то не проведешь: вон сколько книг уныло пылится в магазинах, и никакие рекламные акции не помогают.
И почти никто сегодня не говорит о той тихой революции, которую произвела Роулинг и значение которой оценят, возможно, лишь поколение спустя. В течение последних двух десятилетий дети в массе год от года читали все меньше и меньше. На Западе, где этот процесс начался раньше, чем у нас, педагогическая общественность уже лет пятнадцать-двадцать назад начала бить тревогу: многие выпускники муниципальных школ не то, что читать не любят, они вообще малограмотны, с трудом за собственный аттестат зрелости могут расписаться. Но и в более благополучных учебных заведениях дела обстоят не лучшим образом: дети явно предпочитают получать информацию о мире не из литературных произведений, а из телепередач и интернета.
В результате у школьников катастрофически падает уровень текстового мышления: так называют умение самостоятельно читать, анализировать и интерпретировать письменные тексты, а также создавать собственные. Сегодняшний старшеклассник часто просто не в состоянии понять, о чем говорится в параграфе учебника, не умеет сделать толковый конспект, испытывает проблемы при написании изложений, не говоря уж о сочинениях. Винили, как водится, во всем технический прогресс: вон стал телевизор непременным атрибутом детской, да и собственный компьютер у десятилетнего сопляка уже не в диковинку – так что же вы удивляетесь, что дети не читают? Уж чего только не делали: и викторины литературные устраивали с нехилыми призами, и программу школьную упрощали, и произведения современных авторов в нее вводили – ничего не помогало!
И, думается, дело тут не только и не столько в современных информационных технологиях. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в последние десятилетия достойной литературы для детей старше десяти лет попросту не писалось. Выйдя из того возраста, когда интересны волшебные сказки и повести Астрид Лидгрен, ребенок практически оказывался в литературном вакууме. Ну не про пионеров-героев же, в самом деле, читать (на Западе тоже есть свои «правильные» книги, которые рекомендуют школьникам добропорядочные учительницы и билиотекарши). Кто попродвинутее, кидался, очертя голову, в омут взрослой литературы, кто-то искал счастья в приключенческих и фантастических романах. Но где найти ответы на мучительные для каждого подрастающего ребенка вопросы: кто я такой? Кто мой друг, а кто – враг? Как мне найти место в этом чужом и равнодушном мире взрослых? Как преодолеть ловушки и соблазны, которые в изобилии расставляет этот мир? Не найдя ответов в слащавых книжках на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», они кидались в бескрайние просторы Всемирной паутины в поисках таких же мятущихся душ.
И вдруг дети всего мира как по команде оторвались от видаков и компьютеров и засели за чтение, а место культовых супергероев типа Бэтмена и Человека-Паука занял щуплый очкарик и заучка Гарри. К компьютерам-то они, конечно, вернулись, но теперь там как грибы растут сайты и форумы, посвященные Гарри Поттеру, где обсуждается вовсе не только рецепты сонного зелья для химозы, но и глобальные проблемы бытия, всерьез анализируются тексты книг Роулинг. Подражая ученикам Хогвартса, многие всерьез взялись за учебу. И хоть в современных школах не преподают зельеварение и уход за магическими существами, при ближайшем рассмотрении оказалось, что и там есть чему поучиться. А как вам нравится такой проект «не читающего поколения» как народный перевод эпопеи Роулинг?
Очень довольны модой на Гарри Поттера и врачи-офтальмологи: если раньше детей невозможно было заставить носить очки, то теперь от желающих получить «прикид от Гарри Поттера» нет отбоя.
Так чем же завоевала доверие детей британская учительница? Ей, кстати, думаю, не понаслышке были знакомы все проблемы, о которых говорилось выше. Пожалуй, прежде всего, тем, что она не пытается, прикрываясь авторитетом взрослого, навязывать готовые «правильные» ответы. Более того, прочтя пятую, самую сложную и мрачную книгу (адресованную, к слову сказать, уже четырнадцати-пятнадцатилетним) убеждаешься, что она, собственно, этих ответов и не знает и не пытается притвориться, что знает. Она призывает читателя к диалогу. Призывает искренне и абсолютно на равных. А ведь сегодня дети все раньше престают принимать на веру авторитет учителей и родителей, их доверие и уважение надо завоевывать, и это удается далеко не каждому!
Несмотря на возмущенные вопли воинствующих фундаменталистов всех мастей, Роулинг удалось рассказать детям о тех нравственных ценностях, которые христианское общество всегда считало основополагающими: что бояться зла нельзя, и очевидное могущество зла - не повод к тому, чтобы перейти на его сторону; что зло на первый взгляд нередко бывает гораздо приятнее и привлекательнее добра, и необходима особая проницательность, чтобы отличить одно от другого; что если настанет время делать выбор между легким и правильным, надо выбирать правильное.
Нередко Роулинг обвиняют в том, что ее книги – слишком страшные, что они-де вызывают у детей фобии. Интересно, а давно ли эти защитники детской психики перечитывали, например, «Русалочку» Андерсена со всеми подробностями про отрезанный язычок, про кровавые следы, которые оставляли Русалочкины ножки? А ведь это еще далеко не самая страшная из Андерсеновских сказок… Ну, а сказки братьев Гримм припоминаете? Тоже старшилки не хуже тех, что в книгах Роулинг…
На самом деле, чтение страшных книг, поход в страшные места (начиная с темного подвала и кончая кладбищем) не только не опасно, но и необходимо для детской психики. Помните, как в палате летнего лагеря, вы, замирая от ужаса, пересказывали подружкам истории про красное пятно, черную руку, белое пианино с черными клавишами?
«Страшилки» помогают ребенку материализовать, вербализовать экзистенциальный страх смерти, присущий каждому человеку. Низведя страх до уровня волшебной сказки, проиграв его в ролевой игре (отсюда, кстати, неистребимая тяга детей ко всякого рода монстрам, которых взрослые безуспешно пытаются изгнать из детской), ребенок не то что избавляется от него на всегда, но делает его более понятным, ручным, осязаемым, а значит уже не всепоглощающим, не непостижимым: если я с тобой играю, значит, я и боюсь уже не по-настоящему, а как бы понарошку. А если в книгах Роулинг борьба добра с абсолютным злом достигает такого накала, что же удивляться? Разве не это происходит сегодня и в реальном мире?
И последнее. Поборники нравственности и традиций возмущаются, что книги о Гарри Поттере обрастают бесчисленным количеством рекламной мишуры: в магазинах нарасхват идут мантии и волшебные палочки, котлы и прочие атрибуты волшебной жизни. Любая уважающая себя фирма-производитель игрушек выпускает тематические игровые наборы. Вот, мол, не устают ворчать консерваторы, как капиталисты наживаются на детской тяге к любимым героям!
Не будем здесь и сейчас разворачивать дискуссию о механизмах рыночной экономики. Поговорим лучше об особенностях детского восприятия. Если книга захватывает воображение ребенка, он с головой уходит в сказочную стихию, растворяется в мире любимых героев, примеряет на себя то одну, то другую роль, придумывает новые сюжетные линии, по-своему интерпретирует сюжет. Это важнейший этап осмысления прочитанного. Без него ребенок никогда не станет настоящим читателем: собеседником и соавтором писателя. А это и есть основа того самого текстового мышления, о котором мы говорили в начале статьи.
Конечно, любой ребенок силой своей фантазии способен превратить старый мамин передник в колдовскую мантию, а папин карандаш – в волшебную палочку. Но все же, для ролевой игры обязательно необходимы хотя бы какие-то аксессуары, а еще лучше – игровые наборы. Хотя бы небольшие. Хотя бы иногда. Хотя бы посвященные героям самых любимых книг. Ну, хотя бы Гарри Поттеру!
Кстати, а вам нравятся книги про Гарри Поттера? Лично мне очень нравятся. И я этого не скрываю.