Комната, а чуть позже и вся квартира начинает напоминать поле боя, с расставленными на нем минами-ловушками и капканами (как приятно пробежаться босиком по разбросанным деталям от конструктора!), среди которых блаженствует ваш ребенок.
Вот только не утешайте себя словами, что порядок наступит, когда малыш станет постарше! Нет, все будет точно также, только растерзанными книжками окажутся ваши любимые художественные альбомы, а игрушки заменятся на раскуроченные аудио- и видеокассеты.
Могу сказать, что именно на этом этапе мое терпение закончилось, и я решила снять этот вопрос раз и навсегда. Для начала определила, какие предметы в доме должны быть в пределах досягаемости моей детки (читай, чего не жалко), а какие - нет. Освободила нижние полки стеллажей от книг и заставила игрушками и картонными книжками, которые при всем желании было невозможно разорвать и сжевать, кассеты (вернее, то, что от них осталось, убрала повыше, на их место - пирамидку (одну!) и один набор кубиков из бесчисленного множества.
Самое сложное - это ревизия игрушек. Я убедилась, что на мягких "пушистых" игрушках не зря пишут - детям после трех лет. Все эти зайчики-мишки-обезьянки, на самом деле, представляют интерес только для родителей, создавая им иллюзию счастливого детства. Маленький ребенок просто не знает, что с ними делать, особенно, если они в ТАКОМ количестве: в рот их не засунешь - противно, купаться с ними нельзя, если накормишь кашей, мама тоже почему-то ругается... Я оставила пару самых симпатичных (посмотрела, кого чаще всего дочка таскает за заднюю ногу по всему дому), а остальные спрятала до лучших времен. Могу сказать, что они еще не наступили - этой пары хватает до сих пор, правда к ним добавилась игрушка с наполнителем да еще кукла, с которой ведутся долгие разговоры по поводу наиважнейших домашних дел - купания, уборки или занятий.
Обилие игрушек не дает желаемого результата - ребенок не занимается ими дольше обычного, а, не в силах сосредоточиться на чем-то одном (глазенки-то разбегаются!), начинает кидаться ими и отчаянно рыдать, призывая на помощь маму. Которая, разумеется, в этот момент сторожит на кухне закипающее молоко, говорит по телефону, наконец-то доедает остывший уже суп или встречает гостей. После некоторого количества экспериментов, мы с дочкой выяснили, что для некоторого затишья в доме ей необходимы несколько видов игрушек - "товарищи" (мишка, зайка-мама и зайка малыш), одна пирамидка, домашняя утварь (телефон, утюжок, чашка - разумеется, игрушечные), несколько "многофункциональных" предметов загадочного назначения - раческа, воздушный шар, колокольчик. Загадочного назначения - потому, что играют любую роль по желанию до подводной лодки, паровоза и Машеньки (шарик в платочке с нарисованными фломастером глазками - носиком) включительно.
Все остальные игрушки - мозаика, пирамидки, развивающие кубики, пластилин, краски, карточки - в общем, все, что имеет тенденцию ломаться, пачкаться, поедаться, размазываться по свеженаклеенным обоям и чисто вымытому полу - только за столом, только с мамой и только ограниченное время. Пока не надоест, после чего мы все дружно собираем и прячем до следующего раза. Чтобы каждая встреча была праздником, не важно, когда она произойдет - через пять минут или через неделю.
Что касается любимой техники... Мы, например, сразу решили, чему мы бы хотели научить ребенка пользоваться самому, а что нам жалко отдавать ему на растерзание. В первую группу попал музыкальный центр и телевизор, во вторую - видео (после того, как на пять чужих кассет, были благополучно переписаны телевизионные программы).
Музыкальный центр оказался прямо-таки антивандальным, дочка за несколько дней научилась включать себе радио (кассеты были для нее слишком соблазнительны, чтобы их куда-то еще засовывать, кроме собственного рта) и выбирать подходящую для танцев музыку. Выяснив утилитарную ценность вещей и вдоволь наигравшись с автоматически открывающимися крышками СД-проигрывателя, она потеряла к нему "разрушительный" интерес, хотя до этого запретный плод был настолько заманчив, что в ход шли любые уловки и не страшили любые опасности (представляете мое лицо, когда я увидела годовалого ребенка на скользкой высокой крышке пианино, стягивающего на себя с полки здоровущий ящик).
Еще пару слов о наболевшем для многих родителей - о книгах. Могу похвастаться, что за все время мы порвали пару страниц, и то случайно. Уже в 7 месяцев я могла оставить ребенка с художественным альбомом, не прислушиваясь лихорадочно к подозрительным шушращим звукам. Вообще бумага и ее "расчленение" нас мало интересовали, но, если уж ваше чадо категорически не желает мириться в целостностью страницы, попробуйте разделить два процесса: вот чистая бумага, ее можно рвать, жевать, мять и т.п., а вот - книжка, ее читают глазками. Все попытки почитать ее чем-нибудь еще, настойчиво и мягко пресекаются. И сразу же уберите с глаз малыша все порванные книжки, чтобы вопрос - почему же эту книжку можно было всласть полистать, а эту - нет, не возникал. И вообще, все, что у него есть - книжки, игрушки, машинки, кубики - должны быть целыми, тогда "демон разрушения" отступит на некоторое время.
А малыша в возрасте около двух лет займет следующее приспособление: берете теннисный мяч и подвешиваете его на прочной бечевке в дверном проеме. Ракетку в руки - и вперед! Говорят, такой "тренажер" сделал для двухлетней Мартины Хингис ее папа... В нашем доме сейчас это любимая игрушка. Первые попытки были возмутительно неудачными, зато теперь уже не промахиваемся. И маме есть минутка, чтобы спокойно попить чаю...
Статья получена: www.Mamochka.kz