Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Развивающие игры и игрушки » Электронные няни – добро или зло?

 

Электронные няни – добро или зло?

 

 

Сегодня мы не мыслим воспитания ребенка без телевизора и прочих благ цивилизации. Я знаю любящую бабушку, которая долгое время мужественно оказывала себе во всем, собирая деньги на видеомагнитофон для любимой внучки. Ведь развитие ребенка – прежде всего!

Результаты научно-технической революции первым испытало на себе западное общество. Но сегодня и у нас никого не удивить детскими видеофильмами и компьютерными играми.

загрузка...

 

 

Ну и что в этом плохого? - спросите вы,- ведь есть же компьютерные игры, развивающие мышление и реакцию ребенка. Есть передачи, увеличивающие запас знаний малыша. Однако давайте посмотрим, как обстоят дела там, где электронный воспитательный “эксперимент” начался раньше, чем у нас.


Развитие ребенка и электронные няньки

• В 1990 году американские ученые провели исследование, очень жестокое по своим результатам. Тем не менее рассказать о нем родителям стоит хотя бы для того, чтобы они поняли важность обсуждаемой темы. Младенцев из приютов пытались научить говорить… с помощью телевизора. Взрослые обслуживали малышей, но не общались с ними. Все разговоры с крошками вела электронная техника. Дети не научились разговаривать, более того, от недостатка эмоционального контакта очень пострадало их психическое и физическое здоровье.

• В 1996 году английский ученый Селия Вард опубликовала результаты десятилетних исследований, предметом которых было использование электронной техники для воспитания детей. Она убедительно доказала: если родители в качестве няни использовали телевизор и компьютер, то к девятимесячному возрасту у 20 процентов детей наблюдалось отставание в развитии. В трехлетнем возрасте 30 процентов малышей отставали в развитии уже на один год. У них была речь двухлетнего ребенка, отклонения в координации движений, нарушения двигательной сферы и сенсорного развития (сферы чувств).

• У современных родителей не хватает времени на речевое общение со своими детьми. Согласно исследованиям Борбонуса (Германия), мать, в среднем, разговаривает с ребенком 12 минут в сутки, а вот “немой эфир” (когда родители вместе с детьми смотрят телевизор) занимает около 3,5 часов в день.

Все больше малышей “осчастливливается” собственной теле- и видеотехникой и компьютерами. Дети трех-пяти лет смотрят телевизор в среднем 2 часа в день, а некоторые 5-6 часов. Плюс компьютерные игры и электронные игрушки. Это приводит к тому, что речевое общение в семье сводится к привычным функциональным фразам: “Не задерживайся”, “Поспеши”, “Не трогай” и односложным ответам детей “Да” или “Нет”.
Сегодняшние мамы и папы сами росли в другом информационном пространстве, в их детстве просмотр телепрограмм занимал значительно меньше времени, чем сегодня у их собственных малышей.

Более того, практически все считают, что к воспитанию детей нужно как можно раньше подключать информационные технологии. Ну разве может мать так красиво рассказать сказку, как диснеевский мультфильм? А спеть песенку, лучше, чем на кассете? Может ли папа знать столько, сколько расскажет фильм или Интернет? Что плохого в компьютерной игре, если она базируется, например, на конструировании? Попробуем объяснить, почему эти “умные” машины не должны становиться няньками наших детей.


Напряжение неподвижности

Что происходит, когда ребенок смотрит телевизор? Мышечная система человека работает, как единое целое. Если внимательно смотреть в одну точку, нетрудно заметить, что все мышцы тела (не только глаз) напрягаются в неподвижности. Поэтому ребенок, который неподвижно сидит перед экраном не только не двигается физически, не только не отрабатывает координацию движений, не обучается, подражая окружающим, не только лишен возможности осознанно действовать. Он испытывает неестественное напряжение неподвижности. Которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения.

По наблюдениям специалистов, дети после просмотра телевизора некоторое время не могут ничем определенным заняться, склонны к агрессии, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Это связано даже не со смыслом фильма (хотя и это имеет большое значение), а именно с напряжением неподвижности возле экрана.


Глаза и телевизор

При просмотре телевизора, глаза ребенка находятся в состоянии покоя. Кстати, этот факт используют в офтальмологических клиниках. После операции на глазах пациентам прописывают смотреть телевизор на протяжении нескольких часов, так как это единственная возможность обеспечить мышцам глаз неподвижность. Но какие последствия это может иметь для здорового ребенка?

Изображение на экране не может способствовать формированию пространственного и цветового зрения, так как определенные типовые цвета проецируются в виде отдельных точек на экран, что создает иллюзию объемного изображения. Согласно исследованиям врачей, этот зрительный процесс не стимулирует развитие глаз, так как не обеспечивает им естественную деятельность, соответствующую работе в реальной действительности.

Кроме того, зрительная информация должна пройти обработку в мозгу, что способствует развитию малыша. Но опять-таки, возле экрана телевизора этот процесс проходит иначе. Ведь при активном наблюдении ребенка за реальной жизнью, его глаза находятся в постоянном движении, воспринимая тонкие оттенки цветов и пространственные объекты.


Работа мозга

Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать.

Малыш выхватывает то одно, то другое, часто не успевая связывать изображение с текстовым сопровождением. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Ребенок не может проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие нервные процессы в его мозгу. Малыш формируется как инструмент пассивной мыслительной деятельности и не способен на активное творческое мышление.

Согласно социологическим исследованиям, проведенным западными учеными, ребенок, выросший в таких условиях во взрослой жизни постоянно ждет , что необходимая информация придет извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, человек не имеет желания к этому. А вот критическое отношение к окружению, склонность к осуждающей оценке обстоятельств у таких детей проявляется сильно. Ведь известно: творческое мышление развивается только на основе собственной активности, внимания, живой заинтересованности реальным миром.

Исследования (Гобель, Глокнер – Швейцария) свидетельствуют: детей, которые регулярно потребляют продукцию электронных средств массовой информации отличает следующее:

• они мыслят быстрыми и готовыми ассоциациям;
• ставят поверхностные вопросы, при этом ответ их не особенно интересует;
• ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные;
• интерес к определенным предметам неглубоки;
• в общении с людьми не ощущают дистанции, и при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения;
• неспособны отвечать спокойным взглядом, вместо этого “таращат” глаза или отвечают гримасами;
• проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности.

Эти врачи-исследователи считают, что в идеале телевизор и компьютер должны играть определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования волевого и эмоционального развития, то есть не ранее 13-15 лет.

Анализ литературы по вопросу влияния телевидения и компьютерной техники на детей до 12-13 лет позволил выделить следующие особенности их личностных качеств:

• речь как способ общения остается примитивной;
• способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;
• при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации;
• школьник практически не читает, но ему нравиться рассматривать картинки (комиксы);
• активной переработки того, что ребенок видит или читает, не происходит. Поэтому задерживается развитие способности к сосредоточению, внимательному наблюдению, творческому поиску, целенаправленной деятельности;
• в будущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так как подросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, или прикладывая минимальные стандартные усилия (компьютерные игры);
• развитие воли нарушается, поскольку ребенок, сидя перед экраном, не может действовать активно-подражательно (как требуется в младшем возрасте);
• после просмотра телевизора или игры на компьютере идет агрессивная и неупорядоченная разрядка накопленной и неизрасходованной активности.

Важно помнить: то, что окружает ребенка в детстве определяет всю его последующую жизнь.


Телеинвалиды

Установка на пассивное восприятие мира формирует личность с низкой активностью и творческим потенциалом “телеинвалида”, как говорят зарубежные психологи и социологи.
По их данным, большинство из двадцатимиллионной армии безработных Европы -“телеинвалиды”. Мужчины и женщины, которые сейчас благополучно живут и активно работают, в детстве смотрели телевизор не более часа в неделю. Удовлетворительно приспособились ко взрослой жизни те, кто в детстве общался с телевизором не более получаса в день. По оценкам экспертов, 10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал на четверть. 2 часа телепросмотра в день приводят к потере половины творческого потенциала. На 90 процентов можно лишить ребенка социальной активности, если позволять ему в дошкольном возрасте смотреть телевизор более 3 часов в день.

Психологи советуют, чтобы ребенок до четырех лет (основной период созревания структур мозга –80процентов) не смотрел телевизор вообще. После шести лет ( 90процентов) не более часа в неделю. После десяти лет - 2-3 часа в неделю. После шестнадцати лет ограничения можно снимать.


Компьютеромания

Отдельно остановимся на вопросе общения с компьютером детей до тринадцати-пятнадцати лет. Так называемое творчество ребенка при работе с компьютером ограничивается определенной схемой, границы которой заданы извне. Деятельность ребенка сводится к перебору определенных вариантов, и творческая фантазия, развитие, исходящее от собственных усилий не стимулируется, а наоборот, угнетается.

Компьютерные игры, безусловно, побуждают к готовности реагировать. Однако при этом отрабатывается автоматическая реакция, не связанная с мыслительной деятельностью. Это приводит к перевозбуждению нервной системы, несдержанности реакций ребенка в жизненных ситуациях. Кроме того, такое времяпровождение провоцируют радость манипулирования и удовольствия от саморазвлечения, полученного простым нажатием на кнопки. Это может в будущем привести к проблемам, связанным с выбором подростком легких и пагубных путей получения удовольствия, о которых уже упоминалось.

С четырех до пятнадцати лет – у ребенка происходит формирование социальности. Он учится понимать других людей, общаться с ними. Если ребенок, (особенно часто это встречается у подростков) живет в виртуальном мире, общается с машиной, он уходит от реальной жизни. Ведь компьютер не обидит и не обидится, его поведение всегда предсказуемо. Если такое общество заменяет общение с семьей, ровесниками, у ребенка возникают серьезные трудности в социальной адаптации. Именно поэтому западные психологи встревожены компьютероманией среди подростков.

После пятнадцати лет, когда заканчивается формирование основ образного, творческого мышления, волевой и моральной сферы человека, осознание закономерностей окружающего мира, - наступает время использования компьютера. Но не как игрушки или друга, а как инструмента продуктивной работы. Заметим, что в развитых странах Западной Европы и в Америке, большая часть семей имеет компьютеры, и дети с ними знакомы с пеленок. Но почему-то эти страны приглашают программистов именно из Украины и стран СНГ и ценят их как творчески активных работников. Может, потому, что наши ведущие программисты впервые подошли к компьютерам в старших классах, а кто-то вообще, по окончании школы. К сожалению, подобные исследования в нашей стране пока не проводились.


Г. Апостолова

Статья получена: www.Mamochka.kz
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Электронные няни – добро или зло?":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Google - двигатель прогресса или злой гений будущего человечества?

Конечно, возможность получить почтовый ящик таких огромных размеров для личного пользования для среднего пользователя интернет сейчас кажется просто сказкой, тем более, что все выглядит более чем реально - Google уже не раз доказывал, что обман пользователей не входит в его планы. Казалось бы, вот он, повод для ликования. Однако появились и люди, которые всерьез этим обеспокоились, причем не столько возможностью появления почтовой службы, хоть и не совсем обычной, а теми об ...

» Продвижение и оптимизация - 1855 - читать


Кто «намылил» Интернет, или Отцы электронной почты

В 1968 году под эгидой Министерства обороны США в компании Bolt Beranek and Newman (BBN) проходила работа по созданию секретного проекта — сети ARPAnet (Advanced Research Projects Agency NETwork), являющейся предшественником — или зародышем — Интернета. Рей Томлинсон (Ray Tomlinson) был рядовым компьютерным инженером в BBN и трудился над проектом SNDMSG (от «send message») — программой, которая позволила бы программистам и исследователям ...

» Интересное в сети - 2596 - читать


Кто поможет мне с обедом, или Добро пожаловать в кулинарный рай

Кто поможет мне с обедом? Такой вопрос частенько повисал в воздухе у нас дома. После неоднократного сотрясания воздуха и половников добровольцы (в виде любимого, но ленивого мужа, а также очень похожего на него в некоторых принципиальных вопросах 8-летнего сына) все равно расползались по углам и по своим делам.

» Здоровый образ жизни - 1676 - читать


Наш ответ Micro oft’у или Не перевелись еще на Руси программисты добры молодцы!

© ИА Клерк. Ру, аналитический отдел / Наверняка любой более-менее постоянный посетитель Клерк.

» Безопасность бизнеса - 2896 - читать


Финансовый аутсорсинг: благо или зло?

Материал предоставлен журналом Консультант / Давно применяемая западными компаниями техника аутсорсинга сначала была встречена российскими бизнесменами с недоверием. Однако вскоре ее первыми «жертвами» стали производственные подразделения, IT-отделы, HR-службы... Похоже, теперь настала очередь финансового департамента.

» Бухгалтерия и аудит - 2093 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Развивающие игры и игрушки » Электронные няни – добро или зло?

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru