Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Развивающие игры и игрушки » Последнее дошкольное лето

 

Последнее дошкольное лето

 

 

Как подготовить ребенка к новой жизни

Собеседования и тестирования позади, уже куплен модный красочный ранец, а вместе с ним - пеналы, карандаши, тетрадки и прочие школьные атрибуты. Но мысли о грядущих жизненных переменах повергают родителей в панику. Как провести последние месяцы перед школой: устроить «мозговой штурм» по новеньким учебникам или напоследок дать ребенку «оторваться», разрешив ему целыми днями смотреть мультики и ложиться за полночь?


Быть в игре

В одной частной школе для будущих первоклассников устроили игру-эксперимент. Психологи дали детям задание, которое можно было выполнить, только договорившись друг с другом.

загрузка...

 

 

Выяснилось, что для семилеток это довольно сложная задача. Одни не знали, как взаимодействовать друг с другом, другие упорно стремились к цели, но путем соперничества, а не сотрудничества. Между тем, будущим школьникам важно уметь устанавливать «деловые контакты». Тем, кто не научился этому, будет трудно. Часто эта проблема возникает у тех ребят, которые до школы не ходили в детский сад и мало общались со сверстниками.

Такие дети обычно достаточно хорошо подготовлены к школе интеллектуально и любят это подчеркивать: «А ты знаешь, что такое фотосинтез?» В большинстве случаев сверстники таких подробностей биологии не знают, из чего «звезда» делает вывод: мне с ними неинтересно. Его основная мотивация - не собственная потребность, а внушенная взрослыми мысль о его исключительности. Однако, когда такой вундеркинд, не овладевший элементарными навыками общения и сотрудничества, приходит в школу, начинаются серьезные проблемы. Пытаясь потрясти окружающих глубиной своих познаний, он нередко мешает учителю вести урок, перебивает, вставляет замечания (далеко не всегда подходящие по смыслу). Другие дети при этом играть с ним на переменках не желают. Результат парадоксальный, но на самом деле закономерный - ребенок теряет интерес к учебе и начинает заметно отставать.

Чтобы проверить, насколько легко ваше чадо сможет влиться в детский коллектив, обратите внимание на его игры:
• Легко ли ребенок устанавливает контакты?
• Считается ли с другими участниками игры как с партнерами?
• Умеет ли играть по правилам (соблюдает очередность ходов, спокойно ждет своей очереди и т. д.)?

Если будущий первоклассник требует все игрушки себе, непременно хочет быть «главным», не умеет достойно проигрывать (бежит жаловаться, впадает в ярость, истерику), не признает правил - налицо серьезные проблемы с умением общаться. Что делать?

Постарайтесь чаще устраивать игры по правилам. Если нет возможности привлечь детскую компанию, играйте с малышом сами, но только не в «поддавки»: оптимальный вариант для ребенка - выигрывать в 60-70 % случаев, чтобы его самооценка осталась достаточно высокой, но в то же время он смог бы почувствовать себя и «по другую сторону победы». Для того, чтобы потренировать заодно память, внимательность, логическое мышление, подойдут игры в домино, шашки, «Мемори» (набор парных карточек) и пр.


Маша-растеряша

Важно, чтобы ваш малыш привык к самостоятельным действиям. Юный гений, которому бабушка завязывает ботинки, в школе будет чувствовать себя гораздо менее комфортно, чем обычный ребенок, привыкший вытирать в своей комнате пыль или ухаживать за цветами. Не надейтесь, что школа научит вашего отпрыска самостоятельности. Приучать малыша к элементарным бытовым навыкам - задача родителей.

Далеко не всякий учитель будет следить за тем, чтобы рубашка у вашего чада была заправлена, а физкультурная форма лежала на нужном месте. Маленьким растеряхам и неумейкам в школе очень сложно. Нередко они вызывают раздражение у педагогов и насмешки у одноклассников.


Что делать?

Определите для ребенка постоянные домашние поручения. Они должны быть несложными и желательно ежедневными. Ребенок постепенно привыкнет к регулярному выполнению определенной работы, а это психологическая основа для нормальной учебы.

«Ребенку бывает трудно самому выполнять поручения из-за того, что он еще не запомнил последовательности действий, - считает психолог Марина Панфилова, к. п. н., заведующая детским отделением центра «Катарсис». - Отличный выход в этой ситуации - рисовать план в картинках. Пусть они будут условными и схематичными - главное, чтобы ребенок их понимал: сначала ему нужно встать, потом умыться, одеться, прибрать свою постель, позавтракать, полить цветы или погулять с собакой и т. д. Потом подобный план можно составлять для выполнения уроков или занятий музыкой». Малыш заранее видит всю последовательность действий и самостоятельно сверяется с планом.

Следующий этап - научить ребенка действовать по словесной инструкции. Например, когда вы на даче просите маленького помощника полить цветы, пусть ваша инструкция будет предельно четкой и последовательной. Можно даже поиграть в «робота», который понимает лишь ясные команды:

1. Встань.
2. Пройди пять шагов вперед и возьми лейку.
3. Повернись направо и пройди еще 10 шагов вперед.
4. Набери в лейку воды.
5. Повернись налево и пройди 3 шага вперед.
6. Полей розу.

Зачастую дети неправильно выполняют задания только потому, что не поняли или успели забыть их условия. Лето - отличная возможность потренироваться в выполнении самых простых задач.


Домашние «инопланетяне»

Если все лето вы будете лишь «натаскивать» ребенка к школе, то к сентябрю прежде занимательные учебники будут вызывать у первоклассника стойкое чувство ненависти. Опытные педагоги говорят, что перед школой гораздо важнее не учить ребенка читать, а развивать его речь, не учить писать, а развивать его мелкую моторику, координацию движений (этому способствует лепка, рисование, вышивание, конструирование из мелких деталей). Проблема общего развития стоит сейчас довольно остро.

По статистике, врачи признают лишь 14 % будущих российских первоклассников практически здоровыми. 26 % дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет имеют проблемы с развитием речи, у 13 % не в порядке нервы, у 2-4 % выявляются нарушения памяти и внимания. Что делать?

«Развитием речи можно заниматься где угодно, - рассказывает Лариса Суздальцева, педагог, руководитель кафедры дошкольного воспитания детской студии «Образ». - Например, мама может превратиться в инопланетянку и попросить ребенка объяснить, что такое велосипед или дерево. А что на вашем, «землянском», языке означает «белая ворона»? Как это можно «повесить нос»? Обсуждайте с ребенком простые, казалось бы, вещи: как называются предметы мебели, какие продукты лежат в холодильнике, из чего их делают. Развивайте наблюдательность и внимание, беседуя о том, какая сегодня погода, что вы увидели в лесу и т. д. Вместе описывайте картинки (от простых открыток до монументальных полотен), стараясь представить себе, что было до и после изображаемого момента. И еще одна важная вещь. В школе учителя требуют «отвечать полным ответом»: то есть не односложно, поэтому заранее научите этому ребенка - еще до того, как прозвенит первый звонок».

«Развитию речи весьма способствуют пересказы, - делится опытом Анна Косинская-Диева, логопед детского клуба «Классики». - Чтобы научить ребенка пересказывать, можно использовать картинки-пиктограммы. Они похожи на игру или на мультик, поэтому обычно нравятся ребятишкам. Однако при этом они и полезны, поскольку у детей создаются устойчивые зрительные образы, которые помогут им вспомнить сюжет рассказа.

Не стремитесь в последний месяц перед школой накачать ребенка новыми сведениями. Наверняка он в течение последнего года готовился к школе в детском саду или на подготовительных курсах. В оставшееся время имеет смысл вместе с будущим школьником пролистать его домашние тетради, которые остались в результате этой подготовки. Не спеша, вдумчиво повторите основные темы, уже хорошо знакомые ребенку. Кстати, я рекомендую вам сохранить эти тетради - представляете, какой будет сюрприз к выпускному вечеру!»


Перемены переменам рознь

Нередко ребенку сложно понять структуру школьной жизни - расписание, чередование уроков и перемен. Ведь до сих пор дошкольная вольница позволяла ему достаточно свободно вести себя на занятиях, да и проходили они не каждый день. Отныне его статус кардинально изменится. Что ждет его в этой новой жизни? Предстоящие перемены, усугубленные страшилками старших товарищей, пугают своей неизвестностью. Что делать?

«Играть! Психологическая подготовка к школе замечательно проходит в игре, - уверена психолог Марина Панфилова. - Постарайтесь вместе с малышом проиграть различные ситуации, с которыми он может столкнуться на уроках или переменках. Обычно дошкольники любят такие игры.

«Учениками» в домашней школе могут стать мягкие игрушки. Важно, чтобы каждый из них был наделен своим характером: один «ученик» может быть простодушно-наивным, другой - трусливым, третий - хамоватым. Роли учителя и ученика могут исполнять и мама, и ребенок. Пусть в вашей школе будет настоящий звонок-колокольчик, возвещающий о начале и конце каждого занятия. Покажите в игре, как нужно вести себя на уроках (что будет, если один ученик начнет кричать, другой - прыгать, а третий - бегать?). В общем, постарайтесь максимально подробно показать ребенку, что его ждет в новой школьной жизни».

Конечно, «первый раз в первый класс» - это всегда трепет и волнение. Но если ребенок психологически готов к таким переменам, он воспримет их достаточно легко. А для этого ему необходимо чувствовать вашу поддержку.


Мнение специалиста

Татьяна Андреевна Мальцева, учительница начальных классов школы «Вита» с 24-летним стажем.

«Учителя часто говорят: «Приводите ребенка, мы его всему научим». Однако нелегко придется 1 сентября тем детишкам, родители которых не озаботились их подготовкой к школе. Особенно трудно придется «домашним» детям, ведь по сравнению с ними детсадовские малыши гораздо лучше подготовлены. Как известно, дети всегда равняются на сильных, и если ребенок будет на общем фоне отставать, то он может не только комплексовать, но и потерять интерес к школе.

Итак, будущему первокласснику надо уметь: читать, делить слова на слоги, считать (хорошо если до 100), уметь решать логические задачки. А вот писать не надо - каждый учитель учит по-своему, и переучивать всегда труднее.

В последнее дошкольное лето пусть ребенок читает, лучше, если понемногу, но каждый день. Вообще, ежедневные занятия по 30 минут ни одного шестилетку не перегрузят. Пусть только они будут посвящены какому-то одному предмету: чтению, счету или задачкам».


Инесса Смык

Статья получена: www.Mamochka.kz
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Последнее дошкольное лето":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Бензину отмерили еще 46 лет

• По мнению инженеров BMW, именно водород станет топливом будущего. В частности, в Японии ездят несколько «семерок» с такими силовыми агрегатами. На последней конференции Всемирной ядерной организации был сделан доклад, согласно которому к 2050 году водород полностью вытеснит бензин и солярку и займет место основного источника получения энергии для автомобилей и прочих транспортных средств.

» Немецкие автомобили - 1734 - читать


Две правды маркетинга. Как изменился маркетинг за последние 20 лет?

В свое время идеи классического маркетинга, выраженные в емкой формуле «Пойми и удовлетвори», стали настоящей революцией в бизнес-практике. Однако технологический взрыв 80-х – 90-х годов XX столетия поставил под сомнение гегемонию потребительской модели традиционного маркетинга. На рубеже веков созрели предпосылки для очередной маркетинговой революции.

» Управление и менеджмент - 2635 - читать


Серый цвет снова в моде: последние ипотечные тенденции уходящего лета

Как только речь заходит о "серых" финансовых схемах, сразу возникает образ чиновника, обещающего беспощадную борьбу с теми, кто укрывается от налогов. Или образ народного избранника, который, чтобы "пропиариться", предлагает во что бы то ни стало провести финансовую амнистию для "специалистов", уводящих деньги из страны. Банкиры предлагают другое решение: выдавать ипотечные кредиты клиентам с "серым" доходом.

» Ипотека - 2256 - читать


От Билла Гейтса до Гомера Симпсона: USA Today назвал 25 самых влиятельных людей за последние 25 лет

Издание USA Today опубликовало список 25 человек, оказавших самое большое влияние на мир за последние 25 лет. Они перевернули нашу жизнь, совершили революции в науке и технике, составили карту человеческого организма и изменили наше отношение друг к другу, утверждают составители списка. 1.

» Семейная жизнь - 1722 - читать


USA Today назвал 25 самых влиятельных людей за последние 25 лет

Издание USA Today опубликовало список 25 человек, оказавших самое большое влияние на мир за последние 25 лет. Они перевернули нашу жизнь, совершили революции в науке и технике, составили карту человеческого организма и изменили наше отношение друг к другу, утверждают составители списка. 1.

» Кулинария и рецепты - 1669 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Развивающие игры и игрушки » Последнее дошкольное лето

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru