Собеседования и тестирования позади, уже куплен модный красочный ранец, а вместе с ним - пеналы, карандаши, тетрадки и прочие школьные атрибуты. Но мысли о грядущих жизненных переменах повергают родителей в панику. Как провести последние месяцы перед школой: устроить «мозговой штурм» по новеньким учебникам или напоследок дать ребенку «оторваться», разрешив ему целыми днями смотреть мультики и ложиться за полночь?
Быть в игре
В одной частной школе для будущих первоклассников устроили игру-эксперимент. Психологи дали детям задание, которое можно было выполнить, только договорившись друг с другом.
Выяснилось, что для семилеток это довольно сложная задача. Одни не знали, как взаимодействовать друг с другом, другие упорно стремились к цели, но путем соперничества, а не сотрудничества. Между тем, будущим школьникам важно уметь устанавливать «деловые контакты». Тем, кто не научился этому, будет трудно. Часто эта проблема возникает у тех ребят, которые до школы не ходили в детский сад и мало общались со сверстниками.
Такие дети обычно достаточно хорошо подготовлены к школе интеллектуально и любят это подчеркивать: «А ты знаешь, что такое фотосинтез?» В большинстве случаев сверстники таких подробностей биологии не знают, из чего «звезда» делает вывод: мне с ними неинтересно. Его основная мотивация - не собственная потребность, а внушенная взрослыми мысль о его исключительности. Однако, когда такой вундеркинд, не овладевший элементарными навыками общения и сотрудничества, приходит в школу, начинаются серьезные проблемы. Пытаясь потрясти окружающих глубиной своих познаний, он нередко мешает учителю вести урок, перебивает, вставляет замечания (далеко не всегда подходящие по смыслу). Другие дети при этом играть с ним на переменках не желают. Результат парадоксальный, но на самом деле закономерный - ребенок теряет интерес к учебе и начинает заметно отставать.
Чтобы проверить, насколько легко ваше чадо сможет влиться в детский коллектив, обратите внимание на его игры:
• Легко ли ребенок устанавливает контакты?
• Считается ли с другими участниками игры как с партнерами?
• Умеет ли играть по правилам (соблюдает очередность ходов, спокойно ждет своей очереди и т. д.)?
Если будущий первоклассник требует все игрушки себе, непременно хочет быть «главным», не умеет достойно проигрывать (бежит жаловаться, впадает в ярость, истерику), не признает правил - налицо серьезные проблемы с умением общаться. Что делать?
Постарайтесь чаще устраивать игры по правилам. Если нет возможности привлечь детскую компанию, играйте с малышом сами, но только не в «поддавки»: оптимальный вариант для ребенка - выигрывать в 60-70 % случаев, чтобы его самооценка осталась достаточно высокой, но в то же время он смог бы почувствовать себя и «по другую сторону победы». Для того, чтобы потренировать заодно память, внимательность, логическое мышление, подойдут игры в домино, шашки, «Мемори» (набор парных карточек) и пр.
Маша-растеряша
Важно, чтобы ваш малыш привык к самостоятельным действиям. Юный гений, которому бабушка завязывает ботинки, в школе будет чувствовать себя гораздо менее комфортно, чем обычный ребенок, привыкший вытирать в своей комнате пыль или ухаживать за цветами. Не надейтесь, что школа научит вашего отпрыска самостоятельности. Приучать малыша к элементарным бытовым навыкам - задача родителей.
Далеко не всякий учитель будет следить за тем, чтобы рубашка у вашего чада была заправлена, а физкультурная форма лежала на нужном месте. Маленьким растеряхам и неумейкам в школе очень сложно. Нередко они вызывают раздражение у педагогов и насмешки у одноклассников.
Что делать?
Определите для ребенка постоянные домашние поручения. Они должны быть несложными и желательно ежедневными. Ребенок постепенно привыкнет к регулярному выполнению определенной работы, а это психологическая основа для нормальной учебы.
«Ребенку бывает трудно самому выполнять поручения из-за того, что он еще не запомнил последовательности действий, - считает психолог Марина Панфилова, к. п. н., заведующая детским отделением центра «Катарсис». - Отличный выход в этой ситуации - рисовать план в картинках. Пусть они будут условными и схематичными - главное, чтобы ребенок их понимал: сначала ему нужно встать, потом умыться, одеться, прибрать свою постель, позавтракать, полить цветы или погулять с собакой и т. д. Потом подобный план можно составлять для выполнения уроков или занятий музыкой». Малыш заранее видит всю последовательность действий и самостоятельно сверяется с планом.
Следующий этап - научить ребенка действовать по словесной инструкции. Например, когда вы на даче просите маленького помощника полить цветы, пусть ваша инструкция будет предельно четкой и последовательной. Можно даже поиграть в «робота», который понимает лишь ясные команды:
1. Встань.
2. Пройди пять шагов вперед и возьми лейку.
3. Повернись направо и пройди еще 10 шагов вперед.
4. Набери в лейку воды.
5. Повернись налево и пройди 3 шага вперед.
6. Полей розу.
Зачастую дети неправильно выполняют задания только потому, что не поняли или успели забыть их условия. Лето - отличная возможность потренироваться в выполнении самых простых задач.
Домашние «инопланетяне»
Если все лето вы будете лишь «натаскивать» ребенка к школе, то к сентябрю прежде занимательные учебники будут вызывать у первоклассника стойкое чувство ненависти. Опытные педагоги говорят, что перед школой гораздо важнее не учить ребенка читать, а развивать его речь, не учить писать, а развивать его мелкую моторику, координацию движений (этому способствует лепка, рисование, вышивание, конструирование из мелких деталей). Проблема общего развития стоит сейчас довольно остро.
По статистике, врачи признают лишь 14 % будущих российских первоклассников практически здоровыми. 26 % дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет имеют проблемы с развитием речи, у 13 % не в порядке нервы, у 2-4 % выявляются нарушения памяти и внимания. Что делать?
«Развитием речи можно заниматься где угодно, - рассказывает Лариса Суздальцева, педагог, руководитель кафедры дошкольного воспитания детской студии «Образ». - Например, мама может превратиться в инопланетянку и попросить ребенка объяснить, что такое велосипед или дерево. А что на вашем, «землянском», языке означает «белая ворона»? Как это можно «повесить нос»? Обсуждайте с ребенком простые, казалось бы, вещи: как называются предметы мебели, какие продукты лежат в холодильнике, из чего их делают. Развивайте наблюдательность и внимание, беседуя о том, какая сегодня погода, что вы увидели в лесу и т. д. Вместе описывайте картинки (от простых открыток до монументальных полотен), стараясь представить себе, что было до и после изображаемого момента. И еще одна важная вещь. В школе учителя требуют «отвечать полным ответом»: то есть не односложно, поэтому заранее научите этому ребенка - еще до того, как прозвенит первый звонок».
«Развитию речи весьма способствуют пересказы, - делится опытом Анна Косинская-Диева, логопед детского клуба «Классики». - Чтобы научить ребенка пересказывать, можно использовать картинки-пиктограммы. Они похожи на игру или на мультик, поэтому обычно нравятся ребятишкам. Однако при этом они и полезны, поскольку у детей создаются устойчивые зрительные образы, которые помогут им вспомнить сюжет рассказа.
Не стремитесь в последний месяц перед школой накачать ребенка новыми сведениями. Наверняка он в течение последнего года готовился к школе в детском саду или на подготовительных курсах. В оставшееся время имеет смысл вместе с будущим школьником пролистать его домашние тетради, которые остались в результате этой подготовки. Не спеша, вдумчиво повторите основные темы, уже хорошо знакомые ребенку. Кстати, я рекомендую вам сохранить эти тетради - представляете, какой будет сюрприз к выпускному вечеру!»
Перемены переменам рознь
Нередко ребенку сложно понять структуру школьной жизни - расписание, чередование уроков и перемен. Ведь до сих пор дошкольная вольница позволяла ему достаточно свободно вести себя на занятиях, да и проходили они не каждый день. Отныне его статус кардинально изменится. Что ждет его в этой новой жизни? Предстоящие перемены, усугубленные страшилками старших товарищей, пугают своей неизвестностью. Что делать?
«Играть! Психологическая подготовка к школе замечательно проходит в игре, - уверена психолог Марина Панфилова. - Постарайтесь вместе с малышом проиграть различные ситуации, с которыми он может столкнуться на уроках или переменках. Обычно дошкольники любят такие игры.
«Учениками» в домашней школе могут стать мягкие игрушки. Важно, чтобы каждый из них был наделен своим характером: один «ученик» может быть простодушно-наивным, другой - трусливым, третий - хамоватым. Роли учителя и ученика могут исполнять и мама, и ребенок. Пусть в вашей школе будет настоящий звонок-колокольчик, возвещающий о начале и конце каждого занятия. Покажите в игре, как нужно вести себя на уроках (что будет, если один ученик начнет кричать, другой - прыгать, а третий - бегать?). В общем, постарайтесь максимально подробно показать ребенку, что его ждет в новой школьной жизни».
Конечно, «первый раз в первый класс» - это всегда трепет и волнение. Но если ребенок психологически готов к таким переменам, он воспримет их достаточно легко. А для этого ему необходимо чувствовать вашу поддержку.
Мнение специалиста
Татьяна Андреевна Мальцева, учительница начальных классов школы «Вита» с 24-летним стажем.
«Учителя часто говорят: «Приводите ребенка, мы его всему научим». Однако нелегко придется 1 сентября тем детишкам, родители которых не озаботились их подготовкой к школе. Особенно трудно придется «домашним» детям, ведь по сравнению с ними детсадовские малыши гораздо лучше подготовлены. Как известно, дети всегда равняются на сильных, и если ребенок будет на общем фоне отставать, то он может не только комплексовать, но и потерять интерес к школе.
Итак, будущему первокласснику надо уметь: читать, делить слова на слоги, считать (хорошо если до 100), уметь решать логические задачки. А вот писать не надо - каждый учитель учит по-своему, и переучивать всегда труднее.
В последнее дошкольное лето пусть ребенок читает, лучше, если понемногу, но каждый день. Вообще, ежедневные занятия по 30 минут ни одного шестилетку не перегрузят. Пусть только они будут посвящены какому-то одному предмету: чтению, счету или задачкам».
Инесса Смык
Статья получена: www.Mamochka.kz