Как же определить источник спама и куда обращаться ? Рассмотрим полные технические заголовки письма спамера, которые мы взяли ТОЛЬКО для примера. Вот они :
Return-Path: fax10@mail.ru Received: (from uucp@localhost) by mp.aha.ru (8.9.2/8.9.3) id NAA17717 for ; Mon, 8 Mar 1999 13:07:37 +0300 (MSK) From: fax10@mail.ru Received: from pb(192.168.9.253) by mp via smap (V1.3) id sma017715; Mon Mar 8 13:07:27 1999 Received: from ns1.aha.ru (ns1.aha.ru [195.2.80.142]) by pb.hq.zenon.net (8.9.3/8.9.3) with ESMTP id NAA10167 for ; Mon, 8 Mar 1999 13:07:27 +0300 (MSK) Received: from sunny.aha.ru (sunny.aha.ru [195.2.83.112]) by ns1.aha.ru (8.9.3/8.9.3/aha-r/0.04B) with ESMTP id NAA01309 for ; Mon, 8 Mar 1999 13:07:26 +0300 (MSK) Received: by sunny.aha.ru id NAA05601; (8.8.8/vak/1.9) Mon, 8 Mar 1999 13:06:46 +0300 (MSK) Received: from relay1.aha.ru(195.2.83.105) by sunny.aha.ru via smap (V1.3) id sma005562; Mon Mar 8 13:06:34 1999 Received: from news2.aha.ru (news2.aha.ru [195.2.83.101]) by relay1.aha.ru (8.9.3/8.9.3/aha-r/0.04B) with ESMTP id NAA14968 for ; Mon, 8 Mar 1999 13:06:35 +0300 (MSK) Received: from relay1.aha.ru by news2.aha.ru with ESMTP id NAA17732; (8.8.8/vak/1.8e) Mon, 8 Mar 1999 13:06:34 +0300 (MSK) Received: from mta-x1.yahoomail.com (das-1-51.sitek.net [195.212.189.51]) by relay1.aha.ru (8.9.3/8.9.3/aha-r/0.04B) with SMTP id NAA14946; Mon, 8 Mar 1999 13:06:29 +0300 (MSK) Message-Id: <199903081006.NAA14946@relay1.aha.ru> Date: оМ, 8 мар 1999 09:27:48 Subject: Добрый день. X-UIDL: 658db0f690690ee0476aa868e3bc252a Status: OОбратите внимание на последнее поле Received в этом заголовке. Оно выделено "жирным" шрифтом. Оно, это последнее сверху Received, и несет информацию о том, с какого IP адреса спам попал в Сеть. В данном случае это адрес 195.212.189.51. Далее нужно установить, кому принадлежит данный IP адрес. Заходим на страницу /redir.php?url=www.geektools.com%2Fcgi-bin%2Fproxy.cgi%2C вводим в поле поиска полученный IP адрес и смотрим результат (тут он приведен в сокращенном виде):
inetnum: 195.212.0.0 - 195.212.255.255 netname: EU-IBM-960711 descr: IBM Global Network Europe descr: OPENNET IP networ descr: Provider Local Registry country: EU admin-c: NI9-RIPE tech-c: ENI1-RIPE status: ALLOCATED PA mnt-by: RIPE-NCC-HM-MNT descr: IBM EMEA Customer LAN descr: For routing issues, email noc@attglobal.net descr: For addressing issues, email euibmipa@nl.ibm.com descr: For abuse issues, email abuse@attglobal.netОбратите внимание на последнюю строчку - в ней явно указан адрес службы, разбирающей жалобы на спам.
Выводы:
- Диапазон адресов принадлежит IBM.com.
- Можно, конечно, отправить жалобу на abuse@attglobal.net (spam report), но, поскольку, этот диапазон IP адресов предназначен для дальнейшего выделения другим субпровайдерам, давайте посмотрим, куда нас выведет команда tracert (windows):
c: racert 195.212.189.51 traceroute to 195.212.189.51 (195.212.189.51), 30 hops max, 40 byte packets 1 m9-3-fa1-1-0-110.zenon.Net (195.2.83.2) 2 m9-2-fa6-0-90.zenon.Net (195.2.70.10) 3 m3-bvi-1.msk-m9.rostelecom.net (195.161.2.133) 4 MSK-M9-1.Rostelecom.Net (195.161.0.2) 5 gin-nyy-ac1.Teleglobe.net (207.45.199.157) 6 gin-nyy-bb4.Teleglobe.net (207.45.223.17) 7 gin-spn-bb1.Teleglobe.net (207.45.223.6) 8 sprint-nap.ibm.net (192.157.69.20) 9 nyor1sr1-5-0.ny.us.ibm.net (198.133.27.6) 10 port1br1-5-0-1.pt.uk.ibm.net (165.87.220.33) 11 ehni1br2-4-0-1.eh.de.ibm.net (165.87.221.17) 12 mosc1br1.mos.ru.ibm.net (152.158.24.1) 13 152.158.24.72 (152.158.24.72) 14 10.0.0.2 (10.0.0.2) 15 62.200.32.36 (62.200.32.36) 16 gw.sitek.net (195.212.225.1)Как видно из данного фрагмента, провайдером спамера является владелец домена sitek.net.
Теперь надо определиться, на какой конкретно адрес нужно отсылать наши претензии. Действующие internet-стандарты определяет несколько имен, которые могут присутствовать на почтовом internet-сервере:
- Согласно RFC822 6.3, C.6 адрес POSTMASTER@domain должен присутствовать на всех почтовых серверах;
- Интересующий нас адрес ABUSE@domain заявлен как рекомендованный; Документ RFC3013 определяет порядок взаимодействия с провайдерами в части наличия определенных адресов электронной почты.
Отправить жалобу на abuse@domain со своим комментарием и обязательно приложить спаммерское письмо. Если приходит ответ, что адреса такого нет, то отправить жалобу на адрес postmaster@domain. Если и здесь ответа нет, остается написать своему собственному провайдеру (с примерами заголовков писем), и попросить специалистов его технических служб принять меры. Итак, разобрав наш пример, отправляем нашу жалобу на :
- abuse@attglobal.net
- abuse@sitek.net
Здравствуйте.
Нами был получен спам, части которого приводятся ниже.
Возможно, он был отправлен с Вашего сервера, в нем используются адреса Вашей компании или спамер воспользовался услугами Вашей компании для доступа в интернет. Пожалуйста, окажите воздействие на этого человека любым доступным Вам способом. Заранее благодарны Вам за уделенное внимание и за время, которое Вы потратите на решение этой проблемы.Если адрес спамера вымышленный и он не имеет к Вам никакого отношения, примите наши извинения; во всяком случае спам выглядит так, будто он действительно был отправлен с Вашего сервера.