В наши дни вопрос "как отделать трехметровую ванную комнату?" представляется куда более простым, но все же решать его надо...
Пластик и плитка
Я не стану советовать самый дешевый способ отделки – обшивку стен пластиковыми панелями. На строительных рынках их полно, и цвет можно подобрать под любой гранит-малахит-мрамор.
Вот только выглядеть ваша ванная будет совершенно как приемная (или сортир) какого-нибудь офиса. Оно вам надо?
За самым дешевым способом следует способ классический – керамическая плитка.
Разброс цен здесь где-то от 200 до 900 руб. за квадратный метр. Самая дорогая плитка – испанская, самая дешевая – отечественная. Однако, как показал личный опыт, дешевая – еще не значит плохая. Мы с мужем купили на рынке очень стильную белую плитку с текстурой, напоминающей не то вельвет, не то еще какую фактурную ткань, всего за 240 руб./м2 (производитель - екатиринбургский завод керамических изделий). Рабочие потом ее хвалили, говорили, мягкая, хорошо режется.
Единственное, что мне не нравится в большинстве отечественной плитки, так это то, что если на ней есть рисунок, то он на каждой плиточке трафаретный, то есть одна и та же "мраморная" прожилка будет повторяться сто раз под одним и тем же углом. А вот импортная плитка чаще всего идет со смещением рисунка, но и стоит она дороже - от 400 руб./ м2.
Самый распространенный сейчас туалетно-ванный дизайн – "с бордюром", т.е. узкой горизонтальной полоской из небольших контрастных по цвету или просто нарядных плиточек. Обычно снизу кладут более темный кафель, затем на высоте сантиметров 80 от пола идет полоска бордюра, затем светлый верх с парой-тройкой декоративных вставок. Так оформлены 90% современных ванных комнат. Лет через пятьдесят по фотографиям этих стен можно будет легко определить эпоху. "Канарейка, фикус и гитара". "Шкаф-купе, барная стойка и сортир с бордюрчиком".
Именно эти соображения и заставили нас с мужем воздержаться от этой типовой плиточной моды. Но что можно предложить взамен?
В профильных журналах-каталогах в основном все та же самая идея: нижний ярус, кант, верхний ярус. Или просто кант.
Только раз где-то мелькнула забавная картинка: на плитках были нарисованы корешки книг, и получалось, что выложенная кафелем стена напоминает библиотеку. Еще как-то раз видела зеркальную плитку. Что ж, тоже идея: будет служить постоянным напоминанием, что неплохо бы наконец записаться в фитнес-центр...
А вообще, с кафелем у нас все как-то довольно скучно. Ну, то, что мало текстурной плитки, еще можно понять – ее мыть сложней, – но почему бы не выпустить, скажем, шестиугольную, треугольную плитку, или еще какую с нестандартной геометрией?
Единственное, что сейчас появилось в продаже интересного – напольная плитка в виде паркетной доски с имитацией текстуры дерева. Ее можно положить елочкой или другим "паркетным" способом. Цена такого керамического паркета - от 600 до 850 рублей за кв. метр, но поскольку площадь пола в ванной – это не то, что площадь стен, позволить себе эту маленькую роскошь сможет любой.
Теперь о цене вопроса. Укладка плитки стоит 9-10$ за м2, плюс сюда могут прибавить затирку швов (0,5$ за метр), а могут и включить ее в общую стоимость.
Кстати, по поводу затирки надо сказать, что она бывает двух видов – цементная, например, Sopro (около 250 руб. за пакет), и меловая, например, Atlas (она дешевле, 100 руб., но зато быстро выкрашивается). Прибавим еще к списку затрат плиточный клей – неплохая марка "Юнис плюс" или "Юнис XXI век" (120 рублей мешок). Также вам может потребоваться выровнять стены – 7-10$ за м2 цена работы, плюс штукатурная смесь и шпатлевка.
Мозаика
Это, пожалуй, будет поинтернесней, чем плитка. О том, что существует стеклянная мозаика (стекломозаика), нам напомнила "ИКЕА", и это даже стало чем-то вроде моды. Здесь даже прослеживаются определенные тенденции. Сначала была популярна отделка простыми цветами или так называемыми смесями, содержащими несколько цветовых оттенков. Им на смену пришли геометрические декоры, сюжеты из каталогов производителей. Потом дело дошло до создания сложных авторских панно.
По цене всю мозаику можно разделить на две основных категории: так называемые элит- и эконом-класс. Дорогая эксклюзивная мозаика (от 25 евро за метр) – это, конечно, в первую очередь итальянская Bisazza.
У "Бисадзы" широкая цветовая палитры (более ста цветов), и есть т.н. авантюриновая мозаика с мелкими золотистыми вкраплениями. Мозаику эконом-класса можно посмотреть у китайских компаний Super Glass и J&J. Цена на китайкую мозаику ниже (от $15 за м2), – как говорится, "в силу макроэкономических причин", – но она в общем-то неплохая. Хотя палитра здесь не такая богатая – около сорока цветов. У J&J так же, как и у "Бисадзы", есть и авантюриновая мозаика.
Существует несколько техник изготовления мозаики. Самая сложная и трудоемкая называется "римская мозаика".
Она полностью ручная, и применяется там, где обзор мозаичного панно предполагается с близкого расстояния, или если изображение насыщено мелкими декоративными элементами. Сначала рисуется эскиз, затем по нему размечается основа в натуральную величину, и по ней выкладывается панно. Для того чтобы выложить все элементы, стандартные модули – плиточки размером 2х2 см – колются на половинки, четвертинки, или даже на более мелкие части. Это довольно кропотливая работа: за день мозаичист выкладывает 0.3-0.4 метра.
Более дешевый способ – компьютерная графика, или, как ее еще называют, матричная сборка.
Смысл этой технологии в том, что эскиз пропускается через специальную программу, которая разбивает его на модули-квадратики – то есть на определенное цветовое решение, – и изображение выкладывается по компьютерному набору.
Смешанная техника, как нетрудно догадаться, предполагает сочетание компьютерной графики и римской мозаики. Например, если в компьютерном эскизе запланированы мелкие элементы, то их выполняют вручную в традиционной римской технике, как бы встраивая в общую картину. В результате достигается интересный результат: то, что выполнено в компьютерной технике, смотрится более размытым, словно создавая задний план, а то, что выложено вручную, выглядит очень четко, как бы выступая на передний. Благодаря этому создается эффект объема, – а также впечатление недешевой авторской работы.
Агломерат
Последнее изобретение человечества для отделки ванных комнат – новый дизайнерский материал под названием агломерат. Он используется в качестве напольных и настенных покрытий.
Для тех, кто с ним еще не сталкивался, даем справку: агломерат – это соединение минералов, связанных цементирующим веществом. Внешне агломерат представляет собой блестящие, плотные, довольно большие и достаточно тонкие плиты самых разных расцветок. В качестве наполнителя агломераты могут содержать кусочки стеклянной мозаики и вкрапления авантюрина.
Разновидностей агломерата очень много – под мрамор, под гранит, из массы стеклянной крошки, всевозможных цветов, с различными наполнителями... Законодатель мод и цен в этом направлении – все та же Bisazza. Она специализируется на агломерате с вкраплениями кусочков стекломозаики и авантюрина.
При всех его недостатках в виде высокой цены (в офисе Bisazza мне даже не захотели назвать для публикации какие-нибудь цифры: "Это дорого. Кому надо, сами узнают"), у агломерата есть одно преимущество – он пластичный. Нагрев плиту до температуры 650 С, ее можно изогнуть и покрыть криволинейные стены и другие сложные поверхности. Например, облицевать по периметру пандус ванны, точно повторив его контур.
Удобно, что агломерат можно использовать в новостройках, не боясь, что после усадки дома в материале появятся трещины. Однако это же свойство обязывает к аккуратному хранению агломерата: рекомендуется держать его пластины плашмя, не ставить на ребро – иначе под собственным весом он может деформироваться.
Для укладки агломерата не требуется никакой дополнительной обработки стены или пола. Единственное, что необходимо, – ровная поверхность.
Любая строительная бригада, знакомая с укладкой керамической плитки и подобных покрытий, должна легко справиться и с монтажом агломерата. Листы агломерата можно нарезать на более мелкие части заданной формы и выложить из них геометрический орнамент, сюжетное панно, надпись... Но чтобы элементы идеально совпадали, их нужно вырезать на специальных станках для резки твердых материалов, использующих водную струю.
Производители настаивают, что агломераты будут прекрасно сочетаться с блестящими поверхностями, а также с родственной им по происхождению и характеристикам мозаикой. Соседство этих материалов должно подчеркнуть их декоративные качества и придать интерьеру торжественное, прямо-таки "рублево-успенское", звучание.
Впрочем, на мой взгляд, "высокое звучание", которое агломерат придает интерьерам, все же отдает некоторой пластмассовостью – синтетика, как ни крути.
Текст: Елена Попова