Спросите свою подругу, что было надето на вас вчера, и первое, что она назовет, – это цвет одежды. А если знакомый мужчина вспомнит что-то еще, то он явно к вам неравнодушен. Именно цвет мы воспринимаем в первую очередь, и в интерьере в том числе. И если вы ошиблись в его выборе, то осень – самое время заняться обновлением.
Давно известно, что цвет воздействует на наше эмоциональное состояние, управляет чувствами и влияет на физическое состояние, а некоторые утверждают, что цвет даже лечит все болезни.
И в интерьере цвет способен на многое: создать гармонию или разрушить ее, выразить вашу индивидуальность. А коли он столь важен, то неплохо бы научиться обращаться с ним профессионально. Азбука дизайнера
Сначала надо изучить все характеристики цвета, которые пригодятся именно для оформления интерьера.
Во-первых, светлота. Этим параметром обладают как цветные краски, так и все оттенки белого, серого или черного цвета. Причем последние обладают только светлотой, если говорить о «цветных» красках, то степень светлоты определяется как примесь белого к основному тону, а степень темноты – добавлением черной краски. Профессионалы определяют светлоту цветных красок, сравнивая их с оттенками серого на такой же поверхности. Если цвет надо разбавить, добавляют белую, затемнить – черную.
Во-вторых, насыщенность или интенсивность, то есть отличие цвета от серого. Иными словами, это яркость эмоционального впечатления или «цветность» цвета, понятие во многом субъективное.
В третьих, чистота цвета – это отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Слегка упрощая, можно определить чистоту как возможность назвать цвет одним единственным словом.
Основные правила обращения с цветомХотя кажется, что основные правила известны буквально всем, знать – это еще не применять. При оформлении собственного интерьера, желая проявить индивидуальность, об этой азбуке часто забывают.
• Если окна комнаты смотрят на юг, то подойдет оформление насыщенными или темными тонами, северные комнаты лучше сделать светлыми.
• Чем темнее потолок, тем он кажется ниже, а вертикальные полосы на стенах зрительно делают потолок выше.
• Более темная стена кажется отстоящей дальше и наоборот.
• Темные цвета стен уменьшают помещение, светлые – расширяют.
• Красный цвет оказывает возбуждающее действие, при кратковременном воздействии красного цвета работоспособность повышается, а длительное воздействие приводит к утомлению и снижению работоспособности.
• Оранжевый цвет создает бодрое и жизнерадостное настроение, вызывает ощущение тепла.
• Желтый цвет – активный, оживляющий, бодрящий, способствует созданию хорошего настроения, при непостоянном воздействии повышает работоспособность.
• Зеленый цвет – нейтральный, мягкий, успокаивающий, длительное действие цвета не утомляет, вызывает несильный, но устойчивый подъем трудоспособности.
• Голубой и синий цвета относятся к пассивным цветам, способствуют расслаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности и эмоционального напряжения, синий цвет располагает к созерцательности и размышлениям.
• Фиолетовый относится к наиболее пассивным, вызывает ощущение угнетенности и беспокойства, даже кратковременное действие фиолетового цвета сильно снижает работоспособность.
• Коричневый цвет – спокойный и сдержанный, вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного настроения.
• Черный цвет ассоциируется с ночью и темнотой, он резко снижает настроение, а серый – вызывает апатию и скуку.
• Белый цвет создает впечатление скромности и простоты, однако эмоциональный настрой сильно зависит от освещения и теплоты оттенка. На его фоне выигрышно смотрится буквально любой другой цвет.
• Чем больше цвета, тем меньше должна быть его насыщенность,
• Яркие насыщенные цвета вызывают зрительное напряжение, что приводит к излишнему возбуждению и усталости.
• В комнате, где основной тон приглушенный и спокойный, можно воспользоваться основным правилом икебаны – одно-два ярких цветовых пятна создадут необходимое настроение. Это могут быть подушки, пуфики или букет цветов.
Психологическая подоплека цвета
Главная загадка, до сих пор не объясненная учеными, – индивидуальное восприятие человеком цвета. Каждый видит цвет по-разному и выбирает из миллиона оттенков, существующих в природе, наиболее подходящие именно ему. Если конечно, не доверяет слепо дизайнерам и интерьерным журналам. Копирование понравившихся интерьеров способно привести к весьма нежелательным последствиям. Ярко-синие стены с золотой росписью очень празднично и нарядно смотрятся во дворцах, но в небольшой комнате способны довести до безумия. Очень красива алая роза на зеленом кусте, но стены покрашенные в эти цвета без учета пропорций, будут смотреться удручающе. Если вы решаете сделать ставку на контрастные цвета (красный и зеленый, фиолетовый и желтый, оранжевый и голубой), то помните о том, что для гармоничного их сочетания контрастного цвета должно быть не более 10% поверхностей.
>Однако рекомендации этим не ограничиваются. Несмотря на индивидуальное восприятие цвета, исследования психологов показывают, что для больших комнат предпочтительнее светлые, зеленые, зелено-желтые и бежевые тона. В более интенсивные тона, причем лучше теплые, покрасьте стены в гардеробных и встроенных шкафах. Голубой, белый и зеленый наиболее психологически комфортны для ванных комнат. Для детской комнаты подойдут зеленовато-желтый и розовый цвета.
С психологической точки зрения пол в квартире должен быть теплых и не очень светлых тонов, это зрительно делает его более устойчивым. Кроме того, если квартира большая, в ней не должно быть радикальных переломов тона, иначе она просто распадется на отдельные комнаты и не будет выглядеть единым жизненным пространством. Конечно, даже одну комнату можно зрительно разделить на функциональные зоны цветом, но никаких резких переходов, основной тон должен быть один, как мотив в песне.
О чем молчат дизайнерыПочему так редко удается удачно скопировать дизайн из модного журнала? Причин тут может быть несколько: во-первых, как уже было сказано, восприятие цвета зависит от площади окраски. Во-вторых, существует множество оттенков каждого цвета, и производители присваивают им номера, чтобы различать их, причем у каждого производителя своя палитра.
Известно, что в японских школах детей учат воспринимать до 24 оттенков одного лишь черного цвета, у нас же такого уровня «цветовой грамотности» отнюдь не наблюдается. Даже профессионал иногда не может угадать оттенок, увиденный в журнале, что же говорить о тех, кто не так искушен в восприятии? К тому же большое значение имеет материал и фактура окрашиваемой поверхности, один и тот же оттенок на поверхности с глубокой фактурой будет смотреться насыщеннее и темнее.
Если ваш опыт цветового дизайна в квартире оказался неудачен, то, прежде чем расстраиваться, попробуйте исправить положение несколькими средствами. Сначала попробуйте подобрать для оформления комнаты другие аксессуары: накидки на кресло, ковер, покрывала или диванные подушки. Большое значение для восприятия цвета имеет освещение, особенно это относится к смешанным цветам, белому и всем оттенкам серого. Сейчас в продаже есть большое количество ламп с разной тепловой температурой – от холодного голубоватого до солнечного желтого. Возможно, что, скомбинировав их, вы получите вполне удовлетворительный результат. Приглушить слишком яркий тон вам поможет матовый лак, а слишком светлую поверхность – повторное окрашивание.
Текст: Елена Чистякова
Фото: Salon