Как только возникает необходимость сменить или обновить обстановку офиса, мы сталкиваемся с проблемой выбора офисной мебели. Для того, чтобы купить хорошую мебель, нужно обладать чутьем, достойным знаменитого охотника за стульями Остапа Бендера. В этой статье мы начнем разговор об офисных стульях и креслах.
Из чего же складывается современный российский рынок офисных стульев, с продукцией каких стран у вас больше шансов столкнуться, и чего от нее следует ожидать? Своими соображениями на эту тему с нами поделился Михаил Ключник, руководитель фирмы "АС - Мебель".
- В основном в российских магазинах можно купить офисные стулья из Германии, Италии, Польши. В последнее время свою продукцию активно продвигают также страны Юго-Восточной Азии - Тайвань и Сингапур.
Начнем со стульев немецкого производства. Они наиболее эргономичны, изготавливаются из наисовременнейших материалов, в них самые сложные и дорогостоящие механизмы. Немцы - короли производства офисной мебели, они "правят бал" во всем, что касается производственных технологий, совершенства конструкции, применения новых материалов. А уж эргономичность немецких стульев и вовсе является верхом совершенства!
На счету немецких конструкторов офисной мебели - множество полезных усовершенствований. Так, именно немцы первыми внедрили регулируемую поясничную поддержку, аналогичную той, которая устанавливается на сиденьях некоторых автомобилей высокого класса. О совершенстве же эргономических механизмов немецких стульев можно говорить бесконечно. Не будем тратить время на длительные объяснения, поверьте на слово: лучше не бывает!
Кроме того, те, кто устанавливает стандарты на немецкую офисную мебель, просто помешаны на обеспечении максимальной безопасности. По принятому в Германии стандарту на все колесики кресел и стульев установлены тормозные механизмы: когда на стул нет нагрузки, колесико блокируется и не крутится, чтобы, не приведи господи, ненароком облокотившийся на стул клерк не упал на ковер, а то ведь ушибется, бедняга! Итальянцы вынуждены специально для немецкого рынка выпускать модели с блокировкой колес.
Еще одна деталь: привыкшие к пуховым перинам бюргеры не жалеют наполнителя для сидений. Немецкие кресла и стулья "пухлее" своих собратьев из других стран.
Но у немецких офисных стульев, как и у всего, есть свои минусы. Первый и, пожалуй, главный из них - цена. Немцы очень скрупулезны и постоянно работают над усовершенствованием и без того сложных механизмов стульев, что, естественно, сказывается на цене их продукции.
Еще одним недостатком немецких офисных стульев является их излишне лаконичный дизайн. Это объясняется очень просто: большую часть средств немцы вкладывают в усовершенствование технических и эргономических параметров. Для них главное - рациональность и удобство конструкции. На дизайнерские "навороты" они, в отличие от итальянцев, смотрят с недоверием: мол, это что еще за штуковину вы тут присобачили? От нее же стул удобнее не стал? А он рабочий, для него главное - целесообразность.
Нельзя сбрасывать со счета и строгую ориентированность немцев на европейский менталитет. Запад давно отказался от псевдопрестижной официальной мебели мрачных тонов. Мы же зачастую просто не можем понять, как директорское кресло стоимостью в 1000 долларов может быть обито веселеньким желтым материалом в зеленый цветочек.
Немецкая офисная мебель - для тех, кто настолько ушел в работу, что не обращает внимания ни на что, кроме удобства и рациональности конструкции, для тех, кто готов выложить немалые деньги за то, чтобы работать было действительно комфортно. Такой человек вряд ли предпочтет тяжеловесной немецкой добротности легкомысленное изящество итальянских стульев и кресел.
Итальянцы вышли на рынок офисной мебели позже немцев, в конце 60-х - начале 70-х годов, в разгар научно-технической революции. Вначале они покупали лицензии на производство офисных стульев и кресел у немцев, а затем строили свои заводы и развивали собственное производство. По сложности конструкции итальянские стулья и по сей день слегка уступают немецким, но, тем не менее, Италия уверенно держит первое место в мире по продаже стульев и кресел для офисов. Например, большая часть рынка в Америке занята итальянскими стульями.
Главным достоинством итальянской мебели является многообразие дизайнерских решений. Если немецкая фирма представляет от силы одну-две новых модели в год, предпочитая оттачивать и доводить до совершенства технологическую "начинку" уже "обкатанных" моделей, то итальянцы, из года в год оставляя базу практически неизменной, изощряются в поиске новых форм, цветов и размеров. Ведущие фирмы раз, а то и два в год представляют новые коллекции.
Если для немцев главное - механизм, "душа" стула, то для итальянцев главное - "чтобы костюмчик сидел", и они со спокойной душой идут на смелые эксперименты ради того, чтобы сделать дизайн своей продукции передовым. Однако не следует считать, что в погоне за изысками итальянцы готовы окончательно пожертвовать удобством. Все новые формы проходят финальные испытания в самой жесткой лаборатории мира - на рынке, который и отфильтровывает поток новинок, давая право на жизнь только самым удачным из них. Модель, не пользующаяся достаточной популярностью или оказавшаяся не слишком удобной, безжалостно снимается с производства.
Вообще итальянцы со свойственной всем южным народам жизнерадостной практичностью очень хорошо чувствуют рынок. Их цены в среднем на 20-30%, а иногда и вдвое ниже немецких на аналогичную продукцию.
Итальянская офисная мебель - желанная гостья в кабинетах людей, тонко чувствующих красоту, заботящихся об элегантности и обожающих модные вещи.
Увы, ни немцы, ни итальянцы не могут в полной мере выполнить пожелания среднего, прямо скажем, небогатого российского предпринимателя. А вот поляки, братья-славяне, прекрасно понимают, о чем мечтает каждый: не зря польское слово "darmo" понятно нам без перевода. Ну, если и не "даром", то уж подешевле купить столь нужную для полноценной работы вещь, как офисные стулья, рассчитывает каждый.
Итак, Польша - еще одна страна, широко представленная на российском рынке офисной мебели. Польские офисные стулья появились сравнительно недавно - где-то в середине 80-х годов. Начали поляки с покупки и изучения немецких и итальянских моделей, а затем обзавелись собственным производством.
Все, сказанное выше насчет цены польской офисной мебели, не следует понимать слишком буквально. Основное отличие польского производства от немецкого и итальянского состоит в том, что, если большинство крупных фабрик Германии и Италии производит мебель приблизительно на одном уровне качества, то "разброд и шатание" среди польских производителей очень велики. В Польше есть фабрики, выпускающие мебель, которая идет на экспорт в Европу (даже в Германию!). Но увы! К качеству на европейском уровне "прилагаются" и совершенно европейские цены. Есть и фабрики, выпускающие очень дешевую продукцию, не радующую ничем, кроме цены. А есть фабрики среднего - в хорошем смысле этого слова - уровня, которые предлагают весьма неплохую офисную мебель по разумной (в том числе и по российским меркам) цене.
Поляки выпускают только те модели, которые уже прошли проверку мировым рынком, и, соответственно, отстают от моды года на два.
Польская фабрика NS ("Новый Стиль") известна вполне приемлемым качеством своих изделий и низкими ценами. Именно благодаря ценовой политике и ориентированности на российский рынок (NS продолжает выпускать такие модели, которые, сточки зрения Западной Европы, морально устарели) ее изделия пользуются большим спросом в регионах, где цена по-прежнему является решающим фактором. Москва же часто предпочитает "первоисточники", т.е. более качественную и модную мебель.
И, наконец, как я уже говорил, в последние годы активное наступление на наш рынок офисной мебели ведет ряд тайваньских и сингапурских фирм. Они уже завоевали свое место на рынке корпусной офисной мебели и сейчас стараются внедриться на рынок офисных стульев и кресел. Но они поздно включились в эту гонку.
На начальном этапе изделия тайваньских и сингапурских фирм отличались низким качеством (стулья, рассчитанные на вес субтильного китайца, под более "увесистыми" европейцами не выдерживали и месяца). Однако благодаря дешевизне рабочей силы и местных материалов этим фирмам удается держать цены на более низком уровне, чем у европейских фирм.
Следует отметить основное отличие продукции европейских фирм от азиатских: если первые, подчиняясь общеевропейской тенденции к интеграции производства, все чаще используют практически одну и ту же "материальную базу", за счет чего качество изделий различных фирм постепенно выравнивается примерно до одного уровня, то азиатам ввозить комплектующие невыгодно - готовая продукция будет обходиться слишком дорого. Поэтому они сами "изобретают велосипед", постепенно осваивая необходимые технологии.
Тайваньские и сингапурские фирмы медленно, неуверенно приближаются к среднеевропейскому уровню, и, если дальше развитие пойдет такими же темпами, вскоре качество и дизайн их продукции станут вполне конкурентоспособными.
И в заключение - несколько слов о наших, российских фирмах. Вызывает уважение не только смелость людей, решивших в наше нелегкое время вкладывать средства в производство, но и то, что каждая из российских фирм по-своему подходит к организации этого производства.
Среди отечественных производителей офисных стульев и кресел в первую очередь можно назвать фирму "Интерстар", которая вот уже несколько лет занимается производством европейских моделей стульев в России. Оборудование, пресс-формы, комплектующие - все покупается у лучших фирм Европы.
Фирма "Константин" пошла другим путем: она создала собственную дизайнерскую и конструкторскую базу и занимается разработкой и изготовлением собственных оригинальных моделей.
"Миф" - фирма, первоначально сотрудничавшая с польской компанией "Профи - М", но вот уже два года как перешедшая к самостоятельной работе.
И, наконец, фирмы "Фронда" и "Калева", которые взяли самые ходовые модели рынка, реорганизовали технологический процесс применительно к нашим условиям и добились максимального снижения цены (их стулья оказались дешевле польских!) за счет невысокой стоимости работы и некоторых материалов в России.
Однако какую бы качественную офисную мебель вы не выбрали, хочется предупредить: если хотите, чтобы она служила долго, используйте ее по назначению. Подлокотники даже самых замечательных стульев категорически не приспособлены для того, чтобы на них приходилась большая нагрузка. Поэтому наша привычка разминаться, опираясь на них, как правило, заканчивается для мебели плачевно. Офисный стул все-таки не тренажер...
...И не тележка: известен анекдотический случай, когда молоденькая секретарша регулярно возила папки с бумагами по лестнице, от души нагрузив ими офисное кресло с высокой спинкой. Почему-то ее очень удивило, что колесики этого кресла, не выдержав подобного издевательства, в конце концов развалились...
Источник: www.ovd.ru