Что нужно офисному работнику для того, чтобы не чувствовать себя запертым в клетку? Большой стол, удобный стул и мощный компьютер – ответит большинство работодателей. И лишь самые продвинутые из них добавят: и красивый офис.
Чувствовать себя на рабочем месте комфортно помогают не только мебель и оргтехника, но и сами стены. Именно от цветового решения офисного интерьера напрямую зависит психологический климат в вашем коллективе и в конечном счете успех бизнеса.
Советская эпоха оставила после себя унылую бело-серую гамму, в которой было принято оформлять официальные учреждения и многочисленные конторы. В сторону разнообразия офисная палитра стала меняться лишь в последние несколько лет. Однако поначалу, словно дорвавшись до запретного плода, дизайнеры и их клиенты впали в крайность: кричаще-яркие стены способны удивить и привлечь внимание потенциальных клиентов, но зачастую отвлекают сотрудников от работы. Для того чтобы заставить колористику работать на благо и процветание вашего бизнеса, необходимо соблюсти несколько строгих правил.
Прежде всего, цвет должен не просто нравиться руководителю офиса, но точно соответствовать той ситуации, в которой он используется. И если мы говорим об оформлении рабочего места, значит перед нами стоит задача подобрать такую гамму, которая расположит подчиненных к трудовым подвигам. А именно – стимулирует их активность, снизит общую утомляемость, повысит внимательность и сосредоточенность, уменьшит нервное напряжение. Думаете, добиться всего этого можно только с помощью бригады профессиональных психологов или сильных антидепрессантов? На самом деле в роли и тех и других ежедневно выступает цветовая палитра нашего интерьера!
Так называемые теплые цвета действуют на человека возбуждающе, тонизируют, повышают работоспособность. У холодной гаммы свои преимущества: она визуально расширяет пространство, помогает сосредоточенности и самоуглубленности. Так, приглушенный желтый цвет положительно влияет на умственную активность, умеренно тонизирует и помогает интеллектуальной работе. Голубой цвет успокаивает и тем самым помогает найти правильное решение, а зеленый, напротив, способствует концентрации и положительно влияет на зрение. Жемчужно-серый – идеальное средство для создания спокойной рабочей обстановки. Один из этих цветов дизайнеры, как правило, и советуют выбирать в качестве основной краски для стен офиса.
Красный цвет – сильнейший раздражитель, а значит, действует как та самая тряпка на быка: вместо того чтобы вкалывать, сотрудники начинают выяснять друг с другом отношения, качать права, конфликтовать с руководством. Впрочем, если вы приглашаете человека на кратковременную сдельную работу, красный цвет будет незаменим, так же как и ярко-оранжевый: он провоцирует бурную умственную деятельность, настоящий мозговой штурм. А вот насыщенный синий или фиолетовый цвета действуют прямо противоположным образом: эмоции, как положительные, так и отрицательные, подавляются, человек вместо работы начинает заниматься самоедством. То же самое относится и к черному – даже черная мебель будет действовать на сотрудников угнетающе, не говоря уже о стенах, потолках или мобильных перегородках.
Впрочем, не стоит думать, что от ярких или от темных цветов придется отказаться совсем. Активные цветовые акценты в офисе нужны, чтобы стимулировать и взбодрить работников, улучшить их настроение, однако, как и с яркими аксессуарами в личном гардеробе, с ними нужно обращаться очень осторожно. Пожалуй, есть только один цвет, который дизайнеры и психологи в один голос не рекомендуют использовать в оформлении офиса, – это розовый. Да-да, тот самый гламурно-поросячий тон, который у нас ассоциируется с куклой Барби и девушками, чья внешность максимально приближена к кукольным стандартам. Доказано: этот «инфантильный» оттенок расслабляет даже самого стойкого оловянного солдатика, под его влиянием коллектив быстро разленится и предастся легкомысленным фантазиям.
Впрочем, цветовая гамма вашего офиса зависит не только от психологии восприятия человеком того или иного цвета. Важно и то, чем именно занимается компания. Так, психологи давно доказали: чем выше интеллект работника, тем более сложным, утонченным оттенкам он отдает предпочтение. Поэтому, продумывая интерьер для команды высокопрофессиональных программистов, дизайнеров или редакторов, не стоит использовать открытых синих тонов или кричащих оранжевых: эти слишком однозначные и категоричные цвета неизбежно вызовут скуку у умных сотрудников.
А если работа к тому же связана с цветными изображениями или с большим потоком разнообразной зрительной информации, офисный интерьер лучше построить на сочетании масштабных плоскостей однородного спокойного цвета с явно читаемыми, но нерезкими контрастами. Тем же, кто работает с текстами и целый день видит на экране монитора (или на бумаге) мелкие черные значки на белом фоне, комфортнее всего будет трудиться в стенах с однотонными цветными обоями, не имеющими фактуры и рисунка.
А еще, прежде чем подобрать палитру для стен вашего рабочего места, я (и любой другой дизайнер) обязательно поинтересуюсь, на какую сторону выходят окна, как часто в них заглядывает солнце. Так, желтый, кремовый, палевый, кофейный и светло-зеленый цвета придадут теплоты и света комнатам, окна которых не выходят на солнечную сторону.
Холодные цвета (голубой, сиреневый, светло-серый, серебристый и темно-зеленый), наоборот, «остудят» нагреваемые солнцем помещения. Выбирая по карте колеровки подходящий оттенок, обязательно нужно учесть искусственное освещение рабочего помещения. Дело в том, что, например, выбранный при дневном свете синий тон в электрическом свете приобретает зеленоватый оттенок, красный – желтоватый, кремовые тона – сероватый.
Текст: Яна Таис
Фото: JP