Наконец, ледяная "пробка" в водостоках часто приводит к тому, что они просто лопаются и падают на тротуары. Таким образом, установка новых водосточных труб превращается в регулярную сезонную работу, требующую значительных затрат.
Все эти негативные явления можно предотвратить, используя специальные кабельные системы подогрева, которые давно уже используются за рубежом, и лишь в последние годы начали широко осваиваться на отечественном рынке. Быстрое внедрение в жизнь данного вида электрообогрева объясняется его существенными преимуществами по сравнению с другими технологиями, среди которых:
- возможность гибко управлять потоками энергии позволяет регулировать температуры на заданных участках с высокой равномерностью и точностью;
- малая инерционность систем электрообогрева способствует более быстрому получению заданной температуры, а также позволяет оперативно останавливать нагревание. При необходимости обеспечивает работу системы в прерывистом режиме. Все это снижает затраты энергии;
- автоматизация, хорошая управляемость, легкость контроля параметров.
Системы антиобледенения не дают крыше "обрасти" ледяной коркой и сосульками. Подобные комплексы легко устанавливаются и просты в эксплуатации. Обычно по периметру крыши и внутрь водостоков протягивают кабель, подобный тому, что используют в системах электрообогрева пола. Он не дает падающему снегу задержаться на кромке крыши: снег тает и стекает по водостокам. Расход электроэнергии при этом не слишком велик, так как системы, благодаря специальной автоматике, включаются в рабочий режим, как правило, только при температурах от +5оС до -10оС.
Далее рассмотрим более подробно особенности применения кабельного электрообогрева для предотвращения обледенения.
Для оптимальной установки систем обогрева специалисты советуют обратить особое внимание на определение необходимой мощности и конструкцию крыш. Их условно разделяют на две категории: "холодные" и "теплые". Если чердачные помещения хорошо теплоизолированы и потери тепла из верхнего этажа небольшие, то кровля относится к "холодному" типу. Если же эти два условия не выполняются, то кровлю причисляют к "теплому" виду - снег на такой крыше подтаивает, талая вода стекает к краю крыши и там снова замерзает.
Антиобледенительные системы для обогрева крыш и водостоков, как правило, состоят из отдельных кабельных нагревателей, блока автоматического управления и специальных установочных элементов для фиксации кабелей. При этом обязательной частью системы являются закрепленные соответствующим образом нагревательные кабели, которые должны обеспечивать, в первую очередь, надежное действие водосточного комплекса. Обогревать всю площадь кровли теоретически возможно, но это и не нужно, так как эффективность работы системы возрастает незначительно. Поэтому чаще всего производят подогрев карниза крыши и, в особенности, его кромки.
В большинстве случаев на карнизах крыш и его кромки используется нагревательный кабель мощностью 20-30 Вт на п.м. с установленной мощностью порядка 250-350 Вт/м2 для оттаивания снега и льда. В водосточных желобах, идущих по краю "холодной крыши", устанавливается кабельная "петля" порядка 30-60 Вт/п.м. желоба, тогда как в желобах на "теплых" крышах применяется от 40 до 50 Вт/м.
Особо следует обратить внимание на материал желоба и водосточной трубы. Если водосточные системы металлические, то обычная мощность составляет не выше 60 Вт/п.м. Для труб и желобов, изготовленных из пластмассы, максимальные значения удельной мощности не должны превышать 40 Вт/п.м. Площадь обогреваемого карниза зависит от конструкции кровли. При этом соответственно могут значительно отличаться и количество кабеля для монтажа, и система его укладки, и суммарная электрическая установленная мощность всей системы в целом.
Управление системой может осуществляться несколькими способами. Простейшие системы, как правило, оснащаются управляющей автоматикой, и их включение или выключение выполняется вручную по мере необходимости. Системы средней сложности дополнительно снабжаются трехпозиционными терморегуляторами с выносными, располагаемыми в заданном месте датчиками температуры, которые обеспечивают работу системы в определенном режиме.
Наиболее сложные, но и одновременно экономичные системы оснащаются датчиком снега и воды, который обычно устанавливается в самом "мокром" месте - перед воронкой водостока. Он обеспечивает включение комплекса в точно установленном диапазоне температур и только в том случае, если на крыше или в системе есть снег или талые воды. При необходимости оператор может отключить датчик осадков, и тогда система будет работать только в установленном диапазоне температур. Последний вариант позволяет значительно сократить расходы на потребляемую электроэнергию при максимальной надежности работы системы в автоматическом режиме.
Установка системы обогрева производится следующим образом. Обогревательный кабель укладывается вдоль желоба. Линии кабеля в желобах удерживаются на необходимом расстоянии с помощью специальных скоб. Если длина кабеля для водосточной трубы превышает 16-20 м, то внутрь трубы помещается специальный трос, который будет удерживать кабель от разрыва. На кромке крыши кабель устанавливается зигзагообразно. При этом он должен надежно крепиться, так как будет подвергаться сильному ветру, снегопаду и прочим внешним воздействиям погоды.
Весной и в зимнюю оттепель, как правило, происходит сход снега с крыши (снежно-ледовая лавина). Слежавшиеся пласты снега теряют сцепление с основанием и скатываются вниз большим массивом. Лавина может повредить не только обогревательный кабель, но и разрушить металлические ограждения. Чтобы этого не произошло, нагревательный кабель покрывают сверху листами металла или другими материалами, аналогичного основной кровле.
Затем следует установка аппаратуры блоков управления. Если вы остановите свой выбор на сложном варианте системы антиобледенения, то в этом случае блок управления будет состоять из двух датчиков. Первый датчик (осадков) помещается в водосточный желоб и позволяет оперативно реагировать на появление снега и талых вод. Второй датчик (температуры) можно установить, например, под карнизом крыши, и он будет постоянно регистрировать текущую температуру воздуха.
Система питания электрообогрева крыши производится на основе стандартных современных составляющих и в обязательном порядке должна включать кроме защиты от перегрузок систему контроля изоляции или УЗО (устройство защитного отключения).
Наряду с заземленной оплеткой нагревательного кабеля это обеспечивает полную электробезопасность эксплуатации антиобледенительных установок.
Как правило, системы антиобледенения производят фирмы, занимающиеся кабельными системами отопления, такие как: DE-VI (Дания), CEILHIT (Испания), LVI-Heat Oy, (Финляндия), "ССТ" (Москва) и многие другие.
Все они выпускают широкую номенклатуру кабельных нагревателей, позволяющих решать практически любые задачи, связанные с защитой крыш от наледи и сосулек. При этом, что немаловажно, осуществляется комплексный подход к решению этой задачи. Кроме нагревателей, фирмы поставляют все необходимые компоненты от крепежных элементов до автоматических систем управления. При монтаже на больших зданиях полная мощность установки составляет десятки киловатт, поэтому проблема экономии электроэнергии приобретает особую актуальность. Решить ее позволяет полностью автоматическая система управления. Она включает в себя "метеостанцию" для оценки погодных условий на крыше, блок анализа информации, систему индикации и контроля исправности работы элементов. Такое управление позволяет значительно снизить расход электроэнергии и затраты на ее оплату.
В заключение следует отметить, что описанные выше системы антиобледенения широко применяются и для других целей. С их помощью можно обогревать полотна дорог, площади, ступени, пандусы и прочие объекты. В этом случае использование электрообогрева для расчистки снега и льда помогает справиться с работой гораздо быстрее и с меньшими материальными и физическими затратами, чем при помощи песчано-солевой смеси.
По материалам компаний
"Фасадремстрой"
www.fasadrs.ru,
Ventair Co
www.ventair.ru www. atlant.ru
По материалам справочника
"Строительные материалы. Где их можно приобрести" N 44 за 2006 г.