Журнал "Загородное обозрение" и Некоммерческое партнерство "Ассоциация "Загородная недвижимость" продолжают вести планомерную работу по организации цивилизованного рынка. Свидетельство тому - очередной "круглый стол", прошедший в декабре в "Русском фонде недвижимости" и собравший специалистов в области водоочистки.
В наше экологически неблагополучное время все более актуальной является проблема очистки воды, которую мы потребляем. Особую остроту эта проблема обретает в загородном строительстве: если в городе воду все-таки очищают до определенного уровня, то в случае отдельной скважины вся нагрузка по очистке ложится на владельца загородного дома. Не менее актуальна проблема стока, поскольку в современных коттеджах имеются и стиральные машины, и сауны с душевыми кабинами, вот только канализации, как в городском доме, нет.
Поэтому неудивительно, что в городе давно работает целый ряд фирм, занимающихся водоочисткой. Разные по масштабам и специфике деятельности, эти фирмы тем не менее занимаются общим делом, а тогда диалог между ними вполне закономерен. Налаживанием этого диалога занялись ассоциация и основное на рынке загородной недвижимости издание.
Как всегда, вначале состоялся блицопрос участников, который позволил познакомиться друг с другом и узнать о характере деятельности каждой фирмы. К примеру, специализация фирмы "Аква-дельта" - локальные очистные сооружения малой и средней производительности. Из последних успешных работ были упомянуты очистные сооружения для Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам (даже там есть проблемы с чистой водой!), а также системы очистки для ряда частных коттеджей. Но если монастырь - это, безусловно, эксклюзивный заказчик, то владелец загородного дома - заказчик массовый. Освоить этот огромный рынок не может ни одна отдельная фирма, и потому представители "Аква-дельты" решили принять участие в "круглом столе".
Директор фирмы "Осмос" Д. Демидов сказал, что они занимаются производством и эксплуатацией систем, основанных на принципе обратного осмоса (то есть мембранных систем очистки воды). О достижениях фирмы говорит хотя бы тот факт, что в этом году установка по очистке питьевой воды была смонтирована на заводе "Полюстрово" - основном производителе напитков в Петербурге. Работает с промышленными предприятиями и образованный два года назад "Центр чистой воды": среди его заказчиков есть даже такие гиганты, как Бурейская ГЭС.
Некоторые участники знакомили со своей продукцией более подробно, проявив деловой подход, вполне уместный в рамках подобных встреч. Надо еще раз подчеркнуть, что "круглые столы" проводятся еще и с целью налаживания деловых контактов, следствием которых являются вполне конкретные договоры. И пусть одни фирмы действуют на этом рынке уже более десяти лет, а другие вступили на него совсем недавно - это ничуть не мешает проявить добрую волю и осуществить взаимовыгодное сотрудничество.
Многие из участников отмечали, что основная их цель - знакомство с представителями других фирм. Такие отраслевые встречи очень полезны, поскольку от клиентов нередко приходится слышать: мол, в вашей области деятельности все друг друга ругают, а хвалят лишь себя. Понятно, что на "круглом столе", глядя своему конкуренту в глаза, не хочется ругаться. Дружеская тональность разговора на пользу всем, конкуренты при этом становятся просто коллегами.
Далее состоялось программное выступление председателя совета Ассоциации "Загородная недвижимость" Л. Ф. Телегузова. Он сразу обозначил цель, которую преследует ассоциация, собрав на "круглый стол" представителей коммерческих структур, занимающихся водоочисткой. Рынок загородной недвижимости - это очень обширный рынок, но в настоящее время цивилизованные отношения в этой области пока что находятся в стадии формирования. Поэтому объединение всех структур, имеющих интерес на загородном рынке, необходимо и уместно. И это вовсе не какие-то отвлеченные устремления: такая цель учитывает коммерческий интерес каждого из присутствующих.
Исполнительный директор агентства "Александр-Недвижимость" Ф. В. Дьячков в начале своего выступления акцентировал внимание присутствующих на очевидном возрастании интереса клиентов к вопросам водоснабжения и водоочистки. Компетентность заказчиков растет, а значит, возможен следующий вариант: допустим, продается дорогостоящий объект в элитном месте, но в последний момент покупатель решает провести анализ воды из скважины на участке. Анализ показывает полную непригодность воды для потребления, и вот следствия: сделка расторгнута, время покупателя и продавца потрачено впустую, а агентство лишается своих комиссионных. Кроме того, вопрос водоснабжения важно учитывать и при покупке земельного участка, стоимость скважины на котором может значительно превысить стоимость самого участка.
Вывод здесь очевиден: следует налаживать взаимодействие между риэлтерами, строителями и специалистами соответствующего профиля. К сожалению, среди членов Ассоциации "Загородная недвижимость" пока очень мало фирм, которые профессионально занимаются водо-снабжением и водоочисткой. Создать на базе этих компаний постоянно работающую секцию довольно сложно, нужен более широкий охват рынка, совместный сбор статистики и т. д.
Во время обсуждения не раз звучал вопрос: каким образом воспитать рядового потребителя, имеющего довольно смутное представление как о санитарных требованиях к воде, так и о возможностях оборудования? Здесь серьезную роль может сыграть журнал "Загородное обо-зрение", который регулярно публикует материалы, связанные с инженерным обеспечением загородных домов.
Возникла дискуссия на тему соответствия качества воды нормативам. Директор "Северо-Западного экологического сертификационного центра" А. Егоров предложил специалистам определиться с нормами загрязнения. Однако соблюдать эти нормы на практике, как подчеркивали многие выступавшие, непросто, поскольку недобросовестный специалист может скрыть от клиента часть требований. Более того, состав воды, которую требуется очистить, иногда определяют не аккредитованные лаборатории, а такие данные затрудняют проектирование системы очистки воды.
Эта тема, как следовало из бурного обсуждения, никого не оставила равнодушным. Представитель фирмы "Осмос", например, уточнил, что каких-то типовых вариантов, которые могли бы подойти для всех заявок по очистке воды, просто нет. Причина - весьма различающиеся параметры воды в разных районах Ленобласти. Поэтому отталкиваться всякий раз нужно от конкретного анализа, в лучшем случае можно рекомендовать некую общую систему очистки, допустим, для Гатчины, для Ломоносова и т. д.
И по мнению представителя ЗАО "Промэнерго" К. Тютина, необходимо определиться с источником воды в определенном районе; под этот источник (скважину, водоем и т. п.) должен проектироваться водопровод.
Обсуждался и вопрос конкретного со-трудничества специалистов с журналом "Загородное обозрение". Разглашать на его страницах свои ноу-хау никто, естественно, не будет, но смоделировать ситуацию, выявить реакцию и подход к данной ситуации ряда различных фирм вполне возможно. В этом, наверное, и заключается просвещение потребителя, который должен прежде всего знать о параметрах качественной воды и оптимальной цене, в какую ему обойдется установка соответствующей системы очистки. Кроме того, надо постоянно говорить, что в силу ряда объективных причин иметь в загородном доме чистую воду - дорогое удовольствие и что погоня за дешевизной может очень печально отразиться на здоровье.
То есть не следует думать, что подобные обсуждения являются лишь пустым сотрясанием воздуха. Практический эффект здесь также имеется: к примеру, неожиданно для многих выступила представительница организации под названием "Экосистема", в рамках которой существует аккредитованная и хорошо оборудованная лаборатория, позволяющая профессионально и качественно сделать анализ всех параметров воды. Присутствующим было предложено воспользоваться услугами лаборатории, и без сомнения, кому-то это предложение пригодится.
В заключение встречи выступил исполнительный директор Ассоциации "Загородная недвижимость" С. Сереженкин, который отметил, что обсуждавшиеся вопросы во многом аналогичны тем, что обсуждались на других "круглых столах". Надо доносить до клиентов информацию о сертификационных требованиях, а также просвещать его в других специальных вопросах. Чем большее количество компаний участвуют в этом процессе, тем он будет объективнее, то есть имеет смысл объединяться и работать совместно.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru