За постижение души русского романса - так называется художественная премия, которой пять лет назад был награжден Олег Погудин, исполнитель, вернувший на российскую сцену мастерство лирической песни. В нем сошлось все: необыкновенной красоты голос, артистичность и сценическое обаяние, редкое чувство стиля, безукоризненный вкус и безграничная любовь к романсу.
Олега Погудина называют принцем русского романса и Серебряным голосом России (видимо, в пику Николаю Баскову, чье «золото» голоса оказалось сусальным, а вкус - сомнительным). Певец не просто «обворожает» (как писал Гумилев) неповторимым тембром своего голоса - он создает вокально-драматический портрет лирического героя (по образованию Олег драматический актер). И герой этот оказывается глубоким и исполненным собственного достоинства человеком, который не может опуститься до дешевой сентиментальности или преувеличенных страстей в духе «цыганщины» (согласитесь, слишком многие исполнители эксплуатируют эту манеру).
Вместо этого отличительной чертой творчества артиста стала особенная душевность, от которой у людей в зале щемит сердце. Наверное, это и есть возрождение русского романса, едва не погибшего за прошедшие десятилетия под лавиной «современных аранжировок» и псевдоавторских трактовок.
Появление Погудина - удача для жанра. «Романс для меня в музыкальном мире как отправная точка. Это мой дом. Я в этом жанре живу, я его гражданин. Под знаком романса проходит и любая другая работа, будь это песни Вертинского, военная песня, танго или что-то другое», - говорит сам Погудин. Первый большой его диск «Звезда любви» вышел еще в 1991 году. Известный композитор Валерий Гаврилин писал тогда: «Слушал Олега и плакал - от счастья, что снова в России родился неповторимый талант. Дай Бог ему счастливой житейской дороги, а любовь людская его уже ждет».
Репертуар Погудина необычайно разнообразен: в концертных программах он исполняет русский старинный городской романс, классический русский романс, народную песню, военные песни, романсы и песни мастеров российской сцены 20 века (Александра Вертинского, Булата Окуджавы, Петра Лещенко). Но в любом случае не преувеличением и не рисовкой звучат слова самого певца: «Пожалуй, я пою всегда - о любви. В самом широком смысле этого слова: о любви, которая суть жизни».
К искусству Погудин относится вдумчиво и серьезно. На сцене он избегает внешних эффектов: все органично, строго, из самой глубины сердца и с таким доверием к слушателю, что зал буквально замирает, а потом взрывается аплодисментами. О выступлениях Погудина пишут: «На его концерты бегут, спасаясь, как в непогоду - от сырости и слякоти, от невыносимой пошлости «старых песен о главном», от кликушества и бессмыслицы, инфантильности чувств, подающихся как бог знает какое откровение. Погудин возвращает искусство романса, городской песни от слезливой чувствительности, вычурности к внутренней строгости, благородной простоте и сильному переживанию… Погудин обращается не к толпе, а к отдельному человеку, к его глазам, слуху, душе». Поклонники романса с благодарностью снова и снова отмечают: в манере Погудина нет ни капли рисовки, истерического надрыва, свойственного многим исполнителям лирических песен. Вот он поет «Гори, гори, моя звезда…», а пожилая женщина шепчет: «Аж мороз по коже…» Кстати, возрастные рамки верной публики Погудина назвать сложно: его с одинаковым восторгом слушают элегантные дамы с сединой в эффектных прическах и юные барышни в романтических локонах, солидные господа и демократичные студенты, - талант находит путь в любое сердце!
Уже несколько лет Олег Погудин выступает с музыкантами-виртуозами, которые создают для его голоса достойную инструментальную оправу. Это гитарист Михаил Радюкевич, скрипач Алексей Баев и баянист Юрий Молотилов. Сам Погудин говорит о них: «Это отличные музыканты и добрые товарищи. Песня лирическая очень беззащитна. Как все нежное. Особенно это касается романса. Там грань между прекрасным и безобразным едва уловима. В этом плане я счастливый человек. Мои спутники, сотрудники - они все с блестящим образованием и хорошим вкусом».
И в заключение еще один факт из творческой биографии Олега Погудина - истинного петербуржца, исполнителя, актера милостью Божьей. Однажды во время концерта ему из зала прислали коробочку. Когда уже в гримерной он открыл ее, то увидел, что там лежит медаль «За оборону Ленинграда». В короткой анонимной записке, которая была приложена к этому дару, было сказано, что хозяин медали, получивший ее сразу после войны, уверен - теперь она должна быть у Олега. Это ли не главный символ его миссии - во времена, когда грохочут не снаряды, а трескучие пустые фразы с «убойным эффектом», защищать наши души от соблазнов сиюминутности и безразличия.