Настоящие имя и фамилия: Марион Майк Моррисон. В начале своей актерской деятельности выступал и под псевдонимом Дьюк Моррисон, после чего за ним прочно закрепилось прозвище Дьюк — Герцог.
Родился 26.5.1907 в Уинтерсете (шт. Айова), умер 11.6.1979 в Лос-Анджелесе. В 1925—1927 гг.
учился в университете Южной Калифорнии, где прославился как ведущий игрок футбольной команды.
С 1927 года — в кино: сначала работал реквизитором, потом снимался в массовках, пока этого высокого, светловолосого парня с открытым добродушным лицом и обезоруживающей, чуть смущенной улыбкой, не приметил Джон Форд. Именно его кинематографу был близок такой герой — простой, незамысловатый, но надежный мужчина, на которого можно положиться. И лучшие работы Д. Уэйна — в фильмах этого режиссера. На рубеже 30-х он снял его в эпизодах таких своих картин, как «Приветствие» (1929) и «Мужчины без женщин» (1930). Но подлинный успех ждал актера десять лет и шесть десятков фильмов спустя в «Дилижансе» (1939 — в нашем прокате: «Путешествие будет опасным») — все того же Форда. Ринго Кид — таинственный и загадочный, легендарный и человечный, суровый мститель и бесстрашный защитник — навеки впечатался в сознание зрителей этого «лучшего вестерна всех времен», как образ настоящего американца, первопроходца Дальнего Запада.
С той поры этот весьма живой человек, умевший пить, не пьянея, развлекавшийся в перерывах между съемками игрой в шахматы и собравший редкую коллекцию пистолетов и винтовок XIX века, стал кинематографическим мифом: символом американского индивидуализма и хранителем патриотических традиций. Во вторую мировую войну, не попав в армию по состоянию здоровья, Д. Уэйн стал солдатом на экране («Летающие тигры», 1942, «Отважные строители», 1944, «Возвращение в Ба-таан», 1945). Однако следующий актерский успех пришел лишь в конце 40-х в фильме Говарда Хоукса «Красная река» (1948). Актер весьма тонко показал психологическую эволюцию переселенца Тома Дансона — человека грубоватого, авторитарного, несгибаемого в своих пристрастиях и взглядах, но в котором в финале все-таки пробуждается подлинная человечность. Джон во многом играл здесь самого себя. Именно таким — неколебимым в своей позиции он и был, стремясь и в жизни быть суперпатриотом, традиционалистом, носителем утраченного «духа фронтира», голосом «молчаливого большинства». Он — единственная крупная фигура в американском кино, кто восхищался сенатором Маккарти и гордился своей ролью «изобличителя коммунистов» во время «суда над Голливудом» на рубеже 40—50-х гг. Отсюда — и его ультрапатриотизм во время войны во Вьетнаме. В «Зеленых беретах» (1968) Уэйн не просто исполнял главную роль — полковника Майка Керби, но и выступал как активный пропагандист этой войны, что обеспечило ему огромную популярность в армии.
Наиболее наглядно свои консервативные взгляды артист выразил в образе Итана Эдвардса в «Отправившихся на поиски» Дж. Форда (1956), создав там почти гротескный образ человека, ослепленного экстремизмом, жертвы собственных предубеждений. Вообще Уэйну лучше всего удавалось показывать на экране людей, близких ему по духу. Недаром он сам утверждал, что не играет, а реагирует, будучи звездой, но не актером. Форд же, наоборот, считал, что он — мастер в своем амплуа и с хорошим сценарием, под руководством хорошего режиссера может добиться многого. И действительно, среди 150 его работ, главным образом, в вестернах, приключенческих и военных фильмах, сверкает несколько подлинных жемчужин. «Рио Браво» Говарда Хоукса (1959), где он блестяще сыграл шерифа Чэнса, погрузневшего и погрустневшего, но все столь же мужественного Ринго Кида. Тома Донифона — героя, оказавшегося ненужным новому времени, но упрямо ни в чем не отступающего от кодекса ковбойской чести, Уэйн показал в ленте «Человек, который убил Либерти Вэланса» Джона Форда (1962). В 1969-м Джон получил своего первого и единственного «Оскара» за роль Рустера Когберна — одноглазого помощника шерифа в фильме «Настоящая выдержка», у которого несмотря на возраст есть еще порох в пороховницах. Лучшим его актерским достижением 70-х оказался «Стрелок» (1976), где умирающий «человек с ружьем» только теперь начинает осознавать смысл своей жизни и собственной легенды.
Это был реквием самому себе, ибо Уэйн знал, что жить ему осталось недолго. Еще в 1964 г. актера оперировали по поводу рака: удалили левое легкое и два ребра. Но он не сломался и продолжал работать: много снимался, стал ревностным деятелем противоракового общества, жертвовал ему большие суммы денег. Но пятнадцать лет спустя гнездившийся в этом могучем теле враг все-таки доконал его.
Джон Уэйн остался в истории американского кино «последним героем», до конца не изменившим ни себе, ни своим идеалам чести, цельности, любви к своей родине, в которой он руководствовался принципом: «Права она или не права, но это — моя страна». Его любили, главным образом, солдаты, провинциалы и женщины. У последних он пользовался неизменным успехом, а среди его партнерш — такие знаменитые актрисы, как Марлен Дитрих, Полетт Годар, Джоан Кроуфорд и др. Был трижды женат и все на темноволосых красавицах. Воспитал двоих дочерей и троих сыновей, один из которых — Майк — руководил кинофирмой «Бэтджек». Именно она, основанная на деньги Уэйна, выпустила фильмы, где Джон выступал режиссером и сорежиссером («Аламо», 1960, «Команчерос», 1961, «Зеленые береты», 1968).
Фильмография: «Удар с оттяжкой», 1927; «Дом палача», 1928; «Слова и музыка», 1929; «Грубая любовь», 1930; «Не унывай и улыбайся», 1930; «Большая тропа», 1930; «Девушки требуют развлечений», 1931; «Пропали три девушки», 1931; «Таковы мужчины», 1931; «Обманщик», 1931; «Вражда в прериях», 1931; «Воспитатель настоящих мужчин», 1931; «Тень орла», 1932; «Техасский циклон», 1932; «Леди и джент», 1932; «Кулачное правосудие», 1932; «Поезд едет сквозь ураган», 1932; «Оседлай его, ковбой», 1932; «Большая паника», 1932; «Призрачное золото», 1933; «Три мушкетера», 1933; «Центральный аэропорт», 1933; «Где-то в Соно-ре», 1933; «Его личный секретарь», 1933; «Жизнь Джимми Доулена», 1933; «Детская мордашка», 1933; «Человек из Монтерея», 1933; «Верхом на судьбе», 1933; «Тренер из колледжа», 1933; «Тропы Невады», 1933; «Удачливый техасец», 1934; «К западу от Скалистых гор», 1934; «Вороненая сталь», 1934; «Человек из Юты», 1934; «Рэнди скачет один», 1934; «Звезда шерифа», 1934; «Сторонняя тропа», 1934; «Граница без закона», 1934; «Под небом Аризоны», 1934; «Террор в Техасе», 1934; «Долина Радуги», 1935; «Тропа в пустыне», 1935; «Всадник», приехавший на рассвете», 1935; «Райский каньон», 1935; «Вперед, на Запад», 1935; «Новая граница», 1935; «Беззаконие в прериях», 1935; «Орегонская тропа», 1936; «Беззаконные девяностые», 1936; «Король реки Некое», 1936; «Одинокая тропа», 1936; «Ветры пустыни», 1936; «Морские преступники», 1936; «Конфликт», 1936; «Впереди — Калифорния», 1937; «Я снимаю войну», 1937; «Кумир толпы», 1937; «Конец приключения», 1937; «Рожденный для Дальнего Запада», 1937; «В одном седле», 1938; «Налет на экспресс», 1938; «Паника в Санта-Фе», 1938; «Прерии возле Красной реки», 1938; «Ночные всадники», 1939; «Три техасских быка», 1939; «Бандит из Вайоминга», 1939; «Новая граница», 1939; «Восстание в Аллеганах», 1939; «Черный отряд», 1940; «Трое смотрят на Запад», 1940; «Долгий путь домой», 1940; «Семь грешников», 1940; «Человек, которого предали», 1941; «Леди из Луизианы», 1941; «Добрый пастырь с гор». 1941; «Леди на ночь», 1942; «Пожнешь злой ветер», 1942; «Возмутители спокойствия», 1942; «В старой Калифорнии», 1942; «Встреча во Франции», 1942; «Питтсбург», 1942; «Дама пользуется случаем», 1943; «В старой Оклахоме», 1943; «Горный всадник», 1944; «Красотка из Барбари-Коуст», 1945; «Принесенные в жертву», 1945; «Дакота», 1945; «Без оговорок», 1946; «Ангел и негодяй», 1946; «Магнат», 1947; «Форт Апач». 1948; «Три крестных отца», 1949; «Поминки по рыжей ведьме», 1949; «Сражающийся кентук-киец», 1949; «Она носила желтую ленту», 1949; «Пески Иво-Джимы», 1949; «Рио Гранде», 1950; «Операция «Тихий океан», 1952; «Летающие морские пехотинцы», 1951; «Тихий человек», 1952; «Большой Джим МакЛейн», 1952; «Сплошные неприятности», 1953; «Остров в небе», 1953; «Хондо», 1953; «Высокий и могучий», 1954; «Морская погоня», 1955; «Дорогой крови», 1955; «Завоеватель», 1955; «Орлиные крылья», 1957; «Летчик», 1957; «Легенда о пропавших», 1957; «Я женился на женщине», 1958; «Варвар и гейша», 1958; «Кавалеристы», 1959; «К северу от Аляски», I960; «Хатари!», 1962; «Самый длинный день», 1962; «Как был завоеван Дальний Запад», 1962; «Таверна Донована», 1963; «МакЛинток!», 1963; «Мир цирка», 1964; «Величайшая из когда-либо рассказанных историй», 1965; «Дорогой зла», 1965; «Сыновья Кэти Элдер», 1965; «Отбрасывают
гигантскую тень», 1966; «Военный фургон», 1967; «Эльдорадо», 1967; «Они сражались с адом», 1968; «Непобежденные», 1969; «Чизам», 1970; «Рио Лобо», 1970; «Большой Джейк», 1971; «Ковбои», 1972; «Отмените мой заказ», 1972; «Грабители в поезде», 1973; «Кэхил, американский шериф», 1973; «МакКыо», 1974; «Бриниген», 1975; «Рустер Когберн», 1975.