В 5-м классе ходила «наниматься в артистки»
ЭЛЬЗА ЛЕЖДЕЙ родилась 19 февраля 1933 г. в Севастополе в семье моряка. О сцене девочка мечтала с детства. Будучи ученицей пятого класса, ходила, правда, безуспешно, в гастрольное объединение родного города «наниматься в артистки». А после школы отправилась в столицу.
Красавицу-абитуриентку приняли сразу в два театральных училища: Щукинское и Щепкинское. Она выбрала Щепку при Малом театре. Успешно окончив училище в 1955 году, Леждей была зачислена в труппу Театра-студии киноактёра.
Дебютировала Эльза ещё студенткой в 1954 г. — в костюмно-историческом фильме Юрия Егорова «Море студёное». В этом фильме она сыграла поморку Варвару, сохранившую верность жениху, пропавшему без вести в морских просторах. После выхода картины на экраны начинающую актрису с прекрасным дебютом поздравил сам Николай Крючков.
Вскоре Эльза вышла замуж за кинорежиссёра Владимира Наумова. В картине Наумова «Ветер» Леждей сыграла проститутку Мари, неожиданно влюбившуюся в комсомольца. Кинокритики особо отмечали точно найденные актрисой «говорящие» детали. Её героиня могла вынуть кисейный платочек как бы из другой жизни и смахнуть им копоть с ящика под вагоном, в котором предстояло отправиться в дальний путь. Или негероическим жестом ужаса зажать уши во время расстрела, разделив судьбу своих новых друзей-комсомольцев.
В другом фильме Владимира Наумова «Павел Корчагин» Леждей сыграла пламенную коммунистку Риту Устинович. Павла Корчагина играл Василий Лановой. Позже актёр рассказывал: «Володя вылизывал для неё каждый кадр. И это замечательно… хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался так подробно. Поэтому со времён «Павла Корчагина» я стараюсь не участвовать в фильме, если в нём снимается жена режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком — добрым и располагающим».
«Теперь я могу оставить тебя окончательно»
УВЫ, брак режиссёра и актрисы, да и не только брак, но и творческий союз довольно быстро распался. Эльза успела сняться у мужа только в двух фильмах, да ещё от этого брака остался сын — Алексей. Ушёл, кстати, из семьи не муж, как это чаще бывает, ушла жена. Именно Леждей бросила Наумова. В её жизни появился другой мужчина. В фильме «Хоккеисты» она играла спортивную журналистку. А в роли хоккейного форварда, с которым у её героини возникали лирические отношения, снимался Вячеслав Шалевич. Незаметно для обоих киношный роман перерос в реальный. Вместе актёры прожили больше двух лет.
«Элла была мужественной женщиной, — рассказывал Вячеслав Анатольевич. — Когда отношения стали сходить на нет, она решительно объявила, что мы расходимся. Никто никого не предавал, мы простились друзьями. Кстати, был один эпизод, в котором обозначился её особенный характер. Когда мы уже не жили вместе, у меня появилась новая подруга — роскошная женщина, имя которой не назову. Узнав об этом увлечении и полагая, что я не буду счастлив с новой избранницей, Эльза взяла и вернулась! Заявила: «Я на месте!» Тогда немедленно вернулся и я… Хотя, как только был разрушен альянс с той моей приятельницей, которая, по мнению Эллы, мне не подходила, она снова со мной попрощалась: «Ну вот. Теперь я могу оставить тебя окончательно. Ещё не раз вспомнишь, как я тебя спасла». И ведь действительно спасла. Я думаю, она была права, оградив меня от легкомысленного, но опасного увлечения! Я бы сказал, что с её стороны это был мужественный поступок. Она вообще была жертвенной женщиной».
Против судьбы Эльза Леждей никогда не бунтовала. И вовсе не из смирения, а скорее из гордости. Она никому себя не навязывала. Тот же Вячеслав Шалевич вспоминал, что в конце 60-х оба снимались в картине «Эскадра уходит на запад». Он играл французского матроса, а она — Жанну Лябурб, прибывшую в Одессу по заданию Ленина агитировать моряков Антанты. Украинские режиссёры, снимавшие фильм, вдруг надумали заменить Леждей Барбарой Брыльской, только-только вошедшей в моду. Узнав об этом, Шалевич заявил, что если подобное случится, то и он уйдёт из картины. И Эльзе Ивановне удалось закончить работу, сыграв одну из лучших своих ролей. Правда, когда она узнала, что бывший возлюбленный за неё вступился, то задним числом его отругала. Потому что сама бы ни за что не опустилась до защиты собственных интересов. Очень была горда.
Сильная женщина
ВТОРЫМ мужем Эльзы Леждей стал Всеволод Сафонов. С этим интеллигентным красивым актёром она познакомилась ещё в 57-м, на съёмках фильма «Шторм». Но тогда, как говорится, не сложилось. Прошло около 20 лет, прежде чем они встретились снова. К этому моменту Сафонов пережил и славу, и полузабвение, и увлечение алкоголем. Говорят, Леждей дала согласие на брак лишь при условии, что будущий муж справится с пагубным пристрастием. И он справился.
Брак оказался исключительно гармоничным. Их любовь была глубокой и взаимной. Супруги прожили вместе 21 год. Когда Сафонов тяжело заболел, Леждей делала всё возможное, чтобы продлить жизнь дорогого человека. Но, увы, Всеволод Дмитриевич Сафонов скончался в 1992 году. Леждей пережила мужа на девять лет.
На вопрос, сильной была она женщиной или слабой, её партнёры и друзья обычно отвечают, что сильной. А некоторые при этом добавляют: «Сложной». Но никто никогда не видел Леждей плачущей, свои боли и горести актриса тщательно скрывала.
Зина — человек дела. Тем и симпатична
К СОЖАЛЕНИЮ, нельзя сказать, что, взяв в профессии хороший старт, Леждей год от года набирала обороты. Были заметные работы в фильмах «Первый эшелон» (1955), «Баллада о солдате» (1959), «Жизнь сначала» (1961), «На трассе» (1963) и др., но в итоге самой значимой её ролью публике показалась Зиночка Кибрит — эксперт-криминалист из многолетнего телесериала «Следствие ведут знатоки».
Что ни день сегодня — то новый сериал. Названия не успеваешь запоминать. А ведь были времена, когда каждый очередной выпуск немногочисленных, как их тогда называли, многосерийных телефильмов ждали неделями и месяцами. Одна из таких легенд — телесериал «Следствие ведут знатоки». Актёров, снимавшихся в этом фильме, знал и любил без преувеличения весь великий Советский Союз. Любил, потому что отождествлял с героями — честными, справедливыми, сильными… Может быть, по нынешним бандитско-капиталистическим временам их дела были порой смехотворно наивными. Но как же нам не хватает сегодня, в век «Бригад», детективов-однодневок и «оборотней в погонах», этих милых, порядочных, интеллигентных милиционеров…
Как писали критики, в роли Зиночки Кибрит Леждей «воплотила земной идеал государственного человека — и в народе её полностью отождествили с ролью, и на душе было спокойнее, оттого что за порядком в стране следят такие люди, как Кибрит». Между тем многие теперь считают, что эта роль стала для неё роковой. Имидж элегантной сыщицы как-то прирос. А вот настоящей работы с каждым годом становилось, к сожалению, всё меньше. Наверняка это мало радовало актрису. Но что она могла поделать? Роли, о которых мечталось, доставались конкуренткам. Леждей пробовалась у Пырьева на Настасью Филипповну в «Идиоте» — не взял. Хотела сыграть Дездемону у Юткевича — не случилось. Был шанс получить роль немой Катарины в фильме «Мамаша Кураж», которую ей обещал живой классик Бертольт Брехт. Но из этого тоже ничего не вышло.
Заложницей своей Зиночки Кибрит Леждей стала ещё и потому, что она просто жила этим фильмом, весь свой нерастраченный талант вкладывая в роль. Сама выстраивала её судьбу, наотрез отказывалась от попыток сценаристов придумать своей героине личную жизнь. Говорила: «Зина — человек дела. Тем и симпатична». И, когда популярный сериал закрыли, Эльза Ивановна оказалась в жуткой растерянности, не зная, что ей делать дальше.
В ПОСЛЕДНИЕ годы Леждей жила одна на небогатую пенсию и на помощь Гильдии киноактёров… Тосковала по покойному мужу. Болела… Когда в 98-м журналисты позвонили Леждей, чтобы поздравить её с юбилеем, та горько произнесла: «Спасибо, но писать про меня не надо. Я живу тихо и скромно. Тусовки и шум не для меня. Ничего сверхъестественного в моей жизни не происходит…» И заплакала.
Со своими коллегами по 'Знатокам' она виделась редко. Да и вообще, редко выходила из дома. По словам консьержки дома, где жила актриса, '…внешне Леждей выглядела хорошо, но в те редкие моменты, когда кто-то забирал ее на улицу или дачу, было заметно, что Эльзочка ослабла. Практически каждый день ее навещал сын Алексей, иногда внука ее приводил, семилетнего Володю. Именно Леша и обнаружил мать мертвой. Сразу вызвали 'скорую'. Врачи говорили о раке легких и сердечном приступе'.