Марио Беллини - ВЕЛИКИЙ ПРОФЕССИОНАЛ. Его проекты не стремятся удивить оригинальностью или поразить эффектной внешностью, они рассчитаны на УСТОЙЧИВЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ УСПЕХ.
Беллини и "Оливетти".
Начало творческого пути Беллини и его профессиональный рост связаны с фирмой "Оливетти", лидером среди производителей конторской техники того времени. В 1963 глава "Оливетти" пригласил Беллини возглавить только что созданное дизайн-бюро электронного машиностроения.
Ранее, до прихода Беллини на фирму, политика Оливетти строилась на временном сотрудничестве с дизайнерами: от проекта к проекту. Белинни смог построить крепкое ядро, которое притягивало лучшие дизайнерские силы.
За время сотрудничества с Оливетти (вначале - как штатный дизайнер, а позже как постоянный ведущий консультант) Беллини спроектировал несколько десятков моделей электронной конторской техники.
Самые успешные его проекты:
калькулятор "Programma 1a";
первые электронные калькуляторы "Divisumma-18", "Divisumma-28";
портативные пишущие машинки "Леттера-25", "Леттера-10";
дисплей-терминал "TVC-250".
Беллини широко использует новейшие технологические достижения. В 60-х годах была изобретена эластичная мембрана "скин-плейт", которая позволила провести интереснейшие эксперименты с формой (дисплей-терминал CMC-250, 1967год). Беллини исследует возможности сочетания бионической оболочки с электронной начинкой. В своих "электронных" проектах он стремится совместить высокую технологичность содержания и эргономичность, эстетику и "человечность" формы.
Политика "Оливетти" в области промышленного дизайна - это признание того, что в компетенции дизайнера находятся не только эстетика и стиль. В первую очередь, это специалист по связи между человеком и машиной, своеобразный "коммутатор", адаптирующий холодную логику техники к живым человеческим потребностям. В этом аспекте Беллини и "Оливетти" нашли полное взаимопонимание.
Беллини и мебель.
Беллини не ограничивается проектированием технически сложных изделий. Он сотрудничает с "Кассиной", "Артемиде", "Буснелли", создавая мебель и светильники. Многие из этих проектов стали классикой дизайна: серия мебели "Cab" для Кассины (1977), стол "Коллонато", гамма мягкой мебели "Le Bambole" для B&B (1972), кресло "932/2" - редизайн "Гран Комфорт" Ле Корбюзье.
В 70-е годы Беллини активно сотрудничает с фирмой "Маркатре". Ему удается создать электронно-мебельный симбиоз в проекте "Планета офис" - комплексной системе конторской мебели и конторского оборудования.
Сфера интересов Беллини простирается до автомобильного дизайна. В 1972 году он представил концептуальный проект дома на колесах "Kar-a-Sutra", а в 1977 создал салон одной из моделей автоконцерна "Фиат".
Беллини и "Витра".
"Витра", международный мебельный концерн, больше всего известна своими стульями. Проекты для нее создают лучшие дизайнеры мира. В восьмидесятые годы "Витра" решила расширить рамки своего ассортимента линией офисной мебели. Будучи лидером в сфере производства стульев высококлассного дизайна, естественно, она начинает с создания офисных сидений. Для реализации этого проекта "Витра" пригласила Марио Беллини.
Беллини до этого времени еще не доводилось проектировать офисные стулья. Но он имел репутацию опытнейшего "офисного" дизайнера, блестяще решал эргономические и функциональные задачи при проектировании конторского оборудования. И поэтому именно ему "Витра" доверила свой офисный дебют.
Беллини в соавторстве с Дитером Тилем создает три модели: "Persona", "Figura" и "Imago".
Это не просто стулья, а, скорее, "машины для сидения", настолько они наполнены изощренной механикой. Тем не менее, высокая технологичность "начинки" не отражается на их внешнем облике: это располагающие к комфорту, привычные, уютные кресла.
"Persona" наиболее насыщен адаптивными возможностями: уровень сидения автоматически регулируется контроллером массы, спинка принимает нужное положение, когда на стул садятся. Этот стул предупредительно откликается на все пожелания хозяина. "Imago" выглядит элегантно-современно. "Figura" имеет в своем облике эффектную деталь - съемный ремень, который перетягивает спинку в нижней части.
Успех первых офисных стульев предопределил дальнейшее развитие офисной линии "Витры". В соответствии с тенденциями в этой области, "Витра" стремится создавать не столько предметы офисной обстановки, сколько единую офисную среду.
В 1988 году Беллини разрабатывает "Metropol" - новую программу мебели, которая содержит комби-элементы: столы, шкафы, тумбы и полки с разнообразными вариантами форм и размеров. Возможности комбинаторики этих элементов просто безграничны: кроме обычной одноуровневой стыковки используются соединения на разных уровнях.
Пространство рабочего стола часто перегружено какими-то предметами, документами, просто бумагами. Беллини делает стол "многоуровневым", позволяя убрать все лишнее со стола, в то же время не препятствуя доступу к этим предметам. Над столом появляются дополнительные рабочие поверхности, а в пространстве под ним располагаются подвижные тумбы. Функциональность программы "Metropol" соперничает с ее эстетической привлекательностью. Активный цвет и интересная форма позволяют создать уютную обстановку без ущерба деловому облику интерьера.
Совсем иной характер у "Memo". "Memo" - это офисная система хранения документов и канцелярских принадлежностей. У "Memo" весьма строгий, деловой образ. Лаконичные, официально-серые плоскости, холодный минимализм, но: те же богатейшие комбинаторные возможности.
Беллини и слава.
Дизайнер Марио Беллини имеет заслуженную всемирную славу. Многие из его работ стали классикой дизайна, лучшие находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Беллини много раз становился лауреатом премии "Золотого циркуля", был вице-президентом ADI (Ассоциация промышленного дизайна). С 1986 по 1991 год Беллини возглавляет "Domus", авторитетнейший итальянский журнал в области дизайна. Он читает спецкурсы по дизайну в академии "Domus", в других вузах Италии, в Королевском Колледже искусств в Лондоне. Репутация Беллини в мире дизайна - это репутация великого профессионала, МАСТЕРА.