Нина Меньшикова родилась 8 августа 1928 года в Москве. Отец - Меньшиков Евгений Александрович (1898г. рожд.), военный; мать - Меньшикова Татьяна Григорьевна (1903 г. рожд.)
Начало творческого пути
В 1947 году Нина Меньшикова поступила во Всесоюзный институт кинематографии на актерский факультет. Учеба для нее складывалась поначалу не очень удачно.
Прежний руководитель курса, на котором училась Нина, Борис Бабочкин (знаменитый Чапаев из одноимённого фильма) не видел в своей ученице ни броской красоты, ни стандартной миловидности; он оценил ее будущее как абсолютно бесперспективное и, объявив, что у нее некинематографическая внешность и она "не подает никаких надежд", передоверил ее обучение ассистирующему педагогу. Все учебные работы Меньшиковой руководителя не устраивали, и он оценивал их не выше чем "удовлетворительно".
Так продолжалось почти два года, и, возможно, нам не суждено было бы узнать будущую Народную артистку России Нину Меньшикову, если бы она по собственной инициативе не перешла на курс ниже, в мастерскую Сергея Аполлинариевича Герасимова, где началась ее совершенно новая жизнь в институте.
Именно в мастерской С.А.Герасимова по-настоящему раскрылось своеобразие ее таланта, обнаружилось актерское обаяние, возрос профессионализм. Она училась, и весьма прилежно (была сталинской стипендиаткой, что весьма су¬щественно отличалось в сумме от обычной стипендии). В характеристике, с которой выпустили Нину Меньшикову из института, было сказано: "Одаренная молодая актриса, способная к решению самостоятельных актерских задач. Хорошо образована и любознательна, одарена чувством юмора и острой наблюдательностью. Сыграла большое количество самых разнообразных ролей, разного возраста и характерности. Все роли, исполненные ею в течение курса, всегда получали отличную оценку. Хорошо танцует, поет, решая творческие задачи, проявляет волевые качества".
Все это отчетливо проявилось и в ее дипломных работах - в роли Долли из «Анны Карениной» и в роли Анны Монс из спектакля "Юность Петра", где Меньшикова оказалась достойной партнершей Николая Рыбникова, блеснувшего тогда своим многообещающим талантом в роли молодого Петра Первого.
Первая роль
Экранной работы для дипломной защиты у Меньшиковой еще не было. Но когда товарищи по мастерской - студенты режиссерского факультета В.Ордынский и Я.Сегель приступили к постановке на киностудии имени Горького своего дипломного короткометражного фильма "Переполох" (по рассказу А.П.Чехова), они пригласили на главную роль Нину Меньшикову.
Несмотря на предельную скупость реплик и поступков, роль гувернантки Машеньки давала исполнительнице интересный драматургический материал. Трижды на протяжении небольшого кинорассказа меняется психологическое состояние героини, и всякий раз актрисе приходилось искать и находить точные, впечатляющие краски для передачи этого состояния. И она нашла такие краски, чтобы в полной мере передать заурядность Машенькиной натуры и тем самым сделать героиню более живой, а ее трагедию - более типичной.
Эта первая же работа на экране показала, что молодая актриса не только умеет работать высокопрофессионально - пластично двигаться, мимически точно выражать состояние героини, хорошо носить костюм, - что она не только чутка к замыслу постановщиков, но и действительно способна к решению самостоятельных творческих задач, к своеобразному прочтению ролей.
Была еще одна роль в самом начале творческого пути Меньшиковой, во многом определившая ее дальнейшую судьбу. Это роль Ксении Рогозиной - жены профессионального революционера из фильма "Первые радости" ("Мосфильм", 1956). Эта работа показала, что актрисе доступны и роли высокого драматического, даже трагедийного накала.
Дальнейшая работа в кино
Дальнейший путь Нины Меньшиковой в кино складывался из чередований ролей, требующих лирических красок, проникновенного общения с главными действующими лицами (подруги-наперсницы, любящие старшие дочери и сестры, верные, терпеливые жены) и ролей драматического характера (брошенные жены, жертвы преступлений и неизлечимых болезней, обиженные матери). Иногда встречались роли, где обе линии - лирическая и драматическая - переплетались.
В этом ряду ролей можно выделить три, где профессиональные возможности Нины Меньшиковой получили наиболее полное выражение на экране.
Первая из них - бытовая роль доброй, любящей матери в фильме "Большие и маленькие". В этой роли есть одно привлекательное качество: героиня представлена в различных аспектах: на работе (в библиотеке) и дома. В первом случае Вера Игнатьевна Коробова - увлеченный делом, всеми уважаемый человек, во втором - унылая домашняя хозяйка, которой помыкает взрослая дочь и почти не замечает еще более унылый и бесцветный муж. Несмотря на схематизм распределения эмоциональных аспектов роли, Меньшикова сумела сделать свою героиню достоверной и трогательной.
Другая роль, позволившая актрисе широко и ярко проявить свои возможности, - роль Варвары - матери деревенского мальчишки, случайно нашедшего старую чудотворную икону ("Чудотворная"). Этот образ - самый трагический в творческой биографии Нины Меньшиковой. Ее Варвара - женщина, раздираемая внутренними противоречиями. Брошенная мужем с мальчонкой на руках, плохо приспособленная к самостоятельной жизни, робкая и привыкшая к послушанию, Варвара готова поверить бабкиным уверениям, что только чудотворная икона, ниспосланная ее сыну, может принести покой и радость ее истерзанной душе. Актриса очень убедительно передает всю пустоту и приниженность Варвариного существования, очень точно и достоверно делает переходы от животной тоски и страха перед жизнью, которые разрешаются рыданием, к попытке проявления злой власти над сыном - и снова - к бессильным слезам и тупой тяжелой задумчивости.
«Доживём до понедельника»
И, наконец, третья из крупных ролей, сыгранных Меньшиковой, - это учительница литературы Светлана Михайловна в фильме "Доживем до понедельника". Актриса сумела показать эту вроде бы сугубо отрицательную героиню сложно и тонко, раскрыть разные, порой противоречивые черты характера Светланы Михайловны. Вместо грубого осуждения своей героини актриса постаралась исследовать ее характер, ее человеческую судьбу. И зрители получили возможность самостоятельно поразмыслить над участью Светланы Михайловны и над обстоятельствами ее драмы. Работа Нины Меньшиковой над этой ролью еще раз доказала истинность утверждения о том, что и рисуя характер отрицательного персонажа, актер может утвердить свои жизненные идеалы. Роль получилась настолько удачной, что за неё актриса получила Государственную премию СССР.
Всего Нина Меньшикова сыграла более 60 ролей в кинофильмах и спектаклях, поставленных такими режиссерами, как Кулиджанов, Сегель, Донской, Бунеев, Федорова, Уразбаев, Сахаров, Ростоцкий, Чухрай, Лиознова, Войнов, Любимов, и др. Наиболее значительные из них: "Переполох" (Маша, 1954), "Первые радости" (Ксения Рогозина, 1956), "Память сердца" (Мария Ивановна, 1958), "Человек с планеты Земля" (Люба Циолковская, 1958), "Хмурое утро" (Чесночиха, 1959), "Баллада о солдате" (Телеграфистка, 1959), "Первый день мира" (Фрау Фишер, 1959), "Первое свидание" (Тоня, 1960), "Чудотворная" (Варвара, 1960), "Битва в пути" (Нина, 1961), "Девчата" (Мама Вера, 1962), "Большие и маленькие" (Коробова, 1963), "Где ты теперь, Максим" (Мать, 1965), "Сердце матери" (Анна Ульянова, 1966), "Верность матери" (Анна Ульянова, 1968), "Доживем до понедельника" (Светлана Михайловна, 1968), "Хуторок в степи" (Татьяна Ивановна, 1970), "Человек на своем месте" (Анна Павловна, 1971), "Приключение скрипки" (Мария Петровна, 1972), "Сто дней после детства" (Ксения Львовна, 1974), "Школьный вальс" (Мать, 1978), "Иванцов, Петров, Сидоров" (Ксения, 1979), "В небе ночные ведьмы" (Комиссар, 1980), "Шестой" (Мать, 1981), "Открытое сердце" (Старшая медсестра, 1981), "Господин гимназист" (Мать, 1991), "Привидения зеленой комнаты" (Мадам Леблан, 1991), "Ссуда на брак" (Варвара Петровна, 1991), "Возвращение минотавра" (Жена, 1991), "Шапка" (Жена, 1991) и др.
Нина Евгеньевна увлекается цветоводством и вязанием. Проживает в Москве.
История любви
Народная мудрость гласит: «Мы ценим правила, но любим исключения». 45-летний супружеский союз режиссёра Станислава Ростоцкого («Дело было в Пенькове», «Белый Бим Чёрное ухо», «Доживём до понедельника» и др.) и актрисы Нины Меньшиковой как раз и есть то счастливое исключение, которое не подтверждает общеизвестную истину о беспутности в личной жизни людей искусства.
И еще в одном эта супру¬жеская пара была исключени¬ем: как правило, очень краси¬вые актрисы выскакивают за¬муж за некрасивых, но масти¬тых киномэтров. В их случае все было несколько иначе. Природа наградила Станислава Иосифовича и ростом, и ста¬тью, и невероятным мужским обаянием. Еще школьником он успел сняться в незавершен¬ном фильме Сергея Эйзенш¬тейна «Бежин луг» (1936 г.). Потом была война, на которой Ростоцкий потерял ногу и толь¬ко немногие близкие друзья знали, что он всю жизнь ходил на протезе, надевать который мог только после новокаиновой блокады — такие были боли. Он окончил ВГИК в 1952 году. Его учителями были С. Эйзенштейн и Г. Козинцев. Затем работал, вторым режиссером на студии им. М. Горького. Но, конечно, хотелось делать собственные фильмы.
Впервые они с бу¬дущей супругой встретились, как вспоминает Меньшико¬ва, «очень обыкновенно, во ВГИКе». Нина отдавала себе отчет, что Станислав необыкновенно кра¬сив, знаменит и обаятелен. В него были влюблены все сту¬дентки, в том числе и ее подру¬га - красавица Алла Ларионо¬ва. Конечно, у нее шансов не было практически никаких: «Я была так влюблена, что даже заставляла себя не думать о нем, потому что понимала, что, если не перестану о нем ду¬мать, то просто сойду с ума...» Однажды Ростоцкий возвращался из института поздней зимней ночью. О персональных машинах тогда еще только меч¬тали, поэтому ехал он в трол¬лейбусе. Там же тихо мерзла в углу Нина. Они разговорились. Девушка ехала на окраину, в Бого¬родское, к бабушке, у которой жила. Отец был военный и родители находились в Германии. Порыв проводить девушку погасила прагматическая мысль о возвращении из такой глуши, и Нина уехала одна.
Но практич¬ность Ростоцкого оказалась для него самого судьбоносной. Он с соавтором Владимиром Красилыциковым намеревался писать сценарий первой автор¬ской картины. Так как режиссер много лет прожил в деревне Киржач на границе Владимир¬ской и Московской областей, и речь в фильме по Г. Троепольскому шла о деревенской жизни, то и работать лучше бы¬ло бы в родных местах. «Только нам надо взять кого-то с собой, кто бы нам готовил. Потому что, если мы будем заниматься хозяйством, мы ничего не напишем», - уточнил Ростоцкий. Соавтор высказал весьма обоснованное сомнение, что вряд ли кто-то из девушек на такое согласится. Но Нина сказала: «Я поеду», хотя ее строго предупредили о невозможности романов в походно-рабочей обстановке. Точно по железной мужской логике ее согласие вызвало у Ростоцкого невесёлые мысли: «Вот какие девчонки есть отчаянные, с двумя мужиками в деревню согласна ехать. Правильно про артисток говорят, все они такие. Не же¬нись на артистке, несчастным будешь...»
Ровно в шесть утра Нина с двумя тяжеленными сумками с продуктами спеши¬ла с Преображенки к метро «Красные ворота», где в старом «Москвиче» сидели будущие классики. Даже, через много лет Станислав Иосифович пом¬нил ее одежду — синяя курточ¬ка и лучшее синее с белыми полосками платье. «Повариху» больше всего волновало отсут¬ствие практики: «Хозяйка я была никудышняя». Конечно, их роман начался в первый же день. Потрясённый таким коварным предательством друга, Красильщиков вскоре утешился в объятиях их квартир¬ной хозяйки. А Меньшикова и сегодня говорит: «Там была любовь. С моей стороны - безумная любовь».
Поездка в Киржач завершилась появле¬нием в 1956 г. фильма «Земля и люди» и рождением в январе 1957 г. сына Андрея, названного в честь оператора Андрея Москвина. Кстати, врачи запрещали Нине Евгеньевне рожать из-за перенесённого ею туберкулёза. Но она рискнула и подарила советскому кинематографу талантливого актёра, каскадёра и режиссёра Андрея Ростоцкого («Эскадрон гусар летучих», «Перехват», «Бармен из «Золотого якоря»).
Потом была долгая совместная жизнь и любящая супруга полностью посвятила себя мужу и дому. Станислав Ростоцкий стал прижизненным классиком отечественного кино, лауреатом всех мыслимых кинопризов и премий. Дважды его работы номинировались на премию американской киноакадемии «Оскар» («А зори здесь тихие», «Белый Бим Чёрное ухо»), трижды признавались лучшими фильмами года («А зори здесь тихие», «Доживём до понедельника», «Белый Бим Чёрное ухо»).
Увы, но последние десять лет жизни ему не оказалось места в российском кино. Он уехал из Москвы и поселился близ Выборга. Умер режиссёр по дороге на девятый кинофестиваль «Окно в Европу», куда был приглашён в качестве почётного гостя, прямо в машине 10 августа 2001 года в результате обширного инфаркта. Но судьба нанесла Нине Меньшиковой ещё один тяжелейший удар – 5 мая 2002 года в Сочи при подготовке к съёмкам трагически погиб их со Станиславом Иосифовичем сын Андрей Ростоцкий.
Но остались невестка Марьяна, внучка Оля, фильмы мужа и сына и вера в то, что все мы доживём до понедельника…