Родилась 8 августа 1928 года в Москве. Отец – Меньшиков Евгений Александрович (1898 г. рожд.). Мать – Меньшикова Татьяна Григорьевна (1903 г. рожд.).
Супруг – Ростоцкий Станислав Иосифович (1922–2001), кинорежиссер, народный артист СССР. Сын – Ростоцкий Андрей Станиславович (1957–2002), актер, режиссер, каскадер, заслуженный артист России. Внучка – Ольга.
В 1947 году Нина Меньшикова поступила во Всесоюзный институт кинематографии на актерский факультет. Учеба для нее складывалась поначалу не очень удачно. Прежний руководитель курса, на котором училась Нина, не видел в своей ученице ни броской красоты, ни стандартной миловидности; он оценил ее будущее как абсолютно бесперспективное и, объявив, что у нее некинематографическая внешность и она «не подает никаких надежд», передоверил ее обучение ассистирующему педагогу. Все учебные работы Меньшиковой руководителя не устраивали, и он оценивал их не выше чем «удовлетворительно».
Так продолжалось почти два года, и, возможно, нам не суждено было бы узнать будущую народную артистку России Нину Меньшикову, если бы она по собственной инициативе не перешла на курс ниже, в мастерскую Сергея Аполлинариевича Герасимова, где началась ее совершенно новая жизнь в институте.
Именно в мастерской С.А. Герасимова по-настоящему раскрылось своеобразие ее таланта, обнаружилось актерское обаяние, возрос профессионализм. В характеристике, с которой выпустили Нину Меньшикову из института, было сказано: «Одаренная молодая актриса, способная к решению самостоятельных актерских задач. Хорошо образована и любознательна, одарена чувством юмора и острой наблюдательностью. Сыграла большое количество самых разнообразных ролей, разного возраста и характерности. Все роли, исполненные ею в течение курса, всегда получали отличную оценку. Хорошо танцует, поет, решая творческие задачи, проявляет волевые качества».
Все это отчетливо проявилось и в ее дипломных работах – в роли Даши и в роли Анны Монс из спектакля «Юность Петра», где Меньшикова оказалась достойной партнершей Николая Рыбникова, блеснувшего тогда своим многообещающим талантом в роли молодого Петра Первого.
Экранной работы для дипломной защиты у Меньшиковой еще не было. Но когда товарищи по мастерской – студенты режиссерского факультета В. Ордынский и Я. Сегель приступили к постановке на киностудии имени Горького своего дипломного короткометражного фильма «Переполох» (по рассказу А.П. Чехова), они пригласили на главную роль Нину Меньшикову.
Несмотря на предельную скупость реплик и поступков, роль гувернантки Машеньки давала исполнительнице интересный драматургический материал. Трижды на протяжении небольшого кинорассказа меняется психологическое состояние героини, и всякий раз актрисе приходилось искать и находить точные, впечатляющие краски для передачи этого состояния. И она нашла такие краски, чтобы в полной мере передать заурядность Машенькиной натуры и тем самым сделать героиню более живой, а ее трагедию – более типичной.
Эта первая же работа на экране показала, что молодая актриса не только умеет работать высокопрофессионально – пластично двигаться, мимически точно выражать состояние героини, хорошо носить костюм, – что она не только чутка к замыслу постановщиков, но и действительно способна к решению самостоятельных творческих задач, к своеобразному прочтению ролей.
Была еще одна роль в самом начале творческого пути Меньшиковой, во многом определившая ее дальнейшую судьбу. Это роль Ксении Рогозиной – жены профессионального революционера из фильма «Первые радости» («Мосфильм», 1956). Эта работа показала, что актрисе доступны и роли высокого драматического, даже трагедийного накала.
Дальнейший путь Нины Меньшиковой в кино складывался из чередований ролей, требующих лирических красок, проникновенного общения с главными действующими лицами (подруги-наперсницы, любящие старшие дочери и сестры, верные, терпеливые жены) и ролей драматического характера (брошенные жены, жертвы преступлений и неизлечимых болезней, обиженные матери). Иногда встречались роли, где обе линии – лирическая и драматическая – переплетались.
В этом ряду ролей можно выделить три, где профессиональные возможности Нины Меньшиковой получили наиболее полное выражение на экране.
Первая из них – бытовая роль доброй, любящей матери в фильме «Большие и маленькие». В этой роли есть одно привлекательное качество: героиня представлена в различных аспектах: на работе (в библиотеке) и дома. В первом случае Вера Игнатьевна Коробова – увлеченный делом, всеми уважаемый человек, во втором – унылая домашняя хозяйка, которой помыкает взрослая дочь и почти не замечает еще более унылый и бесцветный муж. Несмотря на схематизм распределения эмоциональных аспектов роли, Меньшикова сумела сделать свою героиню достоверной и трогательной.
Другая роль, позволившая актрисе широко и ярко проявить свои возможности, – роль Варвары – матери деревенского мальчишки, случайно нашедшего старую чудотворную икону («Чудотворная»). Этот образ – самый трагический в творческой биографии Нины Меньшиковой. Ее Варвара – женщина, раздираемая внутренними противоречиями. Брошенная мужем с мальчонкой на руках, плохо приспособленная к самостоятельной жизни, робкая и привыкшая к послушанию, Варвара готова поверить бабкиным уверениям, что только чудотворная икона, ниспосланная ее сыну, может принести покой и радость ее истерзанной душе. Актриса очень убедительно передает всю пустоту и приниженность Варвариного существования, очень точно и достоверно делает переходы от животной тоски и страха перед жизнью, которые разрешаются рыданием, к попытке проявления злой власти над сыном – и снова к бессильным слезам и тупой тяжелой задумчивости.
И наконец, третья из крупных ролей, сыгранных Меньшиковой, – это учительница литературы Светлана Михайловна в фильме «Доживем до понедельника». Актриса сумела показать эту вроде бы сугубо отрицательную героиню сложно и тонко, раскрыть разные, порой противоречивые черты ее характера. Вместо осуждения своей героини актриса постаралась исследовать ее характер, ее человеческую судьбу. И зрители получили возможность самостоятельно поразмыслить над участью Светланы Михайловны и над обстоятельствами ее драмы. Работа Нины Меньшиковой над этой ролью еще раз доказала истинность утверждения о том, что и рисуя характер отрицательного персонажа, актер может утвердить свои жизненные идеалы.
Всего Нина Меньшикова сыграла более 60 ролей в кинофильмах и спектаклях, поставленных такими режиссерами, как Кулиджанов, Сегель, Донской, Бунеев, Федорова, Уразбаев, Сахаров, Ростоцкий, Чухрай, Лиознова, Воинов, Любимов, и др. Наиболее значительные из них: «Переполох» (Маша, 1954), «Первые радости» (Ксения Рогозина, 1956), «Память сердца» (Мария Ивановна, 1958), «Человек с планеты Земля» (Люба Циолковская, 1958), «Хмурое утро» (Чесночиха, 1959), «Баллада о солдате» (Телеграфистка, 1959), «Первый день мира» (фрау Фишер, 1959), «Первое свидание» (Тоня, 1960), «Чудотворная» (Варвара, 1960), «Битва в пути» (Нина, 1961), «Девчата» (мама Вера, 1962), «Большие и маленькие» (Коробова, 1963), «Где ты теперь, Максим» (Мать, 1965), «Сердце матери» (Анна Ульянова, 1966), «Верность матери» (Анна Ульянова, 1968), «Доживем до понедельника» (Светлана Михайловна, 1968), «Хуторок в степи» (Татьяна Ивановна, 1970), «Человек на своем месте» (Анна Павловна, 1971), «Приключение скрипки» (Мария Петровна, 1972), «Сто дней после детства» (Ксения Львовна, 1974), «Школьный вальс» (Мать, 1978), «Иванцов, Петров, Сидоров» (Ксения, 1979), «В небе ночные ведьмы» (Комиссар, 1980), «Шестой» (Мать, 1981), «Открытое сердце» (Старшая медсестра, 1981), «Господин гимназист» (Мать, 1991), «Привидения зеленой комнаты» (Мадам Леблан, 1991), «Ссуда на брак» (Варвара Петровна, 1991), «Возвращение минотавра» (Жена, 1991), «Шапка» (Жена, 1991) и др.
Н.Е. Меньшикова – народная артистка РСФСР (1977), лауреат Государственной премии СССР (1970). Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Ветеран труда», «Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне». Она является членом Союза кинематографистов России.
Живет в Москве.