Олег Александрович Стриженов родился 10 августа 1929 года в городе Благовещенске Амурской области, в семье военного. Его отец, Стриженов Александр Николаевич (1899–1978), воевал на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн. Мать – Стриженова Ксения Алексеевна (1899–1971) окончила Петербургскую Мариинскую гимназию и Смольный институт. Учительствовала в России и в Финляндии. В годы войны работала в Государственной библиотеке СССР имени В.И.
Ленина. Супруга – Пырьева Лионелла Ивановна (1938 г. рожд.), известная киноактриса, заслуженная артистка России. Старший брат – Стриженов Борис Александрович, лейтенант Советской армии, летчик-истребитель, погиб под Сталинградом в 1942 году. Средний брат – Стриженов Глеб Александрович, известный актер, участник Великой Отечественной войны, окончил Школу-студию МХАТ, заслуженный артист РСФСР. Дочь – Наталья Александровна. Сын – Александр Александрович. Внуки: Александра, Ксения, Александра.
В 1953 году, окончив Театральное училище имени Б.В. Щукина, Олег Александрович стал актером Государственного русского драматического театра в Таллине (ЭССР). На сцене этого театра он сыграл роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» – эту роль впоследствии в течение 10 лет он играл с большим успехом на сцене МХАТ имени Горького. Первая его встреча с кино состоялась в 1954 году, когда он был утвержден на главную роль в кинофильме «Овод» («Ленфильм», 1955, режиссер А.М. Файнциммер).
Олег Александрович сыграл Артура с таким темпераментом и самоотдачей, что стало очевидно: в нашем кино появился новый крупный актер, счастливо совмещающий природный талант, силу и опыт русской актерской школы с безупречными внешними данными западной звезды.
В прессе тех лет много писали о романтическом характере дарования молодого артиста, сравнивая его с Жераром Филипом. Между тем Олег Александрович проявил себя в отдельных эпизодах фильма не столько как исполнитель романтического склада, сколько как многообещающий драматический актер с широким диапазоном.
Этот успех О.А. Стриженов закрепил, сыграв в фильме В.П. Каплуновского «Мексиканец» (1955), где помимо драматического образа продемонстрировал и отличную физическую подготовку. Выдающийся кинорежиссер А.П. Довженко, увидев Олега Александровича в этой роли, сказал ему, что тот умеет не только говорить, но и молчать на экране. Довженко пригласил Стриженова на роль Андрия в экранизацию «Тараса Бульбы», которую вынашивал много лет, считая своим самым сокровенным замыслом. К несчастью, Александр Петрович вскоре умер, так и не приступив к съемкам; роль Андрия осталась несыгранной...
Следующим фильмом Олега Александровича был «Сорок первый» (1956) Г.Н. Чухрая. В этой картине все для тех лет было необычно и ново, начиная с грандиозной операторской работы С.П. Урусевского и заканчивая почти крамольной трактовкой образа белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. Г.Н. Чухрай не скрывал, что главной задачей фильма было не обличение Говорухи-Отрока, а показ бессмысленности Гражданской войны. Говоруха-Отрок трактовался не как карикатурно-отрицательный персонаж, а как живой человек, как жертва, со своей правдой и идеалами. Стриженов исключительно точно воплотил сложный внутренний мир белого офицера. Его Говоруха-Отрок – образованный, культурный человек, искренне любящий Россию, но трагически неспособный помочь ей в условиях кровавой междоусобицы.
После «Сорок первого» Олег Александрович снискал славу как редкий актер, способный играть сложные двуплановые роли. (Г.Н. Чухрай, восхищенный талантом О.А. Стриженова, называл его своим любимым актером.)
Съемки в «Сорок первом» стали для актера большим опытом – и профессиональным, и жизненным. С этого фильма в его творчестве началась линия «двойственных» героев – таких как Мечтатель в «Белых ночах» Ф.М. Достоевского (1959, режиссер И.А. Пырьев), Германн в «Пиковой даме» П.И. Чайковского (1960, режиссер Р.И. Тихомиров), Лаевский в повести А.П. Чехова «Дуэль» (1961, режиссеры Т.Н. Березанцева и Л.С. Рудник), Кареев в «Акции» (1987, режиссер В.Г. Шамшурин). Особое место в творчестве О.А. Стриженова занимает роль Кареева, которая как бы завершает эту линию. Кареев – человек из «бывших», который страстно любит Родину, презирает и красных, и немцев. Этот образ несет в себе трагическую обреченность.
Стремление показать несколько ипостасей одного персонажа, его неоднозначность привело О.А. Стриженова к участию в фантастической комедии И.С. Ольшвангера «Его звали Роберт» (1967). В этом фильме Стриженов исполнил роли робота и молодого ученого. Ему было интересно сыграть две разные и сложные роли без грима. По сути, это был первый фантастический фильм в нашем кинематографе, не считая немого кино. На VI МКФ в Триесте (Италия) О.А. Стриженов получил главный приз «Серебряный астероид» за лучшее исполнение главной мужской роли.
В 1956 году О.А. Стриженов был приглашен на роль Афанасия Никитина в первом совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1957, режиссеры В.М. Пронин и Х.А. Аббас; в индийском прокате – «Чужестранец»). Индийский режиссер и драматург Ходжа Ахмад Аббас рассматривал Стриженова как единственно возможного кандидата на роль и оказался прав. Олег Александрович сыграл Никитина с особой теплотой, душевностью и проникновенностью, показав в нем лучшие качества русского национального характера.
В автобиографической книге «Исповедь», изданной в 1997 году издательством «Алгоритм», Олег Александрович писал: «Я всю жизнь мечтал о свободе! А выбрал самую зависимую профессию в мире! Зависимую от всего, даже от собственного настроения».
Однако его биография опровергает эти утверждения. Олег Александрович никогда не стремился к большому количеству ролей и очень строго выбирал фильмы и режиссеров. Поэтому в течение года он редко снимался более чем в одном фильме, предпочитая иметь дело если не с классической, то с хорошей современной драматургией и с интересным режиссерским замыслом. Но даже когда сходились все эти условия, он все равно мог отказаться от роли.
Чтобы оценить актерскую требовательность Олега Александровича, достаточно взглянуть на список ролей, сыгранных им в конце 1950-х – 1960-х годах: Петр Гринев («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, 1958, режиссер В.П. Каплуновский), Мечтатель («Белые ночи» Ф.М. Достоевского), Германн («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Павел Бестужев («Северная повесть» К.Г. Паустовского, 1960, режиссер Е.Н. Андриканис), Лаевский («Дуэль» А.П. Чехова, 1961, режиссеры Т.Н. Березанцева, Л.С. Рудник), Сергей Уточкин («В мертвой петле», 1962, режиссеры С.М. Цыбульник, Н.С. Ильинский), Пленный офицер («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1963, режиссер С.И. Самсонов), барон Тузенбах («Три сестры» А.П. Чехова, 1964, режиссер С.И. Самсонов), П.И. Чайковский («Третья молодость», совместно с Францией, 1965, режиссер Жан Древиль). В этом далеко не полном списке преобладают герои исторические, герои классического репертуара, интеллигенты, люди долга и чести, люди сложных биографий.
Идеалом жизни в искусстве для Олега Александровича был и остается МХАТ, в котором он проработал с 1966 по 1976 год. Здесь он дебютировал в роли Степана Тятина в пьесе А.М. Горького «Егор Булычов и другие» в сезон 1963/64 года. В характере своего героя Стриженов акцентировал душевную деликатность, цельность натуры, которые были свойственны идеалистам, революционерам-романтикам. Дебют прошел с большим успехом и был высоко оценен прессой и коллегами. Совместная работа с такими мхатовскими корифеями, как А.К. Тарасова, Б.Н. Ливанов, А.Н. Грибов, В.Я. Станицын, М.М. Яншин, П.В. Массальский, М.И. Прудкин, А.О. Степанова, стала для него высочайшей школой актерского мастерства, еще выше подняла планку его профессиональной требовательности к себе.
Олег Александрович считает, что актер, дорожащий профессией, должен постоянно заботиться и о своей физической подготовке. Многие герои Стриженова фехтуют, плавают, скачут на лошадях, бегают, прыгают, стреляют, а Ривера – боксирует. Вообще, Стриженов всегда обходился без дублеров – а иначе как можно было бы ему сыграть столько мужественных героев: военных, летчиков, разведчиков.
В 1970-1980-е годы О.А. Стриженов сыграл роли Романа Лужина («Миссия в Кабуле», 1970, режиссер Л.А. Квинихидзе), разведчика Героя Советского Союза Льва Маневича («Земля, до востребования», 1972, режиссер В.Д. Дорман), князя Волконского («Звезда пленительного счастья», 1975, режиссер В.Я. Мотыль), Вадима Дульчина («Последняя жертва», 1975, режиссер П.Е. Тодоровский), философа Ламенне («Карл Маркс. Молодые годы», 1979, режиссер Л.А. Кулиджанов), князя Василия Голицына («Юность Петра», 1980, режиссер С.А. Герасимов), полковника милиции Данилова («Приступить к ликвидации», 1980, режиссер Б.А. Григорьев), Бородкина («Господин Великий Новгород», 1984, режиссер А.А. Салтыков), Кареева («Акция», 1987), князя Ухтомского («Оглашению не подлежит», 1987, режиссер Х.Ш. Бакаев) и «Вместо меня» (2000, режиссеры В. Басов, О. Басова; на кинофестивале «Золотой Пегас-2000» О.А. Стриженов был награжден призом «Золотой Пегас» за лучшее исполнение мужской роли в этом фильме).
Кроме названных наград у Олега Александровича есть немало других. Расширенной конференцией Союза кинематографистов СССР на «Мосфильме» (1956) он был признан лучшим актером года за роль Поручика в кинофильме «Сорок первый». По итогам опроса читателей журнала «Советский экран» Олег Стриженов был также признан лучшим актером 1970 года за главную роль в фильме «Неподсуден». В 1988 году ему было присуждено звание народного артиста СССР. В 1999 году О.А. Стриженов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Он также награжден почетным призом «Госпожа удача» имени П. Луспекаева на VIII фестивале стран СНГ и Балтии в Анапе, а также призами на фестивалях «Созвездие», открытом Шукшинском фестивале на Алтае, на кинофестивалях в Гатчине и Владикавказе. Награжден Большой золотой медалью А.С. Пушкина, удостоен золотой медали и звания лауреата премии Музыкального фонда России имени И. Архиповой за гениальное воплощение образа Германна в фильме «Пиковая дама» (1960, «Ленфильм»).
За роль полковника Данилова в фильме «Приступить к ликвидации» удостоен звания лауреата премии МВД СССР. 6 июня 1945 года награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Живет и работает в Москве.