Актер, режиссер, сценарист, продюсер. Родился в 1915 в г. Кеноша (шт. Висконсин), умер 10.10.1985 в Лос-Анджелесе.
Отец — изобретатель, промышленник, мать — пианистка — разошлись, когда мальчику было 6 лет.
Воспитывался он сначала матерью, от которой унаследовал любовь к поэзии, животным, музыке, после ее смерти, восьмилетний Орсон жил с отцом, открывшим ему мир спортсменов, актеров, светских людей. В детстве был «вундеркиндом»: бегло читал в два года, играл на скрипке, фортепиано, декламировал наизусть большие куски из Шекспира, сам писал пьесы. Став впоследствии актером и режиссером, Уэллс продолжал увлекаться живописью, сочинял романы, выступал в качестве иллюзиониста, а в своих странствиях по Европе, после того, как в 12 лет остался круглым сиротой, перепробовал множество профессий, в том числе пикадора в Испании.
Актерскую карьеру Орсон начал в 16 лет, когда, приехав в Ирландию, стал уверять руководителя Дублинского театра «Гейт», что он — известная нью-йоркская знаменитость, и был принят не столько в результате успеха своей мистификации, сколько за беззастенчивую уверенность в себе. Вернувшись в США, Уэллс работал в качестве режиссера и актера с различными труппами, пока в 1937 г. не основал театр «Меркурий», в котором осуществил несколько запомнившихся публике постановок (в частности «Фауста» Марло и «Юлия Цезаря» Шекспира). Общенациональную известность режиссер и его труппа приобрели после радиопостановки по роману Г. Уэллса «Война миров» в 1938 г., когда тысячи слушателей оказались мистифицированы формой радиоспектакля, сделанной под хронику реальных событий, происходящих в стране, и разразилась грандиозная паника.
В каком-то смысле вся дальнейшая карьера Уэллса — режиссера и актера — так или иначе соприкасалась с понятиями мистификации, с эффектом, который возникает в результате разрыва между истинным содержанием личности, ее душевными качествами, мотивами поведения, и тем, как эта личность воспринимается и оценивается другими. Первый полнометражный фильм Уэллса «Гражданин Кейн» (1941), где он выступил и как режиссер, и как актер, актриса, целиком посвящен этой проблеме, воплощенной с таким совершенством, с таким единством формы и содержания, что его создатель сразу же вошел в пантеон титанов мирового кино. Если раньше взгляд на героя, его восприятие были, как правило, заранее оформлены жанром и соответствующим ему способом интерпретации, то в «Гражданине Кейне» постоянно меняющаяся перспектива (как композиционная, так и зрительная), в которой появляется герой, подчеркивает его неоднозначность, несводимость к каким-то закрепленным характеристикам, возможность подчас совершенно противоположных подходов к нему. В результате создается впечатление, что личность героя всегда шире, чем в данный момент говорится о ней, действительность всегда богаче, чем она предстает в рамке кадра, а создатель фильма подчас интереснее самого произведения.
В этом заключен ответ на вопрос, почему Уэллс известен не столько своими фильмами (кроме «Гражданина Кейна»), сколько как незаурядная личность, своего рода «человек эпохи Возрождения в Америке XX века» (А. Базен). Отсюда становится ясной увлеченность Шекспиром, которую Уэллс пронес через жизнь, поставив множество шекспировских пьес в театре и сыграв множество шекспировских ролей, в том числе и в собственных фильмах («Макбет» , 1948; «Отелло», 1951; «Полуночные колокола» (Фальстаф), 1966). Шекспировские герои привлекали этого актера и режиссера соединением в их душе жестокости и нежности, тонкости и первобытной наивности. И если ренессансные герои, благодаря своей грандиозности, могут совмещать в себе и то, и другое, то персонажи XX века несут лишь видимость такого совмещения, поскольку происходит оно на иллюзорном уровне, в сознании окружающих, ибо одно дело, каков человек сам по себе, другое — каким его видят остальные.
В сущности, это и есть, по Уэллсу, основная загадка личности XX века, тем более личности, обладающей богатством и властью. Именно таково большинство персонажей, сыгранных актером в своих и чужих фильмах, начиная с «Гражданина Кейна». Чарльз Фостер Кейн, волею случая из сына небогатых провинциальных трактирщиков, превратившийся в энергичного предпринимателя, который, не брезгуя никакими средствами, сумел приобрести власть над умами сограждан, возглавив газетную империю, стал в фильме Уэллса загадочным «героем нашего времени». Человек деятельный, по замыслу и в исполнении Уэллса, всегда не лишен масштабности и даже некоего величия, чему немало способствовал и облик режиссера-актера: корпулентность, достигшая необъятных размеров к старости, глубокий красивый голос, благодаря которому актер часто выступал в качестве закадрового чтеца в кино и на телевидении, выразительные глаза. Даже Куинлен, фальсифицирующий улики полицейский инспектор, из «Печати зла» (1958), неопрятный физически и морально, и тот в исполнении Уэллса не лишен определенной внутренней силы. Но с роковой неизбежностью падение и гибель ожидает каждого, кто, упиваясь собственным своеволием, возомнил себя вершителем судеб других людей. При этом идея этого падения часто представлена абсолютно наглядно: разбивается в своем самолете Аркадии («Господин Аркадии», 1955), в реку с моста плюхается труп Куинлена, с колокольни обрушивается немецкий шпион Киндлер в фильме «Чужестранец» (1943). Во властном магнетизме и масштабности многих уэллсовских персонажей есть что-то мистификаторское, неподлинное, внешнее. Даже те, что являются ключевыми для разворачивания сюжета, держатся на периферии и скрывают свое лицо, вроде таинственного Гарри Лайма, на самом деле являющегося заурядным дельцом «черного рынка» в «Третьем человеке» (реж. Кэрол Рид, 1949). Магистральный для Уэллса конфликт, часто пропасть, отделяющая истинное (как хорошее, так и плохое) зерно личности от его восприятия внешним миром, в какой-то мере тяготел над его собственной творческой жизнью. Автор 25-ти нереализованных кинопроектов, вынужденный сниматься в чужих фильмах, чтобы собрать денег на собственные малобюджетные ленты, работа над которыми затягивалась на годы, Уэллс не был избалован официальным признанием в Голливуде. (Свидетельство тому полученный лишь в 1975 г. специальный «Оскар» за «совокупность творчества».) Даже знаменитый «Гражданин Кейн» оказался плохо принят в Америке, ибо против него ополчился газетный магнат Херст, увидевший в главном герое свой портрет. Из-за разногласий с большими студиями Уэллс был вынужден уехать в Европу, чему способствовал к тому же и скандал, окружавший его развод со своей второй женой, известной голливудской кинозвездой Ритой Хейуорт в 1947 году. Европа была более благожелательна к Мастеру («Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля в 1952 г.). «Гражданин Кейн» неизменно входил в списки десяти величайших фильмов всех времен и народов.
Фильмография: «Путешествие в страх», 1942; «Джейн Эйр», 1943; «Вслед за ребятами», 1944; «Завтра — навсегда», 1945; «Чужестранец» и реж, 1946; «Черная магия», 1947; «Леди из Шанхая» и реж., 1947; «Князь лис», 1948; «Черная роза», 1950; «Возвращение в Гленнаскол», 1951; «Последнее дело Трента», 1953; «Если бы мне рассказали о Версале», 1953; «Человек, зверь и добродетель», 1953; «Наполеон», 1954; «Три дела об убийстве», 1954; «Неприятности в долине», 1955; «Моби Дик», 1956; «Плати дьяволу», 1957; «Долгое жаркое лето», 1955; «Корни рая», 1958; «Принуждение», 1958; «Давид и Голиаф», 1959; «Переправа в Гонконг», 1959; «Аустерлиц», I960; «Трещина в зеркале», 1960; «Татары», I960; «Лафайет», 1961; «Процесс», 1962; «Весьма важные персоны», 1963; «РоГоПаг», 1963; «Удивительные приключения Марко Поло», 1964; «Казино Ройял», 1965; «Горит ли Париж?», 1965; «Моряк с «Гибралтара», 1967; «Человек на все времена», 1967; «Никогда не забуду...
как бишь его?», 1968; «Царь Эдип», 1968; «Бессмертная история» и реж., 1968; «Карточный домик», 1968; «Битва за Рим» , 1968; «Южная звезда», 1969; «Тепепа», 1969; «12+1», 1969; «Битва на Неретве», 1969; «Уловка-22», 1970; «Ватерлоо» , 1970; «Кремлевское письмо», 1970; «Глубина» и реж., 1970; «Десять невероятных дней», 1971; «Дон Кихот» и реж., 1971; «Безопасное место», 1971; «Кентерберийские рассказы», 1971; «Сутьеска» , 1972; «Познай своего кролика», 1972; «Мальпертуис», 1972; «Остров сокровищ», 1972; «Не-кромания», 1972; «Ф — значит фальшивка» и реж., 1975; «Путешествие проклятых», 1976; «Кукольный фильм», 1979; «Комедия затрещин в другом роде», 1982; «Тайна Николы Теслы», 1980; «Бабочка», 1982; «Где Парсифаль?», 1984; «Кто-то, кого можно любить», 1985.