Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Известные люди » Орсон Уэллс

 

Орсон Уэллс

 

 

Орсон УэллсАктер, режиссер, сценарист, продюсер. Родился в 1915 в г. Кеноша (шт. Висконсин), умер 10.10.1985 в Лос-Анджелесе.
Отец — изобретатель, промышленник, мать — пианистка — разошлись, когда мальчику было 6 лет.

загрузка...

 

 

Воспитывался он сначала матерью, от которой унаследовал любовь к поэзии, животным, музыке, после ее смерти, восьмилетний Орсон жил с отцом, открывшим ему мир спортсменов, актеров, светских людей. В детстве был «вундеркиндом»: бегло читал в два года, играл на скрипке, фортепиано, декламировал наизусть большие куски из Шекспира, сам писал пьесы. Став впоследствии актером и режиссером, Уэллс продолжал увлекаться живописью, сочинял романы, выступал в качестве иллюзиониста, а в своих странствиях по Европе, после того, как в 12 лет остался круглым сиротой, перепробовал множество профессий, в том числе пикадора в Испании.

Актерскую карьеру Орсон начал в 16 лет, когда, приехав в Ирландию, стал уверять руководителя Дублинского театра «Гейт», что он — известная нью-йоркская знаменитость, и был принят не столько в результате успеха своей мистификации, сколько за беззастенчивую уверенность в себе. Вернувшись в США, Уэллс работал в качестве режиссера и актера с различными труппами, пока в 1937 г. не основал театр «Меркурий», в котором осуществил несколько запомнившихся публике постановок (в частности «Фауста» Марло и «Юлия Цезаря» Шекспира). Общенациональную известность режиссер и его труппа приобрели после радиопостановки по роману Г. Уэллса «Война миров» в 1938 г., когда тысячи слушателей оказались мистифицированы формой радиоспектакля, сделанной под хронику реальных событий, происходящих в стране, и разразилась грандиозная паника.

В каком-то смысле вся дальнейшая карьера Уэллса — режиссера и актера — так или иначе соприкасалась с понятиями мистификации, с эффектом, который возникает в результате разрыва между истинным содержанием личности, ее душевными качествами, мотивами поведения, и тем, как эта личность воспринимается и оценивается другими. Первый полнометражный фильм Уэллса «Гражданин Кейн» (1941), где он выступил и как режиссер, и как актер, актриса, целиком посвящен этой проблеме, воплощенной с таким совершенством, с таким единством формы и содержания, что его создатель сразу же вошел в пантеон титанов мирового кино. Если раньше взгляд на героя, его восприятие были, как правило, заранее оформлены жанром и соответствующим ему способом интерпретации, то в «Гражданине Кейне» постоянно меняющаяся перспектива (как композиционная, так и зрительная), в которой появляется герой, подчеркивает его неоднозначность, несводимость к каким-то закрепленным характеристикам, возможность подчас совершенно противоположных подходов к нему. В результате создается впечатление, что личность героя всегда шире, чем в данный момент говорится о ней, действительность всегда богаче, чем она предстает в рамке кадра, а создатель фильма подчас интереснее самого произведения.

В этом заключен ответ на вопрос, почему Уэллс известен не столько своими фильмами (кроме «Гражданина Кейна»), сколько как незаурядная личность, своего рода «человек эпохи Возрождения в Америке XX века» (А. Базен). Отсюда становится ясной увлеченность Шекспиром, которую Уэллс пронес через жизнь, поставив множество шекспировских пьес в театре и сыграв множество шекспировских ролей, в том числе и в собственных фильмах («Макбет» , 1948; «Отелло», 1951; «Полуночные колокола» (Фальстаф), 1966). Шекспировские герои привлекали этого актера и режиссера соединением в их душе жестокости и нежности, тонкости и первобытной наивности. И если ренессансные герои, благодаря своей грандиозности, могут совмещать в себе и то, и другое, то персонажи XX века несут лишь видимость такого совмещения, поскольку происходит оно на иллюзорном уровне, в сознании окружающих, ибо одно дело, каков человек сам по себе, другое — каким его видят остальные.
В сущности, это и есть, по Уэллсу, основная загадка личности XX века, тем более личности, обладающей богатством и властью. Именно таково большинство персонажей, сыгранных актером в своих и чужих фильмах, начиная с «Гражданина Кейна». Чарльз Фостер Кейн, волею случая из сына небогатых провинциальных трактирщиков, превратившийся в энергичного предпринимателя, который, не брезгуя никакими средствами, сумел приобрести власть над умами сограждан, возглавив газетную империю, стал в фильме Уэллса загадочным «героем нашего времени». Человек деятельный, по замыслу и в исполнении Уэллса, всегда не лишен масштабности и даже некоего величия, чему немало способствовал и облик режиссера-актера: корпулентность, достигшая необъятных размеров к старости, глубокий красивый голос, благодаря которому актер часто выступал в качестве закадрового чтеца в кино и на телевидении, выразительные глаза. Даже Куинлен, фальсифицирующий улики полицейский инспектор, из «Печати зла» (1958), неопрятный физически и морально, и тот в исполнении Уэллса не лишен определенной внутренней силы. Но с роковой неизбежностью падение и гибель ожидает каждого, кто, упиваясь собственным своеволием, возомнил себя вершителем судеб других людей. При этом идея этого падения часто представлена абсолютно наглядно: разбивается в своем самолете Аркадии («Господин Аркадии», 1955), в реку с моста плюхается труп Куинлена, с колокольни обрушивается немецкий шпион Киндлер в фильме «Чужестранец» (1943). Во властном магнетизме и масштабности многих уэллсовских персонажей есть что-то мистификаторское, неподлинное, внешнее. Даже те, что являются ключевыми для разворачивания сюжета, держатся на периферии и скрывают свое лицо, вроде таинственного Гарри Лайма, на самом деле являющегося заурядным дельцом «черного рынка» в «Третьем человеке» (реж. Кэрол Рид, 1949). Магистральный для Уэллса конфликт, часто пропасть, отделяющая истинное (как хорошее, так и плохое) зерно личности от его восприятия внешним миром, в какой-то мере тяготел над его собственной творческой жизнью. Автор 25-ти нереализованных кинопроектов, вынужденный сниматься в чужих фильмах, чтобы собрать денег на собственные малобюджетные ленты, работа над которыми затягивалась на годы, Уэллс не был избалован официальным признанием в Голливуде. (Свидетельство тому полученный лишь в 1975 г. специальный «Оскар» за «совокупность творчества».) Даже знаменитый «Гражданин Кейн» оказался плохо принят в Америке, ибо против него ополчился газетный магнат Херст, увидевший в главном герое свой портрет. Из-за разногласий с большими студиями Уэллс был вынужден уехать в Европу, чему способствовал к тому же и скандал, окружавший его развод со своей второй женой, известной голливудской кинозвездой Ритой Хейуорт в 1947 году. Европа была более благожелательна к Мастеру («Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля в 1952 г.). «Гражданин Кейн» неизменно входил в списки десяти величайших фильмов всех времен и народов.

Фильмография: «Путешествие в страх», 1942; «Джейн Эйр», 1943; «Вслед за ребятами», 1944; «Завтра — навсегда», 1945; «Чужестранец» и реж, 1946; «Черная магия», 1947; «Леди из Шанхая» и реж., 1947; «Князь лис», 1948; «Черная роза», 1950; «Возвращение в Гленнаскол», 1951; «Последнее дело Трента», 1953; «Если бы мне рассказали о Версале», 1953; «Человек, зверь и добродетель», 1953; «Наполеон», 1954; «Три дела об убийстве», 1954; «Неприятности в долине», 1955; «Моби Дик», 1956; «Плати дьяволу», 1957; «Долгое жаркое лето», 1955; «Корни рая», 1958; «Принуждение», 1958; «Давид и Голиаф», 1959; «Переправа в Гонконг», 1959; «Аустерлиц», I960; «Трещина в зеркале», 1960; «Татары», I960; «Лафайет», 1961; «Процесс», 1962; «Весьма важные персоны», 1963; «РоГоПаг», 1963; «Удивительные приключения Марко Поло», 1964; «Казино Ройял», 1965; «Горит ли Париж?», 1965; «Моряк с «Гибралтара», 1967; «Человек на все времена», 1967; «Никогда не забуду...
как бишь его?», 1968; «Царь Эдип», 1968; «Бессмертная история» и реж., 1968; «Карточный домик», 1968; «Битва за Рим» , 1968; «Южная звезда», 1969; «Тепепа», 1969; «12+1», 1969; «Битва на Неретве», 1969; «Уловка-22», 1970; «Ватерлоо» , 1970; «Кремлевское письмо», 1970; «Глубина» и реж., 1970; «Десять невероятных дней», 1971; «Дон Кихот» и реж., 1971; «Безопасное место», 1971; «Кентерберийские рассказы», 1971; «Сутьеска» , 1972; «Познай своего кролика», 1972; «Мальпертуис», 1972; «Остров сокровищ», 1972; «Не-кромания», 1972; «Ф — значит фальшивка» и реж., 1975; «Путешествие проклятых», 1976; «Кукольный фильм», 1979; «Комедия затрещин в другом роде», 1982; «Тайна Николы Теслы», 1980; «Бабочка», 1982; «Где Парсифаль?», 1984; «Кто-то, кого можно любить», 1985.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Орсон Уэллс":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

You have an error in your SQL syntax; check the manual that corresponds to your MariaDB server version for the right syntax to use near ')' at line 1