Одна из самых популярных киноактрис театра, радио и кино, сценаристка. Черепаха Тортилла была бы счастлива, если бы знала, что для нее сочинят такую замечательную песню. И бабушка Красной Шапочки, наверное, согласилась бы промчаться на лихом коне, чтоб поднять народ на спасение внучки. А что сказать о миссис Хадсон, кроме того, что это - классика? И как вообще возможно столько лет быть такой смешной и такой любимой?
Народная артистка РСФСР (1970).
7 ноября 2002 г. Рине Зеленой исполнилось бы 100 лет. Актрисы ее поколения нередко скрывали свой возраст. Не исключение и Рина Васильевна. В различных справочниках и энциклопедиях указано, что родилась она 7 ноября 1902 года, но ее родственники утверждают, что это знаменательное событие произошло в 1901-м. Эта же дата указана и на памятнике Рине Зеленой на Введенском кладбище в Москве.
Настоящее имя - Екатерина. Родилась в Ташкенте. Окончила Московское Театральное училище (1919). Рина Зеленая принадлежала к редкостным актерам чаплинского плана, которым были доступны вершины комического и трагикомического. Ее дар так и не был по-достоинству использован в кино, где недолюбливали мастеров такого плана. А кинематограф манил актрису всегда.
Начинала она на эстраде в начале 20-х годов в качестве профессиональной певицы, но природная комедийность, ее стремление к пародии одержало верх. Зеленая подготовила номер "Чарльстушки", где соединила народную частушку с чарльстоном. Во время исполнения куплетов она скидывала сарафан и оказывалась в костюме герл, демонстрируя "стиль рюсс на изысканный вкюсс". Актриса постоянно искала на эстраде те формы, в которых с наибольшей полнотой выразилась бы ее индивидуальность. На многих сценах она переиграла массу скетчей, миниатюр, обозрений, ставила сама, конферировала. Однажды, чтобы не сорвался один из концертов, Рину Зеленую попросили заполнить паузу, и она детским голосом, с запинаниями и придыханиями протараторила "Мойдодыра". Успех был оглушительный. С тех пор актриса много лет выступала на эстраде в жанре "Взрослым о детях".
Творческая смелость и неугомонность заставляли Зеленую искать самое разное применение своим силам: сцена, гастроли, фронтовые бригады, радио, мультипликация, пластинки, статьи, замечательная книга "Разрозненные страницы", но ей так не хватало кинематографа, что приступая с Агнией Барто к сценарию "Подкидыша", она написала роль и для себя. Болтушка-домработница Ариша полюбилась зрителями, но режиссеры остались к ней равнодушны. Зеленая уговорила Григория Александрова отдать ей мужскую роль гримера в комедии "Весна", и актриса переписала ее на женскую. Она часто переписывала совершенно безликие, проходные роли, а то и просто импровизировала перед камерой, оживляя, вкладывая душу, характер в очередную секретаршу, поэтессу, тетку в автобусе, гувернантку, певичку, просто старушку, и роли эти становились маленькими шедеврами, персонажи оказывались крайне интересными, а реплики мгновенно разлетались в народе. Рина Зеленая стала королевой эпизода. "Наверное надо было выйти замуж за кинорежиссера",- вздыхала она. Чувство юмора не изменяло ей никогда.