Родился 26 августа 1935 года в Москве. Отец - Чернов Лев Ильич. Мать - Чернова Анна Мироновна. Супруга - Чернова Инна Ричардовна. Дочь - Чернова Екатерина Юрьевна.
Юрий Чернов рано осиротел: в 1939 году был репрессирован и погиб его отец, в 1944 году умерла мама. Домашний очаг, истинно родительское тепло и заботу Юрий и два его брата обрели в семье старшей сестры матери Анны Мироновны и ее мужа Льва Ильича Черновых, которые усыновили мальчиков, воспитали их и вывели на самостоятельный жизненный путь.
Заметив у Юрия способность к лепке, его отдали учиться в Московскую среднюю художественную школу (ныне - Московский государственный художественный лицей) на скульптурное отделение. Общение с товарищами, посещение выставок, музеев, особенно Третьяковской галереи, которая находилась напротив школы в Лаврушинском переулке, сама атмосфера искусства, дружбы, уважения к знаниям, к труду формировали личность будущего художника.
В 1954 году, окончив школу, Чернов поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, где занимался в мастерской крупного советского скульптора Н.В. Томского. Н.В. Томский строил свою педагогическую работу, сочетая требовательность и доверие, прямоту и большой такт в оценках, стараясь максимально развивать индивидуальные особенности дарования каждого студента, научить их пластически мыслить, отталкиваясь от жизненных наблюдений. Он прививал своим ученикам любовь к русской классике. Много полезного для овладения законами ваяния дал студентам ассистент Н.В. Томского, незаурядный педагог А.А. Древин. С юных лет Чернов считает своими духовными наставниками А.С. Голубкину и И.Д. Шадра.
В 1957-58 годах, еще будучи студентом, Юрий Чернов начал участвовать в московских молодежных выставках; его работы экспонировались также на всесоюзных выставках, приуроченных к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве и к 40-летию ВЛКСМ; они были положительно отмечены критикой.
В 1960 году Чернов окончил институт и уже через месяц был принят в Союз художников СССР.
В поисках новых впечатлений, расширения представлений о мире в 1961-1965 годах Чернов совершил ряд творческих поездок по стране и за рубеж. Вместе с О. Кирюхиным он побывал в Мурманске, дважды ездил с О. Комовым на Алтай, посетил Новгородскую землю и Псков, Прибалтику и Дальний Восток, а также Венгрию, Германию, Грецию. Результаты этих поездок были чрезвычайно плодотворны, они дали художнику богатейший материал и сыграли немаловажную роль в его становлении. На художественных выставках 1960-х годов одна за другой появляются новые работы Чернова, иногда объединенные общим содержанием в серию, как, например, "Люди Заонежья", и другие, которые свидетельствовали о том, что он нашел свою тему, своего героя - человека труда, занятого любимым, привычным делом.
Тема труда для Чернова становится предметом интереса многих лет ("На стройке", "Плотогон", "В алтайском селе", "У колонки", "Строительный батальон", "Монтажники", "Весной", "На реке", "Рыбаки" и др.). Наиболее значительным произведением этого периода является композиция "В Мурманском порту". В этой работе скульптор, применив целый комплекс тщательно продуманных и отобранных выразительных средств, сумел создать одухотворенный образ созидательного труда, достигнув большой силы эмоционального воздействия произведения.
Работы Чернова 1960-х годов, посвященные теме труда, принесли автору известность как своеобразному мастеру жанровой скульптуры, раздвинувшему границы этого вида пластики, открыли ему дорогу в большое искусство. В 1968 году ему была присуждена первая премия за участие во всесоюзной выставке "50 лет ВЛКСМ", а в 1970 году он был удостоен звания Заслуженного художника РСФСР.
С годами круг творческих интересов скульптора становится шире, охватывает всё новые темы и образы, рожденные яркими жизненными впечатлениями и переживаниями. Мастер смело экспериментирует в различных видах скульптуры: его увлекают проблемы портрета и пластики малых форм, он пробует силы в монументальном искусстве, участвуя в конкурсах на памятники, много работает над этюдами с натуры. Часто, начиная работать над этюдом, Чернов доводит его до такой степени пластической и образной завершенности, что он приобретает значение самостоятельного художественного произведения ("Девушка с тканью", "Отдых", "У зеркала", "Утро", "День", "Вечер" и др.).
Для Юрия Чернова на всем протяжении его пути в искусстве главным источником вдохновения был и остается человек как высшее мерило эстетического и этического идеала. Скульптора влекут к себе люди смелые, мужественные, сложной судьбы, люди чести и долга, преданные своим убеждениям. Не случайны поэтому среди героев Чернова П.Е. Дыбенко и Я.Б. Гамарник, Л.Б. Красин и И.В. Бабушкин, А.М. Горький и Л.Н. Толстой, И.Д. Шадр и М.П. Мусоргский, Александр Невский и Юрий Гагарин...
Пристальное внимание к человеку, стремление проникнуть в его внутренний мир, постигнуть характер во всей сложности обусловили глубокий интерес Чернова к работе над портретом. Среди первых его работ в этом жанре - образы родных и знакомых, а также людей, привлекших внимание скульптора острой характерностью и выразительностью лиц (портреты Кати и Инны Черновых, Л.И. Чернова, весовщицы Нины Пулканен и "Девушки с Алтая", кубинского композитора и дирижера Энрике Гонсалеса Мантичи, рабочего В.И. Танасова и скульптора Лео Ланкинена). Тонкое проникновение в характер, удивительная теплота и мягкость отличают портреты дочери и жены скульптора - Кати и Инны Черновых. Образ человека высоких душевных качеств воссоздан в портрете Л.И. Чернова - отца скульптора. Отличающийся своей духовной наполненностью, богатством вызываемых эмоций, этот портрет - одно из самых проникновенных произведений Юрия Чернова. В этих работах уже сказался композиционный дар мастера, способного скупыми средствами, найденными подчас с большой изобретательностью (постановка и обрез головы, ее связь с основанием и т. п.), организовать пространство вокруг скульптуры и включить ее в окружающую среду. В этом смысле выделяется поясной портрет тренера А.И. Чернышева, выполненный в дереве, в котором уже ярко проявились особенности почерка Чернова как мастера композиционного портрета, получившие развитие в его будущих работах.
По мере накопления опыта, обретая профессиональную свободу, Чернов ставит перед собой все более сложные задачи. Он обращается к групповому портрету, выполняет разнообразные портретные композиции. Такие произведения Чернова, как "Отец и сыновья", "Автопортрет с дочерью", "Портрет Г.А. Илизарова", "Терентий Мальцев", "Скульптор Т. Садыков в новой мастерской", "Время идет (В кругу друзей)", "Молодая художница", "Юрий Сенкевич", "Олимпийский чемпион В. Капитонов", "Драматург М. Шатров" и другие по своему содержанию, сложной образно-психологической полифонии перерастают рамки сугубо портретных задач. В них автор поднимает важные социальные, философские и этические проблемы - осознание места каждой отдельной личности в современной жизни, верность призванию, взаимоотношения и преемственность поколений.
В своих работах Юрий Чернов добивается пластической цельности и гармонии, жизненной правдивости, психологической глубины и художественной убедительности (портреты геолога и поэта Эрнста Портнягина, итальянского путешественника Карло Маури, актрисы Жанны Болотовой, знаменитых Тура Хейердала, Федора Конюхова и др.). Скульптору свойственно неоднократное возвращение к отдельным темам и образам для реализации их в ином материале или композиционном ключе с целью добиться новых аспектов и психологических нюансов в восприятии пластического образа.
В 1978 году за работы "Доктор Илизаров" (1969), "Юрий Гагарин" (1977), "Поэт и геолог Э. Портнягин" (1976) и "Иван Шадр" (1977) Юрий Чернов был отмечен серебряной медалью Академии художеств СССР.
Чернова всегда влекла область монументального искусства - создание крупных памятников и ансамблей. Первой пробой сил в этом направлении являются выполненный Черновым совместно со скульптором В. Михалевым и архитектором В. Кибиревым памятник воинам-архангельцам, погибшим во время Великой Отечественной войны, для Архангельска (1969) и архитектурно-скульптурный ансамбль в честь павших в боях за Родину - для Оренбурга, созданный совместно со скульптором Ю. Александровым и архитектором А. Андреевым (1973). С тех пор монументальная скульптура прочно входит в творчество мастера, постепенно занимая в нем одно из ведущих мест.
1970-80-е годы - время активной работы Юрия Чернова над монументальными произведениями (большинство из них создано в соавторстве с архитектором Г. Исааковичем, с которым Чернов плодотворно работает многие годы). По проектам скульптора сооружаются памятники Т. Мальцеву (1983) в селе Мальцево Курганской области и Л. Красину в Кургане (1978), Н. Швернику (1979) и М. Келдышу (1981) в Москве, А. Горькому во Фрунзе (1981), И. Шадру в Шадринске (1984), Александру Невскому в Новгороде (1985), И. Бабушкину в Вологде (1987), П.Е. Дыбенко в Новозыбкове Брянской области (1987), Л.Н. Толстому в Николо-Вяземском Тульской области (1988), Фритьофу Нансену в Спитаке (1989, Армения). В эти годы Чернов увлеченно работает над образом первого космонавта Юрия Гагарина: проектирует памятники для Москвы (1985) и Оренбурга (1986), выполняет портреты и портретные композиции, стараясь раскрыть в образе легендарного народного героя благородство и гуманность его деяний, романтику свершения подвига, большое человеческое обаяние и простоту.
В 1980-е годы в составе творческого коллектива скульпторов и архитекторов Юрий Чернов продолжил работу над памятником Победы для Москвы, которую он начал еще студентом, участвуя в первом конкурсе на монумент, объявленном в 1958 году (его проект был отмечен поощрительной премией).
1987 год был ознаменован для Чернова открытием в Канаде в деревне Веригино близ города Камсак и в Музее русского быта в Каслгаре памятников Л.Н. Толстому. Созданный скульптором образ привлекает психологической глубиной и человечностью, непринужденностью и благородной простотой облика великого русского писателя-мыслителя. Его памятники Л.Н. Толстому установлены также в Оренбурге, в Индии, в Коста-Рике.
В 1990-е годы Чернов создает целый ряд замечательных произведений станковой скульптуры (портреты А.С. Пушкина, А.П. Чехова, А.И. Пирогова, композиции "Мореплаватель Витус Беринг", "Фритьоф Нансен", "Фрам", "Этюды" и др.), работает над памятником хирургу Г.А. Илизарову, который был установлен в Кургане в 1994 году. Начало нового века ознаменовалось для скульптора двумя крупными работами. Это - памятники Шолом-Алейхему и его героям на Малой Бронной в Москве (2001, архитектор Г. Копанс) и А.П. Чехову в литературно-мемориальном музее-заповеднике "Мелихово" (2002, архитектор В. Бухаев).
По масштабам и композиционным приемам памятники Илизарову, Толстому, Пушкину, Шолом-Алейхему ближе к станковым работам. Поэтому они так соизмеримы с человеком и его окружением, не столь официальны, более одухотворены.
Такая образная направленность получила еще большее развитие в мемориальных досках. Юрий Львович является автором более 20 мемориальных досок выдающимся деятелям отечественной истории, культуры, науки и ныне признан одним из самых значительных скульпторов-монументалистов в этой области. Среди его произведений мемориальные доски С.Я. Маршаку, Г.К. Орджоникидзе, Я.Б. Гамарнику, В.В. Куйбышеву, С.А. Чуйкову, Д.Д. Шостаковичу, Ю.Б. Левитану, А.И. Райкину, К.И. Чуковскому, М.П. Мусоргскому. Юрий Чернов является также автором надгробий Л.П. Орловой, Л.А. Руслановой и В.В. Крюкову, Л.О. Утесову, Е.К. Катульской, В.П. Бармину, В.С. Алхимову, А.И. Чернышеву и ряда других.
Начиная с 1957 года Ю.Л. Чернов - постоянный участник всех крупных художественных выставок страны, многих зарубежных выставок; его работы были представлены и на ряде персональных выставок. Лучшие произведения скульптора сегодня находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (42 работы), Государственного Русского музея, десятков художественных музеев России и других стран.
Ю.Л. Чернов - Народный художник России (1979), действительный член Российской академии художеств (1997), профессор (1995), действительный член Академии художеств Киргизии (1998). С 1977 по 1987 год - секретарь правления Союза художников СССР. Награжден орденами Дружбы народов, "Знак Почета".
Живет и работает в Москве.