Живописная природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно, способствовала появлению в Японии более семи веков назад самобытного искусства расстановки цветов в вазе - икэбаны,- которое ставят в один ряд с живописью, ваянием, архитектурой, поэзией, музыкой. Ибо икэбана не просто цветы, поставленные в вазу с водой, а подлинное произведение искусства, сотворенное подобно тому, как живописец создает свои картины при помощи красок. Произведения эти эмоциональны, выразительны, отражают мысли, чувства, настроение и мироощущение художника-аранжировщика. В них нашла выражение национальная черта японского народа - тонкость восприятия линий и форм.
Аранжировки могут выглядеть празднично и радостно, печально и умиротворенно.
В японском традиционном жилище всегда имеется стенная ниша (токонома), где на низком помосте ставится икэбана. Здесь же обычно висит картина или свиток с иероглифами - изречениями в стихах и прозе.
Каждый всенародный праздник в Японии предполагает свою икэбану. Так, в марте, в День девочек, или День кукол, цветочные аранжировки отличаются особой нежностью и свежестью. В них обязательны ветки распустившегося персика, который сравнивается с красотой и нежностью девочки. К персику обычно добавляют цветы белой лилии - как символ совершенства женщины. Аранжировкой с включением дуба, олицетворяющего стойкость характера, а также цветов и листьев ириса - знак мужественности, достоинства и чести юноши,- отмечается в мае День мальчиков. Для новогодних композиций характерно сочетание трех цветов: красного, зеленого и белого. В них непременно присутствуют сосновые ветки, белые хризантемы, лилии. Свадебные композиции включают, кроме цветов, сосну и бамбук, олицетворяющий жизнестойкость и молодость.
Для икэбаны можно использовать любое количество растений. Иногда бывает достаточно поставить в вазу 1-2 цветка, листок или веточку, чтобы получилась законченная миниатюра. Такими скромными, лаконичными композициями оформляют помещения, где происходят чайные церемонии. В интерьерах Т общественных зданий, в залах, на выставках ставят большие и сложные аранжировки с использованием крупных веток, стволов и коряг. Можно обойтись без роскошных, дорогих цветов, чтобы получилась красивая икэбана. В дело идет любой растительный материал, имеющийся под рукой. Используются самые простые цветы, даже сорняки. Пригодными оказываются и ветки с плодами, семенные коробочки, колосья, сухие ветки, замшелые сучья.
Поскольку идея выражения непрерывности жизни одна из основополагающих в японском искусстве, цветочная композиция не считается хорошей, если в ней так или иначе не выражено течение времени. Например, о прошлом рассказывают полностью распустившиеся цветы, сухие листья или плоды. Настоящее выражают полураспустившиеся цветки деревьев и кустарников. Будущее символизируют бутоны, распускающиеся почки, напоминающие об извечном течении жизни. Весной радуют живые линии зацветающих плодовых растений, летом - обилие цветов и обширность аранжировки. Осенью число растений в икэбане уменьшается, а зимой в ней непременны ветки со спящими почками, сухой материал. В этот сезон цветочные композиции более приглушены, хотя и оживляются зеленой сосной.