Шагал Марк Захарович (1887-1985)
Художник-живописец, монументалист, график, иллюстратор. Художник-модернист, представитель "парижской школы".
М. 3. Шагал - одна из самых удивительных фигур в искусстве XX в.
Его называли мечтателем, фантастом, мифотворцем, колдуном, в нем видели архаиста и новатора, сближали с примитивизмом, экспрессионизмом, сюрреализмом и другими течениями современного искусства, но любое определение остается бессильным перед загадкой шагаловского творчества. Подобно сновидению, оно непереводимо на язык бодрствующего рассудка; как метафора, оно откликается только на голос других метафор.
Столь же удивительна судьба художника. Шагал родился и вырос в многодетной еврейской семье очень скромного достатка. Его отец был рабочим у торговца сельдью. Казалось бы, ни семейный круг, ни провинциальная жизненная среда не способствовали развитию открывшегося дара, однако именно здесь Шагал обрел источник вдохновения, который питал его творчество на протяжении всей жизни.
Самые странные порождения фантазии оборачиваются реальностью шагаловского детства: семья, дом, Витебск - вот начало и средоточие его художественного мира. Достаточно вспомнить известные его слова, обращенные к столице мирового искусства - Парижу: "Мой второй Витебск!"
В 1906 г. Шагал поступил в витебскую художественную школу И. М. Пэна. Здесь он учился недолго и вскоре решил отправиться в Петербург. Попытка поступить в ЦУТР оказалась неудачной. В 1907-10 гг. Шагал учился в Рисовальной школе при ОПХ, которой руководил Н. К. Рерих, затем, совсем недолго, - в частной школе С. М. Зейденберга и, наконец, в школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были Л. С. Бакст и М. В. Добужинский. Весной 1910 г. Шагал впервые показал свои работы на выставке школы Званцевой в помещении журнала "Аполлон".
Уже ранние композиции Шагала ("Кермесса", "Покойник", обе 1908; "Рождение", 1910) обнаруживают редкостное своеобразие мировосприятия.
В 1910 г. Шагал уехал в Париж. Если в России художник, по его собственным словам, чувствовал себя "пятым колесом в телеге", то Париж - и прежде всего Лувр - положил конец всем его колебаниям. Войдя в круг художников и литераторов авангарда (Ф. Леже, А. Модильяни, А. Архипенко, Б. Сандрар, Г. Аполлинер, А. Сальмон, М. Жакоб и др.), Шагал окончательно утвердился на избранном пути.
Пишет полотна "Я и деревня", "Автопортрет с семью пальцами", оба 1911; "России, ослам и другим", 1911-12; "Солдат пьет", "Голгофа", оба 1912; "Скрипач", 1912-13; "Материнство. Беременная женщина", "Париж из окна", оба 1913). По словам художника, "искусство - это прежде всего состояние души".
Участвуя в выставках в Париже, а также в Москве, Петербурге, Амстердаме, Берлине (первая персональная выставка, 1914), Шагал приобрел известность. Критик Я. А. Тугендхольд вспоминал о впечатлении, произведенном картинами Шагала: "...Точно по ошибке рядом со взрослыми, слишком взрослыми произведениями попали произведения какого-то ребенка, подлинно свежие, "варварские" и фантастические".
Летом 1914 г. Шагал вернулся в Россию. Появилась лирическая интонация картин милого сердцу быта ("Вид из окна. Витебск", "Парикмахерская", "Дом в местечке Лиозно", все 1914, и др.). Всю жизнь писавший стихи, Шагал перенес в живопись чисто поэтические приемы. Его герои совершают прогулки в небесах так же естественно, как если бы они шли по земле ("Над Витебском", 1914; "Прогулка", 1917; "Над городом", 1914-18), небесные гости в клубах облаков являются к художнику в мастерскую ("Автопортрет с музой (Видение)", 1917-18). Вещи в картинах и рисунках Шагала обладают как бы человеческими повадками, характерными лицами ("Окно в сад", ок. 1917; "Интерьер с цветами", 1918, и др.), а подчас вырастают до пространственно-временных символов космического масштаба ("Часы", 1914; "Зеркало", 1915).
На картине "Влюбленные. Прогулка" Бенуа изобразил себя самого со своей женой Беллой Розенфельд. Как эквилибрист, он одной рукой поддерживает Беллу, парящую в небесах. Она - муза, и ей невдомек, что художник не в силах оторваться от земли. Она легко и естественно парит в воздухе. В следующих картинах напишет себя летящим вместе с Беллой.
Революцию Шагал встретил с искренним энтузиазмом. Открывает и возглавляет художественную школу, руководит Свободной мастерской живописи и музеем, организует празднование первой годовщины Октябрьской революции, участвует на выставках и т. д. Однако конфликт с Малевичем и Лисицким (а по существу, с революционным экстремизмом русского авангарда) лишил Шагала иллюзий свободного творческого самоосуществления. Художник уехал из Витебска в Москву. Некоторое время он преподавал рисование в подмосковной колонии беспризорников. Последняя крупная работа Шагала на родине - цикл панно для Камерного еврейского театра в Москве (1920). В 1922 г. Шагал навсегда покинул Россию.
Шагал прожил очень долгую жизнь и работал, не покладая рук. Им созданы сотни живописных полотен и графических листов, обширные циклы иллюстраций в различных техниках (к Библии, сказкам "Тысячи и одной ночи", "Мертвым душам" Н. В. Гоголя, "Басням" Ж. де Лафонтена, "Одиссее" Гомера, "Буре" У. Шекспира и др.); он занимался декорациями и костюмами для театра, исполнял монументальные росписи (в их числе - плафон парижской "Гранд-Опера" и росписи "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке), витражи, мозаики и шпалеры; к этому нужно добавить керамику и скульптуру.
Глубочайшая связь искусства Шагала с еврейской духовной традицией самоочевидна. Но вопрос о том, к какой национальной художественной школе принадлежит Шагал, не имеет прямого ответа. Ясно, сколь многим он обязан Франции; здесь прошла большая часть его жизни и достигло высшего расцвета его мастерство, здесь к художнику пришла мировая слава. Однако не менее ясно и то, сколь глубоко уходят корни его искусства в русскую почву.