Впечатления от фильма «Апокалипсис» (Apocalypto) можно охарактеризовать фразой «Приятно обманутые ожидания». Даже человека, хорошо знающего, на что способен режиссер Мэл Гибсон (Mel Gibson), эта лента может удивить. И удивить в хорошем смысле этого слова – в конце года на большом экране наконец-то появилось действительно большое кино на большую тему.
В то время как индейцы из маленьких провинциальных селений бегают по джунглям за кабанами, а после этого возвращаются домой к своим женам, предаваясь танцам и любовным утехам, высшие представители цивилизации майя обеспокоены куда более серьезными проблемами. Который год нет урожая, земли разорены, государство находится на грани распада, и верховные жрецы видят в этом немилость богов.
С целью задобрить своих небесных покровителей они берут в плен целые деревни и приносят ни в чем не повинных людей в жертву. В число пленников попадает отважный индеец по имени Лапа Ягуара, который навсегда запомнил завет отца: «Главное – не бойся». Благодаря этим урокам и большому везению Лапе Ягуара удается сбежать из плена, чтобы вернуться домой – к беременной жене и ребенку. Теперь за ним начинается большая погоня по полям, джунглям и водопадам, но никто из ее участников не хочет поверить в то, что все они стали свидетелями страшного предзнаменования о конце великой цивилизации.
Гибсон еще тот провокатор. Каждый его фильм представляет собой громкое заявление на заданную тему, резкое и шокирующее. «Апокалипсис» не стал исключением. В одном из своих интервью режиссер признался, что это не просто историческое полотно о жизни народа, которого уже не существует, но и метафора современной Америки, цивилизации, которая, по мнению Гибсона, тоже находится на грани распада. Всему виной политика страха, с помощью которой представители власти пытаются управлять обществом. Страх – ключевое понятие «Апокалипсиса», это чувство управляет главным героем, мчащимся по непроходимым джунглям в поисках свободы, и оно же разъедает целое государство, правители которого готовы пролить кровь своих граждан ради иллюзорного общего блага.
Однако все-таки не стоит рассматривать «Апокалипсис» именно с этой точки зрения – пусть это станет уделом историков и культурологов. Даже если отмести всевозможные исторические параллели, этот фильм не потеряет свою масштабность. Грандиозные декорации, крепкая операторская работа, мощнейшая режиссура, актеры, разговаривающие на языке юкатанских майя… вы уже начали зевать? Остановитесь и забудьте все, что вы знали о жанре исторических эпосов до этого момента.
Перед нами не какая-нибудь там скучная иллюстрация из учебника по истории, а жесткий и даже жестокий боевик в лучших традициях «Рембо». Если в начале фильма вам в голову придет мысль, что вы смотрите очередную научно-познавательную программу канала «Discovery» о жизни древних народов, то в середине картины (с момента бегства главного героя) начнется такой «Адреналин», что вы до самого конца не сможете перевести дыхание. Эта гонка на выживание с опасными ловушками, кровавыми драками и прочими формами экранного насилия попортит нервы не только ее участникам, но и тем, кого успело ввести в транс аутентично-медитативное начало «Апокалипсиса». Нудной эпичностью здесь и не пахнет, здесь пахнет жареным. Гибсон снял фильм, который заставляет зрителя почувствовать, что такое страх маленького человека на краю бездонной пропасти. Имя этой пропасти – Апокалипсис, слово, которое Гибсон трактует не как конец чего-то, а как новое начало.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия