Фильмов, посвящённых аборигенам Америки, было снято великое множество: отважные ковбои, чингачгуки на лошадях, причудливые имена, опасные приключения и дух свободы... "Апокалипсис" Мэла Гибсона не об этом. Взяв за основу историю стремительного и необъяснимого упадка цивилизации майя, Гибсон снял принципиально другое кино.
С выходом в прокат третьего фильма Мэла Гибсона ("Храброе сердце", 1995 и "Страсти Христовы", 2004) кинокритики тут же заговорили об авторском почерке режиссёра: историческое кино, преимущественно на мёртвых языках, натуралистично и море крови.
Сюжетная линия "Апокалипсиса" совершенно незамысловата: одно племя захватывает другое.
Главный герой Лапа Ягуара в числе пленных доходит до каменного города, где его должны принести в жертву, чтобы положить конец неурожаям и голоду в городе. Но фортуна ему благоволит, и он сбегает в родную деревушку, чтобы спасти жену и ребёнка (к концу фильма уже двух детей). За ним вдогонку пускаются воины враждебного племени. Фоном это истории и становится жизнь и падение майя.
Дабы быть максимально аутентичным и не идти на поводу сомнительных компромиссов, Гибсону пришлось искать оригинальные решения.
Если в "Страстях Христовых" все герои говорят на тех языках, на которых они говорили бы 2 тысячи лет назад, то есть на арамейском и "вульгарной латыни", то в "Апокалипсисе" актёры для большей правдоподобности заговорили на юкатекском диалекте языка майя, который сохранился только на полуострове Юкатан. Носители этого редкого диалекта учили актеров правильно произносить свои реплики. А на съёмочной площадке постоянно присутствовал тренер, который следил за произношением актёров. Диалоги здесь не главное, но всё же порой фразы героев звучат как поэзия.
В кадре нет ни одного европейца, все актёры со специфической центрально-американской внешностью. Кастинг проводился по всей Канаде, Южной и Северной Америке. Некоторых участников съёмок нашли в изолированных индейских общинах. Стоит ли говорить, что при таком подходе, в "Апокалипсисе" задействовано много непрофессиональных актёров, что отнюдь не мешает им быть убедительными.
Снимали "Апокалипсис" в Веракрусе и Катемако - одном из последних мест в Мексике, где еще сохранилась участки тропического леса.
О фильме много спорят, но совершенно очевидно, что Гибсону удалось задуманное: "Апокалипсис" полностью погружает зрителя в атмосферу иной эпохи; и даже насилие и море крови, проливаемое в кадре, за которое, к слову, Гибсона упрекают, не шокирует и кажется гармоничным в предложенном контексте.
В оригинале фильм называется "Apocalypto", в российском прокате он идёт под названием "Апокалипсис". А между тем, apocalypto с греческого - что-то вроде "новой жизни, нового начала". "Новая жизнь" и "апокалипсис", согласитесь, понятия противоположные.
Главная интрига, связанная с фильмом, будет ли он номинирован на "Оскара"? В последнее время Гибсон часто попадает в скандальные истории: вождение в пьяном виде, антисемитские высказывания. К тому же, после выхода "Апокалипсиса" в прокат на режиссёра посыпались упрёки в излишнем натурализме и в злоупотреблении сценами насилия в фильме. А потомки древних цивилизаций обвинили Гибсона в расизме, посчитав, что он показал майя садистами и дикарями. Но если по-честному, "Апокалипсис" может по праву получить, по меньшей мере, 3 статуэтки: за режиссёрскую работу, за лучший грим и как фильм года. Но осмелятся ли киноакадемики номинировать фильм режиссёра с сомнительной репутацией?
Статья о кино получена: www.greenmama.ru