Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Культура и искусство » Театр и кино » Ларс Фон Триер: бегущий по лезвию бритвы

 

Ларс Фон Триер: бегущий по лезвию бритвы

 

 

В то время, как большинство кинематографистов гонится за новомодными приемами и сверхсовременной техникой, он запрещает съемку со штатива, использование простейших фильтров и даже студийное освещение. Камера в его картинах постоянно дрожит, теряет фокус, кадры нередко выходят смазанными и зернистыми, монтаж грубый, небрежный, звук – сырой, с множеством посторонних шумов. Но самое удивительное то – что за весь этот технический брак, за который каждая уважающая себя студия увольняет своих работников, Ларсу Фон Триеру (Lars von Trier) дают премии и присваивают звание культового режиссера нового времени. Таков он - датский провокатор и диктатор от кинематографа.

Триер родился 30 апреля 1956 года в Дании, в городе Копенгаген.

загрузка...

 

 

В 20 лет снял свою первую любительскую короткометражку «Садовник, выращивающий орхидеи» (Orchidegartneren). Сейчас он неохотно вспоминает об этой работе, говоря, что давно не пересматривал - она давалась ему нелегко. «У меня в ней душа нараспашку, - говорит Триер, - с годами приходит умение не обнажать себя до такой степени, а показывать ровно столько, сколько необходимо. Появляется элемент самоконтроля, тогда как раньше его не было. «Садовник, выращивающий орхидеи» был каким-то «психованным» — это самовыражение молодого человека, который пребывал в очень-очень плохом состоянии». Знакомые оценили первый кинематографический эксперимент молодого Ларса и посоветовали ему поступить в Датский Институт Кинематографии. Что он и сделал.

Во время учебы в киношколе начинающий режиссер снял еще несколько короткометражек, в которых проявил большую страсть к экспериментам и отрицанию закостеневших академических приемов. «Я никогда не занимался эстетическими экзерсисами только ради того, чтобы что-то попробовать. Я просто делал какие-то вещи так, как было нужно. Те же темы и те же стилистические приемы вновь возникают и в моих более поздних работах, но ранние дали мне возможность поэкспериментировать с определенной техникой». Вдоволь поэкспериментировав и успешно закончив киношколу, Триер дебютировал в большом кино. Его полнометражный фильм «Элемент преступления» (Forbrydelsens element) получил призы на фестивалях в Каннах, Мангейме и Чикаго.

Уже в первой большой работе был заявлен особый взгляд Триера на визуальную эстетику кино – элементы германского импрессионизма сочетались здесь с мрачным голливудским нуаром. Ко всему прочему нестандартные изобразительные эксперименты Ларс Фон Триер совмещал с концептуальным подтекстом. Как оказалось впоследствии, «Элемент преступления» стал первой частью эпической трилогии под условным названием «Европа», в которую вошли два следующих фильма Триера «Эпидемия» (Epidemic) и собственно «Европа» (Europa), предрекающих падение европейской культуры, подтачиваемой засилием культуры американской.

В 1991-м году Триер вместе с продюсером «Европы» Петером Ольбеком Йенсеном (Peter Aalbek Jensen) создает собственную кинокомпанию «Zentropa Entertainments», задуманную как мощный продюсерский центр и ставшую ведущей силой скандинавского кинопроизводства. В 1994 году они берутся за производство телевизионного сериала «Королевство» (Kingdom), который тут же был окрещен «европейским ответом на американский «Твин Пикс» (Twin Peaks). Четырехсерийный фильм о страшных тайнах и мистике, творящейся в огромной больнице, собрал такой высокий рейтинг, что в 1997 году Триер снял продолжение полюбившегося зрителям сериала. Мало того - «Королевство» даже было показано в европейских кинотеатрах.

Работа над телевизионным продуктом подтолкнула Триера к мысли о том, что зрителю не важна стилистика и технологическая сторона процесса, а все эффекты и сложные съемки только отвлекают от сюжета и персонажей. Более четко эти соображения были изложены в концептуальном киноманифесте «Догма-95». Манифест был подписан Триером, его постоянным соратником Томасом Винтербергом и Кристианом Левринсом и вызвал большой резонанс среди остальных кинематографистов. Кто-то видел в нем спасение от засилия так называемого «спецэффектного» кинематографа, кто-то считал работы «догматиков» декадентскими, упадочными.

Вот лишь несколько отрывков из манифеста:

1. Все съемки могут происходить только на натуре. При съемках не могут использоваться декорации.
2. Звук и изображение не могут быть записаны отдельно друг от друга.
3. К использованию допускается только ручная камера.

4. Фильм должен быть цветным. Но специальное освещение недопустимо.
5. Оптические приемы, а также фильтры запрещаются.
6. Фильм не должен содержать поверхностного действия. Не должно быть убийств, оружия и т.п.

Кто-то и вовсе воспринял «Догму-95» как забавную шутку, но Ларс фон Триер старался четко следовать этим правилам, хотя нередко сам нарушал их в своих последующих работах. В 1996 году он задумал новую трилогию, получившую название «Золотое сердце». В нее вошли картины «Рассекая волны» (Breaking the Waves), «Идиоты» (Idioterne) и «Танцующая в темноте» (Dancer in the Dark) - повествующие о людях, жертвующих собой ради счастья других. Каждая из картин была удостоена большого внимания со стороны критиков и кинофестивалей. Так индустриальный мюзикл «Танцующая в темноте» с певицей Бьорк (Björk) в главной роли получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а Бьорк назвали лучшей актрисой года.

В данный момент Триер работает над своей третьей трилогией. В противовес трилогии «Европа» она получила название «США» и, по замыслу Триера, рассказывает об Америке, как ее видит сам режиссер. Уже сняты первые два фильма - «Догвилль» (Dogville), «Мандерлай» (Manderlay), в данный момент идет работа над третьей картиной «Вашингтон» (Wasington). Традиционный триерский минимализм в последних лентах режиссера доведен до крайней степени. Мало того, что все снимается на ручную камеру без специального освещения и адекватного монтажа, но даже натурные съемки и самые простейшие декорации в фильме напрочь отсутствуют. Вместо домов – нарисованные мелом схемы, вместо дня и ночи – сменяющийся черный и белый задник. Актеры заходят в несуществующие двери и смотрят в несуществующие окна. Высшая степень аскетизма и конструктивизма. Такого не увидишь даже в телевизионных спектаклях.

«Занимаясь искусством, нужно все время себя провоцировать, - говорит Триер, - Не исключено, что то, чем я сейчас занимаюсь, окажется нежизнеспособным с точки зрения зрительского интереса или в каких-то других отношениях, но я никогда не ставил под сомнение глубинные достоинства моей работы, то значение, которое она имеет для меня самого». Что ж, как говорится, все хорошо в определенном количестве, главное – чтобы дело не доходило до крайности. И Триер в своей новой трилогии, похоже, как раз до нее дошел и бежит по лезвию бритвы. Сорвется он или достигнет своей цели – пока сказать сложно. Но ясно одно - режиссер не намерен возвращаться назад.


Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Ларс Фон Триер: бегущий по лезвию бритвы":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Honda Civic, Kia Sephia, Mazda 323, ВАЗ 2110: Портрет на фоне соперников

В тесте участвуют автомобили: Honda Civic, Kia Sephia, Mazda 323, ВАЗ 2110 Посмотреть другие фото (22) При подготовке к этому тесту нас ожидал сюрприз. Оказывается, настоящих "одноклассников" у "сто третьей" не так уж много, а причина в том, что полтора литра (пусть это не покажется странным) довольно редкий объем двигателя.

» Японские автомобили - 3364 - читать


Hyundai Getz: Улица, фонарь, аптека...

В тесте участвуют автомобили: Hyundai Getz За три года с начала производства Hyundai Getz было продано 550 000 автомобилей Это около 80% от общего объема выпуска модели и абсолютный рекорд продаж среди корейских машин. Возможно, поэтому компания «Hyundai» не стала «ломать копья» над внешностью рестайлингового Getz, перо дизайнера лишь слегка коснулось капота, оптики и, конечно, бамперов.

» Корейские автомобили - 2614 - читать


Volvo S80: Алмазный фонд Volvo

В тесте участвуют автомобили: Volvo S80 Посмотреть другие фото (1) Нынешней весной состоялся показ нового седана Volvo S80. А как известно, после премьеры новинки и до начала ее продаж предыдущее поколение модели пользуется меньшим спросом.

» Немецкие автомобили - 4087 - читать


По лезвию бритвы

По мнению многих представителей сильного пола, бритье — это тяжкий труд сродни сизифову. Ежедневный процесс удаления щетины, зачастую сопровождаемый порезами, вызывает стойкое отвращение к этому обязательному утреннему занятию, уносящему немало душевных и физических сил. Главными же виновниками того, что изо дня в день лицо мужчины снова и снова покрывается «синевой», являются мужские половые гормоны — андрогены.

» Уход за телом и лицом - 3061 - читать


Датский юмор: Ларс фон Триер снял комедию

Мастер мрачных философских картин Ларс фон Триер снял комедию. Получилось как всегда: необычно, спорно и очень интересно. Фильм «

» Семейная жизнь - 1662 - читать



Статья на тему Культура и искусство » Театр и кино » Ларс Фон Триер: бегущий по лезвию бритвы

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru