Новый фильм Терри Гилльяма «Страна приливов» (Terry Gilliam «Tideland») - кино отчаянное и жестокое. Жестокое в первую очередь по отношению к зрителю. Такого дикого и необузданного потока абсурдных, шокирующих, шизофренических образов на большом экране не было уже давно. Что это – очередное кино-новаторство от бывшего монти-пайтоновца или презрительное «фи» режиссера, уставшего от продюсерского гнета голливудских самодуров? Скорее всего, и то, и другое.
В любом случае, рекомендовать этот фильм к просмотру – дело опасное. Могут посчитать за сумасшедшего.
Десятилетней Джелизе-Роуз явно не повезло с родителями. Ее мамаша - сумасшедшая барби, иссушенная таблетками и героином, а папаша – старый рок-музыкант, под воздействием наркотиков постепенно превращающийся в безвольный овощ. Смерть давно присматривается к этой горе-семейке. Первой умирает мать, и «заботливый» отец увозит дочку в дом своего детства, находящийся в захолустном американском местечке посреди бескрайнего пшеничного поля. Там он в очередной раз закидывается дозой и отправляется на бесконечные каникулы, а девочка остается одна в этом сумасшедшем мире на краю земли и вне всякого здравого смысла.
Сам Гиллиам признался в одном из интервью, что его новый фильм – это встреча кэрроловской Алисы с «Психозом» Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock «Psycho»). Его слова на сто процентов соответствуют правде, вплоть до прямых цитат из первоисточников. Говорящие белки и кукольные головы, странные персонажи вроде мальчика-олигофрена или одноглазой черной леди, ненавидящей пчел, восхитительно красивые пейзажи и страшный поезд-акула, периодически взрывающий тихий омут американской провинции своим грохотом. Наркотический трип умирающего рокера смешивается с буйством детской фантазии – в результате получается по-настоящему гремучая смесь, оценить вкус которой сможет далеко не каждый.
Жизнь маленькой Джелизы-Роуз - постоянное падение в бездонную кроличью нору. Чем дальше она уходит в глубины своей фантазии, тем большую психологическую работу должен проделать случайный зритель, дабы адекватно воспринять происходящее на экране. «Страна приливов» - не просто «кино не для всех», это «кино не для зрителей». Похоже, старина Гилльям впервые за последнее время снял кино для себя самого, дабы убедиться в собственной творческой состоятельности. Очевидно, прессинг со стороны братьев Вайнштейн (Bob&Harvey Weinstein), под который он попал в процессе создания «Братьев Гримм» (The Brothers Grimm), вызвал у него определенные комплексы и «Страна приливов» стала своеобразной терапией для художника.
В итоге новая лента Гилльяма вышла чересчур надуманной и замороченной. В ней нет того безбашенного юмора, которым цепляет «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (Fear and Loathing in Las Vegas) или захватывающего сюжета, как в «12 обезьянах» (Twelve Monkeys) и «Бразилии» (Brazil). Единственное, ради чего можно смотреть «Страну приливов» - это игра Джодель Ферланд (Jodelle Ferland), которая не просто удачно вписалась в мрачную фантасмагорию депрессивного зазеркалья, а держит на себе весь фильм, не давая ему рассыпаться на отдельные образы и эпизоды.
Благодаря актерскому таланту юной актрисы режиссеру досталась роль документалиста. Он всего лишь погрузил девочку в эту жуткую атмосферу тихого ужаса, а затем взял в руки свою любимую широкоугольную камеру и стал снимать ее реакцию на это. Получилось красиво, но несуразно. Не кино, а сплошной вызов. Вызов обывательскому восприятию мира, где даже невинные взаимоотношения маленькой девочки и взрослого недоумка воспринимаются как педофилия. Миру, где никому, кроме маленькой белки, нет дела до беззащитной маленькой девочки, родители которой давно сошли с ума.
Впрочем, объективно оценивать получившийся результат в этом случае нельзя. Сумасшествие – вещь глубоко субъективная, а потому «Страна приливов» - тот случай, когда зритель сам должен решать, нравится ему это или нет. И вполне возможно, что многие так и не смогут окончательно определиться со своим отношением к данному произведению. Все слишком спорно.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия