Несколько слов о схеме инструмента, приведенной на рис. 1.
Все условные обозначения на ней вам знакомы, за исключением двух — E1 и E2. Такое обозначение в радиосхемах появилось сравнительно недавно, когда в практику стали входить сенсорные устройства. Так называют различные выключатели и переключатели, реагирующие на прикосновение пальца руки к сенсору — металлической пластине или небольшому контакту, устанавливаемому обычно на передней стенке корпуса электронного устройства. Поскольку сенсор не радиодеталь, а всего лишь проводник, его и решили обозначить незаконченной линией и ставить на конце букву Е. В нашей конструкции две сенсорные пластины.
Остальная часть схемы — генератор, собранный на транзисторах разной структуры. Обратная связь, необходимая для работы генератора, осуществляется с коллектора транзистора 1/2 на базу транзистора VI через конденсатор С1. Но на базе транзистора VI нет постоянного напряжения, поэтому транзистор закрыт и генератор не работает.
В таком состоянии устройство будет находиться до тех пор, пока не прикоснуться, например, пальцем к сенсорам E1 и Е2. Тогда между ними окажется включенным сопротивление (R ) участка кожи руки. На базу будет подано напряжение смещения, и генератор включится. В динамической головке В1 появится звук.
Тональность звука зависит от величины сопротивления R , а оно в свою очередь определяется площадью участка кожи, приложенной к сенсорам. Кроме того, кожа каждого человека отличается своими жировыми особенностями, и это отличие может составлять десятки и сотни раз. Учитывая это, в генераторе установлен переменный резистор R, которым можно компенсировать эту разницу и устанавливать для каждого исполнителя одинаковые условия игры на инструменте.
Примененный в первом каскаде транзистор КТ312Б высокочастотный, кремниевый, структуры п-р-п. Заменять его низкочастотным транзистором такой же структуры (например, МП37, МП38) нельзя, поскольку с ним устройство начнет работать даже без прикосновения к сенсорам. Поэтому следует использовать именно указанный на схеме транзистор или в крайнем случае заменить его на КТ316А. Вместо транзистора МП42Б можно применить МП39Б, МП41, МП42А или ГТ402А — это более мощный транзистор, и с ним получается большая громкость звука. Динамическая головка В1 любая мощностью до 1 Вт и сопротивлением звуковой катушки до 10 Ом. Хорошие результаты получаются, например, с головкой 0.25ГД-19, под которую разработаны плата и корпус конструкции. Переменный резистор — СП-1, постоянные— МЛТ-0,5. Конденсатор — МБМ, выключатель S1—тумблер ТВ2-1, источник питания — батарея от карманного фонаря (3336Л).
Рис. 1. Схема электромузыкального инструмента
Детали приставки разместите на плате из изоляционного материала в соответствии с рис. 1 Сначала, конечно, установите на плате монтажные шпильки из толстого облуженного провода. Затем просверлите отверстия под ось резистора и металлическую часть корпуса выключателя и установите эти детали. Далее выпилите отверстие по диаметру диффузора динамической головки и прикрепите головку к плате. После этого можно припаять резисторы и конденсатор. В . последнюю очередь припаивайте выводы транзисторов.
Рис. 2 Монтажная плата электромузыкального инструмента: а — расположение деталей; б — внешний вид смонтированной платы
Корпус-шкатулку инструмента (рис. 2) изготовьте из фанеры толщиной 4—6 мм. Нижнюю крышку корпуса сделайте съемной, чтобы можно было периодически менять батарею питания,— прикрепите ее к крышке скобой из металлической полоски толщиной 0,8—1 мм. Прорежьте в лицевой панели корпуса отверстие под динамическую головку и закройте его неплотной декоративной тканью. Под переменный резистор и выключатель просверлите в 1 панели отверстия, пропустите в них эти детали и прикрепите их гайками к панели — другого крепления платы не понадобится.
Сенсоры представляют собой планки шириной 10 мм, вырезанные из меди, латуни или жести от консервной банки. Их можно прикрепить к лицевой панели на расстоянии 1—2 мм друг от друга винтами с потайной головкой или просто приклеить. Заранее к планкам припаивают проводники длиной 100—150 мм и пропускают их в отверстия в панели (под планками). Наружную поверхность планок зачищают до блеска мелкозернистой шлиовальной шкуркой.
Закончив конструкцию, внимательно проверьте соответствие монтажа и всех соединений схеме. Подав выключателем питание, установите движок переменного резистора в крайнее левое по схеме положение (иначе говоря, в положение минимального сопротивления между его выводами) и прижмите палец одновременно к обоим сенсорным пластинам. В головке должен появиться сравнительно низкий звук. Не отпуская пальца, поставьте движок переменного резистора в другое крайнее положение — тон звука повысится. Если звука нет, замкните между собой сенсорные пластины и добейтесь появления звука изменением сопротивления резистора R2 или R3. Причем, если звук прослушивается, но слабый, увеличьте сопротивление резистора R2, а при отсутствии звука попробуйте замкнуть выводы резистора R3 и, если звук появится, снимите перемычку и уменьшите его сопротивление.
Теперь можно поиграть на инструменте. Приложив палец к сенсорам, установите переменным резистором желаемую границу нижней частоты звука. Прижимая палец к пластинам сильнее или прикладывая к ним сразу несколько пальцев, изменяйте частоту звука. Попробуйте исполнить несложную мелодию. Немного тренировки — и вы сможете уверенно играть на этом необычном электромузыкальном инструменте. А как быть, если захотите изменить границы диапазона частот инструмента? Тогда подберите конденсатор С1 другой емкости.
Инструмент потребляет ток только в моменты звучания, в остальное время транзисторы закрыты. Поэтому энергия батареи питания расходуется экономно. Заменять ее приходится, как правило, через 40—50 ч игры
Рис. 3 Внешний вид электромузыкального инструмента