Дом должен быть крепостью, — говорил один из трех знаменитых поросят. И был совершенно прав. Настоящее жилище должно не только надежно защищать своего владельца от непогоды, и быть красивым внутри, радовать глаз и душу, нести психологический комфорт. Даже древние люди пытались облагородить каменные своды своих пещер, подручными средствами рисуя на стенах сцены из жизни. Пожалуй, эти неумелые «фрески» можно с уверенностью назвать доисторическим зарождением дизайна интерьера.
Сегодня оформление помещений — целая наука, сложная и многогранная. В интерьере важно все: цветовые сочетания и переходы, текстура материалов, расстановка мебели, угол падения света.… Даже такие мелочи как диванные подушки, вазочки и пепельницы несут на себе большую нагрузку. И только настоящий мастер способен соединить все эти факторы в гармоничное целое, вложить душу в мертвые материалы и превратить помещения дома в произведение искусства.
Многие ошибочно полагают, что задача дизайнера — только разработать концепцию интерьера вашего дома и составить необходимые чертежи. На самом деле функции дизайнера намного шире. Он как полководец, несет ответственность за отделочные работы: начиная от подбора отделочных материалов и заканчивая авторским надзором за работой строителей, чтобы они точно воплотили его замыслы в жизнь. Конечно, гонорар такого профессионала может доходить до нескольких тысяч долларов. Но следует помнить: хороший дизайнер — это гарант того, что все работы будут выполнены качественно и в срок. Поэтому в выборе «маэстро от интерьера» необходимо подходить крайне тщательно.
Несомненно, самый верный способ найти хорошего профессионала — это воспользоваться рекомендациями своих знакомых. Но если никто из товарищей в последнее время ремонтом не занимался, то придется искать дизайнера самостоятельно. Как вариант комплексного решения проблемы отделочных работ — это обратиться в строительную компанию. Эти фирмы, как правило, готовы взять на себя все хлопоты: начиная от подготовки дизайн-проекта и заканчивая непосредственно выполнением отделочных работ. Составленный по всем правилам юридический договор и имидж фирмы — это, несомненно, гарант качества. Однако существует несколько подводных камней. Большинство строительных организаций львиную долю своего дохода получают от реализации своим клиентам строительных и отделочных материалов. Поэтому дизайнер, как правило, поставлен в жесткие рамки: свою задумку должен согласовывать с тем, что есть на складе. К тому же от объема продаж он, зачастую, получает свой процент. Такое положение вещей, естественно, сильно ограничивает его творчество.
Лишены такого давления коммерции дизайн-студии. Они, так сказать, оторваны от «производства» и свой бизнес они делают сугубо на разработке интерьер-проектов. Можно воспользоваться и услугами частного дизайнера, опытный дизайнер, как правило, имеет возможность порекомендовать сработанную и уже, не мало важно, проверенную строительную группу.
Однако, в любом случае перед тем, как принимать окончательное решение в выборе проектировщика вашего интерьера, необходимо познакомиться с ним поближе. Каждый более-менее опытный дизайнер обязательно должен иметь свой личный «портфолио». Как правило, это — фотоальбом со снимками помещений, которые уже были спроектированы, оформлены по его проектам. Лучше всего ознакомиться с некоторыми работами дизайнера в живую, а также пообщаться с его прежними клиентами. Такой подход — совершенно нормальная практика. Настоящих профессионалов «от интерьера» дотошность будущего заказчика нисколько не смущает. Наоборот, он сам старается показать на что способен. Если же просьба выехать на уже готовый объект вызывает шквал отговорок — лучше сразу расстаться с таким человеком. Увы, отдавая дань моде, сегодня дизайнерами себя могут называть кто угодно.
По крайней мере финансовых. Поэтому если вы хотите сделать из интерьера своего коттеджа произведение искусства, единственного в своем роде, сразу готовьтесь — дешево это не обойдется.
Итак, самый простенький дизайн-проект можно купить уже готовый. Стоит он от ста до пятисот долларов. Конечно, в данном случае на особую оригинальность рассчитывать не приходится. Фактически, вы приобретаете типовой полуфабрикат, который потом «подгоняют» под размеры вашего жилища. Пожалуй, более чем соблюдения цветовой гармонии от таких заготовок ожидать не следует. Впрочем, даже начинающий дизайнер за достаточно скромный гонорар может выполнить эту же работу.
Если же говорить о творческих концептуальных проектах, то тут порядок цен совершенно иной. Причем, он практически не отличается у строительных фирм, дизайн-студий или «свободных художников». Оценка труда может происходить по двум схемам: реже — договорная на каждое помещение, но чаще профессионалы требуют четкую таксу за творческую «обработку» квадратного метра вашего жилища. Средняя цена колеблется от 12 до 25 долларов за метр квадратный. Известные дизайнеры с именем могут оценивать свои услуги и того выше — до сорока долларов. Словом, только «теоретическое» оформление среднего по размерам коттеджа выливается в три-шесть тысяч долларов.
Действительно, сумма немаленькая. Правда, эти деньги дизайнер обязан отработать с лихвой. Прежде всего, он разрабатывает идею интерьера и представляет заказчику ряд схематических рисунков-набросков помещений. Одни выполняют их в ручную, более «продвинутые» — используют специальные компьютерные программы. Если в общих чертах концепция устраивает владельца дома, то дизайнер принимается за детализацию. В конечном итоге проект внутренней отделки состоит из целого пакета документов. Прежде всего — это подробная визуализация. Каждая комната обязательно должна иметь как минимум несколько перспектив, дающих полное представление о проектируемом помещении, выполненных с различных ракурсов. Тщательно описывается каждая мелкая деталь, вплоть до текстуры материалов. Некоторые даже создают полноценные трехмерные модели коттеджа: передвигая «мышку» по экрану можно полноценно попутешествовать по своим будущим хоромам. Кроме того, на каждую плоскость вашего дома — пол, потолок, стены, составляются строительные чертежи с четким указанием материалов, которые необходимо использовать. Словом, готовая инструкция для будущих строителей. Кроме того, дизайнер составляет план расстановки мебели, подбирает ее, а также определяет необходимый, по его мнению, набор «изюминок» — мелких предметов интерьера: гравюры или репродукции, вазоны и так далее. Опытные дизайнеры обязательно поддерживают связи с ремесленниками: скульпторами, резчиками по дереву, кузнецами. При необходимости за отдельную плату эти люди выполняют некоторые эксклюзивные детали интерьера, если их нельзя приобрести на рынке.
Причем весь этот набор рисунков не должен быть оторван от жизни. Ни бумага, ни монитор компьютера не могут в точности передать цвет, поэтому дизайнер обязан согласовать с клиентом образцы плиток, паркета и других отделочных материалов, которые он считает нужным использовать. Дизайнер же составляет предварительную смету на отделочные материалы и советует где, что, по каким ценам — осуществляет информационную поддержку. Самое правильное заранее оговорить сумму, которую вы готовы вложить во «внутренности» дома. В зависимости от производителя и марки цена на один и тот же вид отделочных материалов может отличаться на несколько порядков. Стоимость внутренней отделки среднего двухсотметрового коттеджа начинается от двадцати пяти тысяч долларов и до бесконечности.
При желании клиента дизайнер может осуществлять и авторский надзор за всеми отделочными работами. Грубо выражаясь — следить, чтобы строители наиболее точно воплотили его задумку в жизнь. Такая услуга оплачивается отдельно и, как правило, составляет два-три процента от общей стоимости отделочных работ. В этом случае можно быть уверенным, что проект будет соответствовать всем задумкам дизайнера.
Вообще, дизайн интерьера это настолько личная, почти интимная вещь, что о современной моде на какой-то определенный стиль ориентироваться не приходится.
По нашему наблюдению, наиболее предпочитаемым стилем является модерн и постмодерн, но и об этом как о сложившимся модном веянии говорить не приходится — объясняет арт-директор дизайн студии «NT» (www.nt.realting.com) Максим Максименко. Конечно же, этот стиль больше всех остальных присущ человеку нашего времени. Положим, барокко — это сплошная лепнина, вензеля, тяжелая большая мебель, это красиво, на картинках смотрится очень эффектно, но если представьте себе современного человека, который утром надел спортивный костюм и кроссовки, чтобы отправиться на пробежку. Как он будет смотреться в подобном интерьере? Полный диссонанс. А интерьер ведь формирует личность. Сначала мы стремимся обустроить все вокруг под себя, потом это «все вокруг», начинает работать на нас. Мы же не стоим на месте, сегодня мы одни, завтра другие. Мы должны постоянно двигаться, изменяться. Возможности менять каждый день интерьер квартиры нет. Поэтом и интерьер, как мне кажется, должен быть ненавязчивым и со временем немного «подстраиваться» под Нас.
Но чаще всего люди предпочитают эклектику — смесь различных дизайнерских и архитектурных направлений.
Хотя и есть несколько популярных концепций, навеянных западной культурой. Прежде всего, это минимализм: помещения не загромождаются мебелью и другими предметами, оставляя большое свободное пространство. Чаще этому подходу отдают предпочтение молодые люди. Старшее же поколение более консервативно и ориентируется на уютные, классические интерьеры. Ко второму модному веянию относится следующая планировка: «глухими» комнатами остаются только ванная, спальня и детская, остальные помещения разделены незавершенными перегородками, без дверей и плавно перетекают одно в другое: прихожая — в гостиную, кухню от столовой отделяет лишь стильная барная стойка… Такая концепция позволяет практически всю площадь дома использовать как жилую и расходовать ценные квадратные метры на коридоры и предбанники.
Для дизайнера главное — понять человека, выяснить его предпочитаемую систему восприятия, вообще в процессе работы необходимо узнать о клиенте практически все: сколько членов в семье, любят ли они готовить, принимать гостей, есть ли в доме животное. «А где будет спать мой бультерьер?» — это обычные вопросы, которые задают дизайнеру — говорит Максим Максименко
Словом, дизайнер должен точно по Станиславскому вжиться в роль заказчика, прочувствовать его мироощущения. Только тогда можно угодить человеку и создать интерьерный шедевр. В противном случае ничего не получиться. И нередко после нескольких, изготовленных в черновую дизайн-макетов люди расстаются, так и не найдя общего языка.
Семьдесят-восемьдесят процентов стоимости практически любого интерьера составляют отделочные материалы, сантехника и мебель. И тут, если грамотно подойти к вопросу, можно существенно сэкономить. Главное, правильно оценить рынок и ценовую политику на нем.
Еще не так давно было модно ездить отовариваться в Польшу. Действительно, в середине девяностых это приносило выгоду приблизительно в два раза. С тех пор рынок строительных материалов в значительно расширился, в этом сегменте рынка большая конкуренция, поэтому на строительные и большинство отделочных материалов — краски, паркет, обои, штукатурки, керамическую плитку и так далее, белорусские цены отличаются не на много, поэтому везти их за сотни километров не целесообразно. Да и не выгодно, учитывая расходы на транспортировку. К тому же аналогичную скидку можно получить в отечественных магазинах, если все необходимое покупать у одного продавца.
Однако некоторые вещи выгоднее заказывать по-прежнему за границей. Прежде всего, это паркет, фильтры, смягчители воды, кондиционеры. Темой поездки может стать — сантехника, освещение, авторские коллекции и прочие аксессуары. Дело в том, что в нашей стране на поставку этих товаров существует достаточно жесткая монополия нескольких фирм, которые держать заранее завышенную цену. Даже в соседней России она в полтора-два раза дешевле. Вообще обращаться к иностранным продавцам стоит только за эксклюзивом, который редко встречается у белорусских «купцов». Это касается оригинальной сантехники, сложной керамической плитки — например, с позолотой или вкраплениями янтаря, систем безопасности, межкомнатных дубовых дверей и мебели. На таких вещах отечественные магазины бессовестно накручивают сверхприбыль в двести-триста процентов. Например, директорский дубовый стол одному из руководителей столичных предприятий продали в салоне итальянской мебели за двадцать четыре тысячи долларов. Хотя реальная его стоимость — около десяти тысяч.
Кстати, о мебели. Ее сейчас отлично делают некоторые небольшие белорусские фирмы. Причем обходится она раза в два-три дешевле, а по виду и качеству ничем не отличается от итальянской, также можно смело ориентироваться на российских производителей. Отечественные резчики выписывают с Апеннин дубовые заводские заготовки, лаки, пропитки и другие материалы.
Особое внимание стоит уделить отопительному оборудованию. Дело в том, что в западных странах стандарты, применяемые к сетям центрального отопления совершенно иные, чем у нас. Как правило, иностранные радиаторы изначально рассчитаны на более низкое давление воды, чем имеет место быть в Беларуси. Поэтому красивые, качественные и дорогие батареи могут запросто разорваться в первую же зиму. Еще одна извечная сантехническая болезнь отечественных коттеджей — текущие полотенцесушители. Во всем цивилизованном мире их врезают в систему отопления, в которой воду специально смягчают. У нас же такие «змеевики» подключают к трубам горячего водоснабжения. Красивые, легкие хромированные стальные трубки заграничной сантехники ничем не защищены изнутри от ржавчины и в наших условиях эксплуатации выдерживают максимум полгода, часто становясь причиной потопа во всей квартире.
При поставках на белорусский рынок такого оборудования оно должно обязательно проходить сертификацию соответствия. Копия этого документа должна иметься у каждого продавца. Если ее нет, то лучше отказаться от покупки. Или, в крайнем случае, предварительно проконсультироваться со сторонним специалистом.
В ремонте с большим бюджетом дизайнер — полноправный участник. Чаще, именно он рекомендует заказчику и строительную фирму, а потом следит за тем, как проект воплощается в жизнь.
В ином случае, когда у Вас на руках только проект, основной проблемой становится — подбор грамотных и квалифицированных строителей.
К частникам лучше не обращаться. Конечно, и среди «свободных каменщиков» есть квалифицированные мастера, но они зачастую экономят на современном инструменте, а современные отделочные материалы молотком и мастерком уже не приладишь. Страдает и культура труда. Например, грамотный строитель знает, что паркет нужно класть под углом 45 градусов. Что дверные ручки нужно покрывать специальным малярным скотчем (который не оставляет следов), что существуют специальные стремянки, не царапающие паркет. Эти мелочи могут существенно испортить настроение. И если стоимость отделочных материалов измеряется тысячами долларов, то не стоит экономить несколько лишних сотен на строителях. Действительно, шабашники за свою работу требуют как минимум в два раза меньше, чем специализированные фирмы, однако качество их работы непредсказуемо и в конечном итоге может вылиться в напрасный перевод отделочных материалов.
Самый надежный вариант, если конечно позволяют средства, воспользоваться услугами строительных компаний. У них есть полноценные бригады с узкопрофильными специалистами и всеми необходимыми инструментами. Компания же может и своими силами обеспечить завершение вашей стройки стройматериалами. Как правило, их цена приблизительно такая же, как и на рынке. Единственное что стоит сделать в данном случае, это заранее зафиксировать в договоре общую стоимость работ и четко очертить список причин, по которым она может возрастать. Цены на строительные работы в зависимости от их сложности могут существенно колебаться, но если в среднем расценки строительных фирм таковы, оплата работы составляет приблизительно тереть от общих затрат на отделку дома.
Существует и промежуточный вариант между шабашниками и компаниями — это частные бригады. Вы нанимаете бригадира, который головой отвечает за все работы в коттедже, и подбирает всех необходимых, уже как правило проверенных специалистов. С ним же обсуждаете и все финансовые вопросы. Стоимость отделочных работ в этом случае на пятьдесят-семьдесят процентов ниже, чем у строительных компаний. Правда, в большинстве случаев такие артели работают нелегально, нигде не зарегистрированы, а поэтому о заключении с ними полноценного юридического договора говорить не приходится. Но в большинстве случаев качество работ от этого не страдает. Только следует учитывать один нюанс. Бригадир будет услужливо предлагать облегчить вам жизнь и вызываться приобрести все стройматериалы самостоятельно. И вот тут главное не попасться на удочку, а требовать строгого финансового отчета. По крайней мере, прицениться на рынке и сравнить с той ценой, которую предлагает бригадир. Ведь большинство таких «начальников» кроме всего прочего зарабатывают на продаже строительных материалов, продавая их клиенту на десять-пятнадцать процентов дороже. Также не исключено и мелкое воровство. Поэтому следует завести отдельный блокнотик и записывать туда все объемы материалов, которые вы доставили на стройку и следить за их расходом. И если бригадир утверждает, что на обработку стен уходит в два раза больше, допустим, шпатлевки, чем указано на упаковке, то обязательно поинтересуйтесь, почему так получается. И если не получите внятного ответа, то можете смело вычитать эти деньги из зарплаты бригадира.
Владмир Волчков
Источник: www.nt-studio.by