Разделение человеческих особей на мужчин и женщин предполагает у каждого индивидуума полное соответствие своему полу анатомического строения (половые органы, мужские или женские пропорции тела), полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), половой роли, наконец, адекватную направленность полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения.
Половое самосознание - это восприятие себя как человека определенного пола. Оно складывается из представления человека о том, насколько он похож на людей своего пола и представления о том, на кого бы он хотел быть похожим. Половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый период жизни имеет свои особенности. Моментом, "запускающим" половое самосознание, является признание ребенка лицом мужского или женского пола.
В дальнейшем, основываясь на простом подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, дети начинают осваивать половые роли.
К определенному возрасту ребенок осознает себя мальчиком или девочкой. Сравнивая себя с другими, общаясь с ними, он получает образное представление о своей половой принадлежности, усваивает половые роли. В основе этого процесса - представление о мужчине и женщине, которое сложилось в данной культуре и которое включает их роли не только в сексуальной жизни, но и в социальной сфере (осознание своих места и роли в семье и обществе).
Из социологии и этнографии известно, что половые роли, в том числе половое разделение труда, в разных обществах складываются неодинаково и зависят от общественного строя.
Психологи отмечают, что далеко не все индивидуальные свойства мужчин и женщин обусловлены их половой принадлежностью. Часто они опосредуются и видоизменяются условиями среды, воспитанием, родом деятельности и др. Это полностью относится и к половому поведению.
Полоролевое поведение - это действия индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу. Это в основном знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности (прическа, использование косметики, украшений и др.), одежде, манере держаться, системе жестов, лексике. Знаковые различия, основанные на половом сознании, дают возможность проявить свою половую принадлежность. Если в поведении человека содержится недостаточно знаков его половой принадлежности, это вносит тревогу и дискомфорт в общение с ним. Половое поведение не является раз и навсегда сформированной моделью поведения, а представляет собой определенный набор ролей, который постоянно претерпевает изменения. Требования к половому поведению, предъявляемые обществом, имеют половую и возрастную дифференциацию.
Сексуальная, а точнее психосексуальная, ориентация - это направленность полового влечения, определяющая выбор сексуального партнера и особенности полового поведения. Ее формирование начинается в детстве и завершается ко времени наступления половой зрелости. На становление сексуальности человека и связанный с этим процесс выбора сексуального объекта влияет несколько факторов. В первую очередь, это анатомо-физиологические изменения, происходящие в организме с момента рождения и особенно бурно в период полового созревания. Изменения происходят на гормональном уровне. В это время у подростков появляются вторичные (внешние) половые признаки, начинается процесс подготовки организма девочки и мальчика к выполнению репродуктивных функций. Биологически организм готовится и в определенный момент становится готовым в полной мере проявлять разнообразные сексуальные реакции.
Вторым фактором, формирующим чувство половой принадлежности, сексуальные предпочтения и формы поведения, является усвоение образцов поведения через подражание, принятие приемлемых для себя моделей (стереотипов) поведения. В не меньшей степени на формирование реакций и форм сексуального поведения влияет вся личность человека, особенно его интеллектуальное, эмоциональное развитие, физиологическая и социальная зрелость, уровень самооценки. Все это определяет ориентацию человека в окружающей среде, его возможность контроля за поведенческими процессами.
Влияние окружающей социокультурной среды - третий фактор становления сексуальности. В детстве, далее в подростковом возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведения, которые перенимаются от окружающих в конкретное время в конкретной историко-культурной обстановке. В дальнейшем данные нормы и взгляды перестают осознаваться как заимствованные извне и воспринимаются личностью как собственные.
У людей выделяют различные варианты сексуальной ориентации (или направленности полового влечения).
Сексуальное влечение, направленное на лиц противоположного пола, - гетеросексуальность - воспринимается как нечто само собой разумеющееся, естественное, заданное самой природой. Наиболее распространенное отклонение от гетеросексуальности - гомосексуальное влечение - направлено на лиц того же пола и встречается у 2,5% женщин и 5% мужчин. Влечение к лицам обоих полов - бисексуальность - очень редко встречается у мужчин и наблюдается у 1,5% женщин. Иногда она выступает в качестве переходной фазы в период становления сексуальности.
Как известно, в нашей стране до середины 30-х годов гомосексуальные отношения не были уголовно наказуемы, хотя открыто не демонстрировались и неизменно вызывали крайне негативную реакцию в обществе. Затем законодательством был введен запрет мужеложества. В июне 1993 г. уголовное наказание за мужеложество было отменено. Появились специализированные печатные издания, статьи и телепередачи о людях с различной сексуальной ориентацией. Они отвечают наметившейся тенденции убедить всех рассматривать гомосексуальность как реально существующее явление.
Гомосексуальное поведение встречается как у человека, так и у животных (от насекомых до млекопитающих), но при всей внешней схожести оно резко различается. У человека гомосексуальное поведение обычно связано с удовлетворением сексуального влечения. У животных подобное поведение сексуального характера обычно не носит. Настоящие гомосексуальные контакты среди животных встречаются, как правило, у особей, выращенных в неволе, особенно у живших с раннего детства в однополых коллективах (чаще у выращенных в клетках, чем в более свободных условиях). У животных, выросших в естественных условиях, гомосексуальные контакты наблюдаются у незрелых особей на ранних стадиях полового созревания.
Анализ человеческих культур показал наличие гомосексуальности на протяжении всей истории. В древних высокоразвитых цивилизациях подобные отношения были дозволены и даже санкционированы: античные Афины, позднереспубликанский и раннеимперский Рим, культуры Среднего Востока, феодальная и раннесовременная Япония.
Идея о том, что гомосексуальность связана с ересью, набрала силу в средние века, когда стали появляться секты, которые подвергли сомнению доктрины универсальной католической церкви. Церковь в свою очередь выработала санкции против гомосексуальности (в XVI веке Папа Римский Павел IV сжигал гомосексуалов на костре вместе с еретиками).
Причины подлинного (истинного) гомосексуализма, то есть гомосексуального влечения, до настоящего времени еще не выявлены. Хотя на эту тему имеется большое количество исследований и теорий, нет никаких высказываний или утверждений с обоснованием гомо- или гетеросексуальности, которые отвечали бы точным научным критериям оценки. Все объяснения этого явления можно свести к двум группам: 1) гомосексуальность вызывают постнатальные (действующие после рождения) психосоциальные воздействия; 2) гомосексуальность обусловлена пренатальными (действующими до рождения) причинами, иными словами, она заложена генетически или приобретается во время внутриутробного развития, значит, существует по меньшей мере пренатальная предрасположенность к тому, что позже она проявится. Некоторые исследователи предполагают взаимодействие обеих групп факторов.
Некоторые ученые ставили вопрос: не является ли гомосексуальность неврозом, например формой неправильного психического развития вследствие отрицательных наследственных факторов или более поздних вредных воздействий внешней среды? В настоящее время почти все эксперты отвечают на этот вопрос отрицательно. Они считают, что каковы бы ни были причины гомосексуальности, она относится к сущности ее носителя, точно так же, как гетеросексуальность у большинства людей.
С другой стороны, гомосексуалам (мужчинам) свойственны большая сексуальная неразборчивость и большее количество партнеров, чем у гетеросексуальных мужчин, а также более высокая заболеваемость болезнями, передаваемыми половым путем, включая СПИД.
Лесбиянство - женская гомосексуальность (по названию греческого острова Лесбос в Эгейском море). Лесбийская любовь менее изучена, чем гомосексуализм у мужчин. Лесбиянство было распространено на востоке и юге Азии (Ассирия, Вавилон, Древняя Индия), а также в Африке (Египет), оттуда распространилось в Древнюю Грецию и Рим, а затем уже в Западную Европу и Америку.
Свои лесбийские наклонности женщины могут осознавать постепенно и при отсутствии сильного сексуального влечения женщине легче скрывать гомоэротические наклонности от себя и окружающих, возможно даже вытесняя их из собственного сознания, или маскировать их менее подозрительными духовными дружескими связями. Нередко сначала становятся заметными только отвращение к сексу и отсутствие эротического интереса к мужчине. Для лесбиянок, как и для большинства других женщин, большую роль играет эмоциональная сторона любовных отношений. В силу этих и других причин гомосексуалы-женщины меньше обращают на себя внимание в обществе, совместная жизнь двух женщин, путешествия, посещения театров, танцы друг с другом и прочее возбуждают меньше подозрений и меньше шокируют, чем проживание мужчин вдвоем.
Роль консультирования при отклонении сексуальной ориентации. Не только взрослым, но и подросткам сексуальные чувства могут приносить радость, боль, смятение, оказываться всеобъемлющими и сильными эмоциями. Важно, чтобы рядом был кто-то, с кем бы они могли поговорить об этих чувствах.
При отклонении сексуальной ориентации у подростка ему, а также его родителям следует проконсультироваться у специалиста (психотерапевта, сексопатолога). Во время консультации, которая должна проходить только в конфиденциальной обстановке, специалист должен выяснить причины такого поведения. При этом необходимо учитывать взаимоотношения родителей, отношения родителей с ребенком и др. Консультант должен очень внимательно и доброжелательно вести беседу с подростком и его родителями. Его задача - помочь найти выход из сложившейся ситуации, дать рекомендации по вопросам общения с ребенком.
загрузка...