Вот он долгожданный поворот с федеральной трассы. Еще несколько минут приятной мягкой дороги в окружении вековых елей, и мы попадаем Впрочем, название здесь не суть важно. Главное, что нам сегодня посчастливится побывать в гостях у владельца дома, который постиг всю прелесть художественной ковки в фасадной архитектуре и отделал свои владения так, что редкий водитель, проезжая мимо, не сбросит скорость, дабы насладиться вечно живой красотой металла
Подкова на счастье, светец на удачу!
Ну а пока автомобиль петляет между стандартно скроенными хоромами и дворцами, есть смысл поразмышлять на тему, почему же искусство художественной ковки (применительно к загородному домостроению, разумеется) в настоящее время переживает бурный ренессанс. Все дело в том, что россияне, выражаясь высокопарным слогом, услышали зов предков, дошедший до нас сквозь пыль веков.
В крови это у наших соотечественников украсить дом хотя бы одним кованым изделием. Пальма первенства здесь принадлежит кованому светцу металлическому с расщеплением, в которое вставлялись длинные лучины. Чтобы стержень с лучиной стоял вертикально, к его нижнему концу прикрепляли тяжелый обруч и ставили все это сооружение в емкость с водой во избежание пожара. Но чем испокон веку отличался русский мастеровой? Тем, что даже в обычной железке пытался реализовать (и получалось!) свои художественные замыслы. Светцы стали украшать узорами и завитками. Вместо стержня брали железную полосу, края ее надрубали и закручивали завитками, верхний конец также разрубался, и в результате получались неповторимые композиции, как бы сейчас сказали эксклюзивные держатели лучин.
Дальше больше. Постепенно найденные кузнецами приемы обработки металла перекочевали в архитектуру. Начали делать решетки в небольших нишах, затем перешли к сложным, объемным формам, в которых появлялись замысловатые узоры, цветы, солнце, звезды В итоге все обернулось невиданным всплеском стиля русского барокко в XVIII веке. Решетки стали отличаться крупным масштабом декора, на общий ритм архитектуры как бы накладывались кованые гирлянды и ветви, подчеркивающие изящество архитектурных форм. Ограды, которые также выходили из-под кузнечного молота, сочетали кованые элементы с литыми, причем литых элементов было совсем немного. XIX век стал веком гармонии и классицизма, когда из кованого металла создавались целые пространственные композиции для балконов и оград особняков. Здесь свое слово сказали гениальные русские архитекторы Казаков и Баженов, создававшие с помощью умельцев-кузнецов невероятно изящные произведения. От классики к модерну. Неповторимые силуэты зданий ставили новые задачи перед мастерами художественной ковки и архитекторами. Щусев, Гипиус, Голецкий имена этих великих архитекторов, которые ввели в практику кованые фонари, козырьки подъездов, коньки крыш, вписаны золотыми буквами в историю градостроительства.
Кованые изделия стали непременным атрибутом русской фасадной архитектуры и спустя годы вновь возвратились на свои законные места. В чем мы сейчас и сможем убедиться: незаметно для нас, увлекшихся «историческими хрониками», автомобиль подъехал к изящным кованым воротам, металлические хитросплетения которых отличаются поразительной «воздушностью», но вместе с тем даже на расстоянии ощущается их надежность и прочность
По примеру русской аристократии
Впрочем, скучный термин «ворота» в отношении столь яркой красоты использовать просто преступно. Из сердцевины чугунного массива легким веером разлетаются переплетенные виноградной лозой цветы, лепестки которых подчеркивают узор ограждения. Ограда тоже кованая, но лишь отчасти. Опоры ее изготовлены из черно-красного, напоминающего раскаленный уголь, кирпича, свободное пространство которого заполняет ажурная решетка. Тем временем владелец дома выходит встречать гостей и признается, что изначально хотел сделать ограду по образу и подобию Летнего сада. Но, посоветовавшись с дизайнером, пришел к выводу, что комбинированный вариант из кирпича и кованого металла больше соответствует архитектуре дома. А рисунок решетки кузнецы сделали по желанию заказчика с «прозрачным намеком» на ту, что в Летнем саду. Учитывая, что ограда будет «просвечивать», ландшафтный дизайнер поработал над тем, чтобы зеленые насаждения гармонировали с ковкой и кирпичом. Пурпурный кирпич и отливающий чернотой витой металл на фоне яркой зелени зрелище, не поддающееся описанию!
Мощенная камнем дорожка ведет нас в глубину сада, к главной, как говорит хозяин, его гордости. По ходу дела у нас есть возможность полюбоваться на кованые цветы-светильники, которые «растут» по обеим сторонам дорожки, органично включенные в массив живой зелени. Как-то они будут смотреться в темноте? Это мы еще успеем узнать, а пока нас ждет обещанная чайная церемония. Но где?! На островке, посередине искусственного пруда, в продуваемой легким ветерком беседке. На островок ведет мостик, опираясь на нагретые солнцем кованые перила которого ощущаешь себя великосветским господином, отправившимся на прогулку в Екатерингофский парк эпохи его расцвета. Беседка с полукруглой «крышей-балдахином», как и стулья со столом, тоже кованые, красавцы с вензелями и легкими лепестками. Сиденья и столешница выполнены из добротного дерева. Здесь не отдых, здесь наслаждение!
А что же сам дом? Окна декорированы изящными тонкими металлическими решетками, которые кажутся продолжением того кустарника, что цветет возле дома, столь естественно «сплетаются» металл и зелень. Над крыльцом ажурный навес. По периметру фасада светильники, свисающие коваными «бутонами». Балкон с витыми перильцами. На крыше Разумеется, флюгер!
И каковы ощущения? Не давит ли металл на психику, не раздражает ли обилие кованых изделий? Да разве стали бы наши предки столетия напролет «обковывать» свои жилища, если бы это не грело душу? Ни за что на свете! В том-то и прелесть кованого металла, что он легко сочетается с любыми архитектурными формами, зелеными насаждениями, если, конечно, за дело берется настоящий мастер.
Владельцу дома, у которого мы гостим, повезло и с дизайнером, и с кузнецом они сделали все в едином ключе, со вкусом и изяществом. Получилось очень уютно, красиво, без вычурных излишеств и набившей оскомину «псевдорусской показухи».
Флюгер покажет дорогу
Дело к вечеру, и нам пора прощаться с гостеприимным владельцем кованой красоты. Между прочим, как же ему пришла мысль сделать ставку при оформлении фасада дома и участка именно на кованый металл? Как и многие, наш герой начал с малого: он заказал флюгер. Нарисовали, отковали, установили на крышу. Понравилось! Металл поистине живое существо, в котором сокрыто чудо: он манит к себе, притягивает, не отпускает: человека, который украсил жилище кованым изделием и проникся его красотой, уже трудно остановить в стремлении довести свой дом до совершенства. Ведь это на века! Вот и владелец приютившего нас дома после флюгера захотел поставить кованые светильники, потом беседку, затем понял, что ограда и ворота возле его дома совсем не то, что надо, и заказал новые, кованые. И получилось то, что получилось. В соответствии с традициями родного отечества, но на современном уровне. Ворота с автоматическим приводом, светильники Кстати, пришла пора включить их. В кованых «бутонах» ярким цветом расцветают светодиоды, в светильниках-цветах вспыхивают мощные «галогенки». Эклектика? Нет, все очень красиво и органично
Мягко распахнув створки, ворота выпускают нас на дорогу и вновь смыкаются за нашей спиной. Завитушки металла отливают мягким светом в отблесках галогеновых ламп, над куполом беседки, согревшей нас днем в своих кованых объятьях, мерцают далекие звезды
Постойте, но ведь мы не успели заглянуть внутрь дома, где художественная ковка также получила законную прописку! Впрочем, давайте отложим это до следующего раза
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru