Искушенная в вопросах дизайна публика сегодня все чаще обращает взор в сторону уникальных авторских работ. И в том числе – изделий художественной ковки. Интерес к деятельности кузнецов и литейщиков, граверов и ювелиров в наши дни неслучаен; он красноречиво свидетельствует о том, что безликий декор изрядно надоел, стандарт приелся, а в вопросах создания интерьера (как, впрочем, и экстерьера) наблюдается тенденция к эксклюзиву.
При сегодняшнем разнообразии художественных стилей и способов декорирования использование предметов художественной ковки по праву занимает одно из ведущих мест. Небывалый интерес к возрождающемуся виду искусства мы видим повсеместно.
Однако наиболее активными «потребителями» кованых изделий выступают, пожалуй, именно загородные дома. Теперь в частном секторе можно отметить явное стремление к строительству домов, впечатляющих не столько масштабностью, как в начале 90-х, сколько привязанностью к определенным архитектурным стилям, разумными пропорциями и благородным декором. В целом то же можно сказать и об интерьере. Времена фанатичного увлечения баснословными по цене брендами, претендующими на статус модных, проходят. Сегодня приветствуются эксклюзивные, выполненные по уникальным технологиям предметы мебели и аксессуары, популярны садовая скульптура и прочие формы декорирования приусадебного участка. Все сходится на том, что кованый, гнутый и литой металл, будучи материалом долговечным и весьма благодарным в художественном отношении, уверенно занимает пустовавшую долгое время нишу.
Еще в железном веке, поняв, что при нагревании с металлом происходят удивительные метаморфозы, люди научились приспосабливать его себе во благо, а со временем – создавать из него вполне бесполезные, но очень красивые вещицы. Древние греки почитали покровителем кузнечного искусства бога Гефеста, складывая о нем легенды как об искусном художнике по металлу. Вспомните, именно он выковал знаменитый щит для Зевса, доспехи для Ахилла, колесницу для Гелиоса, оружие для Геракла и многие другие предметы, ставшие столь же бессмертными, как их владельцы. Гефеста традиционно изображали хромым, бородатым и угрюмым. Мрачный и нелюдимый, измазанный сажей и копотью, он редко покидал свою закопченную кузницу, проводя время в постоянной борьбе с огнем и металлом. И тем не менее, несмотря на такой, вовсе не божественный, образ жизни, супругой его, как известно, была Афродита. Парадоксально, но не с тех ли времен повелось, что красивые женщины частенько выбирают себе в спутники жизни грубых и «неотесанных», зато мужественных и сильных представителей противоположного пола?..
Левши взаправду
В не меньшей степени уважали и почитали кузнецов и наши далекие предки. Правда, любовь эта была с некоторым оттенком меркантильности, ведь представить себе жизнь древних без изделий кузнечного производства, когда и гвозди, и швейные иголки были коваными, попросту невозможно. Не говоря уже об орудиях возделывания земли или об оружии. Слишком многое было в ведении кузнеца. Поэтому вопроса «Зачем нам кузнец?» у наших далеких предков, скорее всего, не возникало.
В былые времена, как известно, владение ремеслом передавалось от отца к сыну. Поэтому задумываться о выборе профессии не приходилось. Если в роду были кузнецы, отроку ничего не оставалось, как идти в подмастерья, а со временем становиться кузнецом. Нынче все иначе. Кузнец – профессия редкая. И посвящают ей себя вовсе не по принуждению родителя, а по велению сердца. Удивительно, но факт: сегодняшние кузнецы – люди, как правило, столь же малообщительные и замкнутые, молчаливые и философски настроенные, как и в древности. Видимо, в наши дни тяготение к этому ремеслу зарождается где-то на генном уровне. Доподлинно известно одно: тот, кто однажды всерьез «заболел» кузнечным делом, так или иначе остается верен ему всю жизнь. И ни копоть, ни сажа, ни грязь, ни тяжелый физический труд не заставят художника свернуть с выбранной стези. По меркам большинства, кузнец – человек со странностями. Иные понимают, что ковка – это искусство, которое невозможно заставить молчать в себе. А творческая фантазия (или креативность?), как показывает история, при любом политическом режиме настойчиво требует выхода. Родное отечество в этом смысле всегда славилось талантами. Неслучайно у нас появился знаменитый Левша – собирательный образ, имя которого давно стало нарицательным для обозначения мастера рукотворных чудес.
Однако история помнит и конкретные примеры уникального владения кузнечным ремеслом. Как, например, дамский веер, отлитый русскими мастерами из города Касль и получивший «Гран-при» на Всемирной парижской выставке 1901 года. Ни до, ни после никому не удалось достичь столь же высокого уровня мастерства, когда изделие из металла невозможно отличить от ажурного кружева.
Взрослые игрища
Черный металл – то, с чем чаще всего приходится ежедневно сталкиваться современному кузнецу, создавая палитру всевозможных изделий – от массивной решетки, ограничивающей участок вокруг дома, до миниатюрного колечка или сережки для модницы. Да-да, ювелирное искусство тоже одно из направлений кузнечного ремесла! Кроме того, сегодняшние Вакулы имеют дело с латунью и медью. Однако обе они встречаются «в обиходе» куда как реже: первая – за счет сложности обработки, связанных с ее пластическими свойствами, а вторая – из-за своей непомерной дороговизны. Если речь идет об использовании медной ковки, например, в интерьере дома, то это чаще всего декоративные детали или небольшие отдельные предметы.
Сегодня, как и много веков назад, кузнец применяет все те же молот и наковальню, используя огонь и воду. При этом, в отличие от стародавних времен, когда в кузнечном деле существовала строгая иерархия, современный мастер стал специалистом широкого профиля. Это вполне естественно, ведь из нашей жизни исчезли такие понятия, как «оружейник», «ножевщик», «панцирщик», «гвоздарщик» или «изготовитель ларей и сундуков».
В большинстве мелких кузнечных отраслей руки человека уверенно заменило машинное производство, на фоне которого художественная ковка стала скорее исключением, чем правилом.
И кузнечное дело в наше время можно смело обозначить таким емким термином из киношного языка, как «уходящая натура».
Впрочем, не все столь безнадежно. В наши дни самобытность этого ремесла все чаще привлекает не только профессионалов, которых, к сожалению, не так уж и много, но и любителей. Ряды поклонников кузнечного искусства нередко пополняют люди, по роду занятий бесконечно далекие от тяжелого физического труда.
Кузнечество – в почете
Сегодня, несмотря на то что истинный расцвет ремесла кузнецов остался далеко в прошлом, производство кованых изделий из металла переживает ренессанс. Предметы ковки уверенно переходят из ранга функционального дополнения в категорию эстетическую, в которой более всего ценятся авторское видение, творческий подход и уникальность. Согласитесь, любую постройку удивительно оживляют затейливый рисунок оконных решеток или витиеватая ограда у дома, кованый балкон с орнаментами или, казалось, оставленный в прошлом флюгер на крыше, эффектный козырек над крыльцом или кованые перила и лестницы. А сколько восторгов вызовет кованая беседка в саду, расставленные вдоль дорожки чугунные фонари или металлическая скульптура на участке! Кованая мебель в интерьере дома, металл с деревом, металл со стеклом, чистый металл. В обрамлении керамики или натурального камня, вписанный в природный ландшафт, выделяющийся силуэтом на фоне кирпичной кладки, продолжением крыши устремленный ввысь – испытавший прикосновение мастера, металл обретает ценность произведения подлинного искусства.
Естественно, что в связи с возрождением художественной ковки наблюдается и вполне закономерный рост цен на нее. Однако кузнечное дело не приносит сказочную прибыль – это всего лишь миф. Зачастую материал оказывается намного дороже работы кузнеца. Ну а стоимость изделий ручного производства, да еще до такой степени сложного и трудоемкого, как художественная ковка металла, высока не только у нас, но и во всем мире.
И естественно, зависит от сложности работы. А сроки – от мастерства: чем оно выше, тем дольше и доскональнее будет кузнец выковывать ту или иную уникальную деталь.
Последние столетия художественная ковка уверенно помогает главным образом не вооружаться, а «наряжаться». Вместо топоров, копий и пик куда как актуальнее становятся канделябры и ручки для дверей, каминные решетки и наборы аксессуаров для камина, ставшие обязательным атрибутом практически любого загородного дома. Собственно, стоит только один раз подпасть под обаяние ковки, как она обязательно «затянет», и тогда уже никакое литье, никакая прессовка не заменят очарования ручного кованого изделия. А потому и по сей день пылает горн, стучит молот и звенит наковальня, красноречивые символы кузнечных дел мастеров.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru