С окончанием долгого и мрачного средневековья Европа вновь обратилась к забытым идеалам античного мира. Раскрепощение творческой личности, культ красоты и гармония, простота, светскость и жизнелюбие во всех его проявлениях – эти принципы легли в основу новой философии, нового искусства, нового образа жизни… И нового интерьера как важнейшей составляющей человеческого бытия. Внутреннее пространство дома с удовольствием и изяществом впитало те революционные преобразования, которые несла с собой эпоха Возрождения.
Казалось бы, довольно внушительный временной отрезок отделяет нас сегодняшних от обстановки Европы XV–XVI веков. Тем не менее некоторые современные загородные особняки зачастую напоминают собой именно те знаменитые палаццо, что возводились некогда состоятельными представителями торгово-финансовых сословий ренессансной Италии.
Тот же размах в плане и та же роскошь в исполнении. Все то же объяснимое желание иметь частную резиденцию, скрытую от посторонних глаз, где-нибудь в окружении лесного массива или, по крайней мере, парка, на берегу озера или иного водоема, в тиши, столь невозможной в суете мегаполиса, и вместе с тем в разумной близости к нему. Как ни странно, но именно по примеру просвещенных деятелей эпохи Возрождения многие теперешние состоятельные владельцы загородной недвижимости украшают свои особняки анфиладами «висячих садов», устраивают под их сводами всевозможные гроты и фонтаны, возводят многомаршевые лестницы, придумывают галереи и декорируют стены фресковой живописью. Действительно, современный интерьер, максимально близкий тому, который явил некогда миру стиль Ренессанса, подразумевает внушительные капиталовложения, серьезную подготовительную работу и, пожалуй, врожденное ощущение стиля «высокого искусства».
Не займет много места, зато уж точно многое объяснит простое перечисление тех приемов и материалов, которые использовали мастера эпохи Возрождения, создавая частные загородные дворцы. Кроме упомянутых настенных росписей (удовольствия, право, отнюдь не дешевого), дух ренессансного дома создавали натуральный мрамор и панели из массива благородных пород. Позолота – не та кричащая и по-барочному чрезмерная, а строго дозированная и вполне уместная – сопровождалась, как водится, лепниной. Мозаики из разноцветной смальты не уступали по красоте наборным полам из натурального камня. Венецианское стекло состязалось в яркости и глубине с витражными полотнами. Интарсия и инкрустация считались и вовсе делом обыденным. Тонкая орнаментальная резьба по камню своим ювелирным исполнением подчас превосходила деревянную. А декоративные бархатные и парчовые ткани затмевали собою многочисленные резные ларцы, мебель и прочую домашнюю утварь. Огромные шпалеры ручной работы отвлекали внимание от бронзовых скульптур, что стояли в нишах стен… Словом, становится ясно, что такая обстановка неимоверно далека от большинства сегодняшних интерьеров частных загородных домов. По правде сказать, по художественной наполненности она настолько богата, что с ней не может соперничать, пожалуй, ни один стиль в искусстве. Возможно, сегодня, наконец, пришло время для воссоздания интерьера по образу и подобию оригинальной обстановки периода высокого Возрождения? И несмотря ни на что, где-нибудь под Петербургом уже существует северо-западный «филиал» флорентийского палаццо Ручеллаи или римского Фарнезе.
Внутренний уклад
Интерьер в стиле Возрождения изначально подразумевает помещения большой площади и массу свободного пространства, куда следует поместить предметы декоративно-прикладных видов искусства. Но обстановка не должна казаться перенасыщенной элементами оформления, чтобы ни один из них не мешал другому. При этом необходимо оставить достаточно места, чтобы с комфортом жить среди воссозданной красоты. Идеально, когда планировка и внешний вид дома хотя бы отдаленно соответствуют идее его внутреннего содержания. Именно так и выглядел традиционный особняк, например, где-нибудь в Италии. Он абсолютно не унаследовал средневекового аскетизма и камерной замкнутости, напротив, наряду с классическими пропорциями ренессансную архитектуру отличали полихромность, размах, ощущение простора и свободы.
Спору нет, среди елей и сосен Карельского перешейка резиденция, облицованная, например, мрамором, будет выглядеть, мягко говоря, несколько неожиданно. И это не говоря уже о практической стороне вопроса. Однако сегодняшнему любителю высокого искусства уж точно ничто не помешает выстроить загородный дворец, в плане которого предусмотрен внутренний дворик, облагородить его небольшими деревцами, замостить камнем или плиткой и тем самым уже отчасти воссоздать дух и атмосферу палаццо. А еще повторить анфилады, галереи и лоджии, общую четкую структуру ренессансного дома, его порядок и разумное внутреннее устройство. Впрочем, если строительство давно завершено, вполне можно довольствоваться тем, что есть, уделяя основное внимание интерьерной части.
Не секрет, что для эпохи искусства высокого Возрождения было характерно покрывать потолки, своды и стены помещений росписями. Отчего бы не повторить подобный прием в сегодняшнем загородном доме? Вовсе не обязательно имитировать фресковую живопись – это может быт роспись по сухой штукатурке. Скорее стоит обратить внимание на ее сюжетную часть. Диапазон тем достаточно широк: от различных орнаментов (как геометрических, так и растительных) и гротесков до изображения светских мотивов с присутствием большого числа персонажей. Кстати, для периода высокого Возрождения куртуазные сцены стали вполне обычным явлением. Однако, несмотря на это, классическими сюжетами для живописи еще долгое время оставались вьющаяся виноградная лоза, акантовый лист, меандр, музыкальные инструменты, натюрморты и т. д. Как правило, растительным или геометрическим орнаментом, стилизованным под античный, украшали припотолочную часть стены, нередко сами потолки, а иногда и стены. Оттуда же, из античных стилей, была взята и стукковая лепная декорация, которая могла быстро принимать нужную форму, а в застывшем виде напоминала мрамор. Для оформления стен чаще всего было принято использовать бархат, парчу или тисненую кожу, поэтому стоит обратить внимание именно на эти материалы или обои, их имитирующие.
Противникам нарочитой декоративности в интерьере наверняка придется по вкусу и натуральная древесина, которую широко эксплуатировал ранний Ренессанс. Европа так и не смогла отказаться от деревянных подшивных потолков, стенных панелей и прочих элементов убранства, даже когда уже господствовал гипс. Дома богато декорировались лепниной, в многочисленных специально предусмотренных нишах обязательно присутствовала мраморная или бронзовая скульптура, но мода на дерево все равно оставалась своего рода константой. Чаще всего стены обшивались филенчатыми дубовыми панелями от пола примерно до середины. А выше – до самого потолка – шла оштукатуренная поверхность, покрытая росписями. А, например, в северных европейских районах – ткаными коврами-картинами. Действительно, плавно перекочевав из предыдущей эпохи, шпалеры органично вписались в новую обстановку. Причиной тому были не только высокие художественные качества, но и свойства сугубо практического порядка: шпалеры служили утеплителем холодных каменных стен. Впрочем, когда речь заходит о классическом итальянском палаццо и попытках воссоздания его интерьера, о шпалерах можно благополучно забыть. Тем более сегодня, в эпоху технического прогресса и связанных с ним способов отопления дома. Гораздо актуальнее позаботиться, например, о роскошных полах со сложнейшим рисунком, выложенным из цветных мраморных плиток; о смальте и позолоте в декоре, наконец, вспомнить о том, что эпоха Возрождения была, помимо всего прочего, еще и временем расцвета прикладного искусства.
Декоративное начало
Наряду с прочими общими признаками и принципами создания обстановки в духе Ренессанса эпитету «высокий» полностью соответствовал и художественный стиль мебели, тканей, посуды и прочих предметов домашней утвари. Понятно, что интерьер богато декорировался всеми доступными на тот момент способами. Однако дело отнюдь не ограничивалось стенами, полом и потолком. На фоне живописных росписей, многоцветья природного мрамора и позолоты не меньшего внимания заслуживала, например, резьба, которая неминуемо украшала не только предметы обстановки, но и такие элементы интерьера, как наличники, венчающие дверные и оконные проемы. По сравнению с эстетикой средневековья Возрождение в буквальном смысле слова распахнуло двери и окна, сделав на них акцент и превратив из утилитарных вещей в настоящие произведения искусства. Так, именно резные наличники стали обязательным элементом убранства любого богатого интерьера. Наиболее традиционным способом их украшения обычно служили небольшие треугольные фронтоны, эффектно венчающие дверной проем или окно. Причем тонкое, изысканное орнаментальное исполнение было характерно для резьбы и по дереву, и по камню.
Что касается мебели, то она еще долгое время сохраняла традиции средневекового искусства. Даже центральная Европа далеко не в одночасье отвергла утонченный готический профиль спинки стула или устремленный ввысь силуэт двухъярусного шкафа. Надо сказать, что искусство Ренессанса привнесло в обстановку определенное богатство как в количественном, так и в качественном отношении. Предметов мебели стало заметно больше, кроме того, существенно разнообразились и способы их отделки. В частности, популярной техникой стала интарсия, вначале двухцветная – из темной и светлой древесины, но очень скоро превратившаяся в полихромную. Ренессансной моде оставалось лишь расставить удивительные по красоте предметы обстановки вдоль стен, освободив пространство комнат. Исключение составляли, пожалуй, только столы в зале и кровати в спальне, которые по-прежнему занимали центральное место в предназначенных для них помещениях.
Колоритным элементом, имитирующим стиль Возрождения в современном интерьере, могут стать так называемые кассоне, резные сундуки для хранения вещей. Именно они служили тогда основным предметом домашней утвари, встречаясь в каждом доме и поражая богатством рельефной резьбы и позолоты. Прочую мебель можно подобрать в том же духе: ножки столов и кресел в виде лап хищных и диковинных животных, комоды и сундуки для одежды с элементами колонн с античными ордерами, стулья, обитые кожей, бархатом или яркой парчой, спинки которых украшает мозаика. Сегодня не составит труда отыскать мебель, украшенную деревянной резьбой, инкрустацией из различных пород дерева или росписями. Это касается и рам для зеркал, картин или витражей.
Еще один способ привнести в интерьер атмосферу далекой эпохи – украсить его майоликой. Именно она считалась самым распространенным видом декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения и воплощалась в самых разнообразных формах, от обычной домашней посуды до медальонов с портретами, геральдических знаков и сугубо декоративных композиций. Сегодня мода на керамику вновь обретает самые что ни на есть экзотические воплощения.
Декоративные ткани также помогут наполнить интерьер эстетикой ренессансной обстановки. Ведь именно они играли когда-то особую роль в доме, зачастую отодвигая на второй план даже мебель, которая оказывалась не в силах соперничать с роскошными драпировками. Тончайшие ткани с растительным рисунком, сочные цвета бархата, теплый блеск парчи или органзы, все блестящее и струящееся придется как нельзя кстати.
Идея в том, чтобы создать ощущение свободы и праздника жизни, гимн человеческому гению, подарившему миру великолепные произведения искусства. Таким был «высокий стиль» времен европейского Возрождения, в том числе и интерьерный. Таким мы привыкли видеть его в полотнах и плафонах, таким запомнили в архитектуре и прикладном творчестве. Именно таким можно попытаться воссоздать его сегодня.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru