Искусство создания интерьера ведет свое начало из глубокой древности, с тех самых времен, когда люди, еще отчетливо не задаваясь проблемой стилистической принадлежности, тем не менее создавали окружающее их пространство в строгом соответствии с господствующими представлениями о красоте и удобстве. Выбор их был минимален, он ограничивался религиозными условностями, скудностью подручных средств, а главное невозможностью обратиться к архитектурному наследию прошлого. Ведь, по сути, история тогда еще только создавалась.
Законодателями первого самостоятельного стиля в мировой культуре принято считать древних египтян. Что же такого особенного оставили они после себя, о чем спустя десятки столетий вспоминают не только археологи и историки?
Как известно, основным строительным материалом древних, египетских зодчих были циклопических размеров каменные глыбы, которым надлежало символизировать идею могущества и бессмертия души. Они-то и организовывали пространство, в том числе внутреннее. Естественно, что обустройство интерьера тоже подчинялось общему грандиозному масштабу. Казалось бы, о каком уюте может идти речь в таком случае? А между тем обаяние атмосферы Древнего Египта по сей день продолжает волновать умы дизайнеров. Стиль оказался на редкость целостным и во всех смыслах фундаментальным: несмотря на то, что просуществовал он почти 4000 лет, традиции его декорирования за это время практически не изменились.
Собственно говоря, так называемый египетский стиль достаточно легко узнаваем. Например, стены, покрытые иероглифическими письменами, колонны с характерным лотосовидным завершением, жанровые сцены, в которых фигуры людей изображены в традиционной египетской позе голова и нижняя часть тела в профиль, туловище и руки анфас. Главное, чтобы все было выдержано в довольно грубоватой манере, имитировало самые простые материалы и не нарушало пастельную монохромность палитры. В современном интерьере все эти элементы находят широчайшее применение, например, в керамической плитке (а если быть точнее, керамограните), светильниках, декоративных тканях, обоях, посуде и т. п. Во времена древнеегипетской цивилизации орнаментами заполнялось практически все свободное пространство, рисунок состоял из геометрических фигур, которые располагались в определенной последовательности, образуя символичный узор. При всей насыщенности декор был простым и гармоничным. Обычным мотивом оформления предметов декоративно-прикладного искусства были ритмично повторяющиеся человеческие фигурки; ножки столов и стульев чаще всего украшались изображениями женской головы. Еще одной особенностью египетского стиля можно назвать ножки мебели в виде звериных лап. А вот для оформления подлокотников кресел специально вырезались символические фигурки льва или священной кобры. В строгую и симметричную обстановку древнеегипетского дома гармонично вписывались многочисленные изящные статуэтки божественных животных. Они и в сегодняшнем интерьере как нельзя лучше играют роль стильного аксессуара.
Разумеется, повторить оригинальную обстановку довольно проблематично. А вот для того чтобы стилизовать интерьер в духе Древнего Египта, достаточно добавить отдельные характерные штрихи, например, имитировать древнеегипетские иероглифы на наличниках дверных проемов. Или еще проще создать атмосферу с помощью декоративных элементов: украсить нишу стилизованными статуэтками и вазами; развесить по стенам огромные фотографии с изображением знаменитого сфинкса или пирамид, выполненные в сепии; разместить по периметру оригинальные светильники в виде факелов. Памятуя о симпатиях древних к растительным материалам, не помешает украсить интерьер всевозможными плетенками, циновками из трав, стеблей папируса и тростника.
Греческие реалии
С уходом ценностей древнеегипетской цивилизации ее место заняла эллинская культура. Греки не были столь отчаянными религиозными догматиками, как египтяне, поэтому их искусство было довольно реалистичным. Неслучайно вся древнегреческая архитектура воспринималась последующими стилями как первоисточник и пример для подражания. Что касается интерьера, выдержанного в так называемом греческом стиле, в первую очередь в нем важно соблюсти цветовую гамму, максимально соответствующую природным краскам. Сама обстановка должна быть выдержана в простом, рациональном и естественном ключе, то есть в абсолютной гармонии.
Что же представлял собой древнегреческий интерьер в действительности? Оказывается, он имел много общего с сегодняшним убранством. В обязательном порядке полы во всех помещениях (включая и жилые!) украшались мелкой керамической плиткой, на худой конец, мозаикой из ракушек или гальки. Аналогии очевидны. В нашем сегодняшнем интерьере плитка и мозаика в качестве декоративного покрытия занимают лидирующую позицию.
Для эллинской культуры было характерно преобладание естественной цветовой гаммы, что нельзя не отметить и в большинстве современных коллекций элитной керамики. Помимо пастельных тонов в интерьере древнегреческого дома были распространены желтый, красный и черный цвета, собственно, те краски, по которым мы узнаем сегодня античную греческую керамику.
Оштукатуривая стены, а затем покрывая их различным узором (и это несмотря на огромный выбор обоев!), сами того не ведая, мы в точности следуем древнегреческой моде на настенную фресковую живопись. Греки, как известно, отдавали предпочтение орнаменту из геометрических фигур, а также в виде ломаной линии меандр до сих пор является «фирменным» приемом для создания характерных мотивов в интерьере. Древние также активно использовали декоративные фризы и узоры из ветвей и трав; однако чтобы передать атмосферу античности в сегодняшней обстановке, этого, пожалуй, будет недостаточно. Придется украсить стены смеющимися масками, а дверные ручки выбрать в виде головы животного с кольцом в пасти. Эти элементы родом из Греции. Сегодня для нас они не более чем дань моде, оригинальный аксессуар, необычная деталь и т. д. В древности же их присутствие отнюдь не ограничивалось декоративными функциями: люди верили, что они охраняют дом от злых духов, помогают справиться с болезнями и невзгодами. Кто знает, может быть, так и есть?
Оформляя помещение в истинно греческом стиле, обязательно надо вспомнить про столь распространенную деталь, как ваза или амфора. Или, лучше, несколько ваз и амфор. В Древней Греции, несмотря на всю свою очевидную утилитарность, эти предметы являли собой настоящие произведения искусства. Огромные напольные и небольшие декоративные вазочки чаще всего украшали геометрическим орнаментом; со временем древние мастера стали использовать в их декоре и сюжетные картины.
Предметы интерьера, такие как шкафы, сундуки, лари, полки и прочая мебель, постепенно стали приобретать все более декоративный характер: вставки из слоновой кости, дорогой древесины, фрагменты золотого покрытия все это также можно использовать при стилизации интерьера под древнегреческую эпоху. Однако беспроигрышный вариант это, безусловно, орнаменты, декоративные детали и аксессуары в виде различных статуэток, амфор, колонн или постаментов-колонн и, конечно же, светильники. Эллины чаще всего делали их из глины; в более дорогом исполнении из бронзы или другого металла. Их довольно простая форма небольшая плошка с ручкой пользуется популярностью и поныне, поэтому при сегодняшнем изобилии не составит труда подобрать для интерьера нечто подобное. Главное, чтобы светильников было несколько, в зависимости от площади помещения, и установлены они были по всему периметру.
Римский колорит
Хотя Древнюю Грецию и Рим часто объединяют таким термином, как «античность», стили их довольно сильно отличаются. Например, для римского интерьера всегда было характерно стремление к пышности, парадности и богатству. При этом основной задачей оставалось сделать дом максимально удобным для проживания и красивым для восприятия. Причем эстетика и функциональность находились в строгой гармонии друг с другом, в отличие, скажем, от сегодняшнего интерьера, который зачастую бывает очень стильным, но абсолютно непригодным для жизни.
Римский стиль подразумевал некоторую брутальность. Частный дом должен был служить защитой от вторжений, поэтому наружные стены в нем были преимущественно глухими, без единого окна. Свободная фантазия архитектора в полном объеме проявлялась внутри так называемого римского дворика. Настенная фресковая роспись, различные мозаики, скульптурные изваяния, фонтаны, цветники все это было обязательными элементами интерьера.
Конечно, многое из римского наследия абсолютно неприемлемо в наши дни. Чего стоят одни только окна-бойницы! Поэтому акцент при имитации имперского стиля придется сделать на материалах, предметах обстановки и аксессуарах. Так, для напольного покрытия подразумевается природный камень или его имитация. Несколько разбросанных на полу шкур станут идеальным дополнением к прочим элементам древнеримского стиля. Кстати, сами римляне шкуры и кожи не только стелили под ноги, а обивали ими и стены, что неудивительно: все-таки стиль стилем, а жизнь в каменном мешке не сахар. Для украшения мебели излюбленными мотивами считались изображения звериных лап, головы какого-нибудь животного или хищной птицы. Все вместе являло собой обстановку в высшей степени изящную, изысканную и в то же время величественную. В качестве дополнения для имитации древнеримского стиля сегодня можно посоветовать включить в интерьер различные изделия из стекла, в том числе цветного, бронзы, декоративные статуэтки или вазы; обивка мебели непременно должна быть яркой богатой расцветки. И побольше света! Столь популярные сегодня встроенные точечные светильники не что иное, как многократно усовершенствованный способ освещения в богатом древнеримском доме.
Трудно представить, насколько давно возникла архитектура, а вместе с ней и искусство создания интерьера. Известно, что греческий историк Геродот, чрезвычайно много сделавший для просвещения своих соотечественников, сообщал о технологиях египетских построек, которые уже для его времени считались «неприлично» древними. А между прочим, первый из известных храмов в Иерихоне был построен за пять с лишним тысячелетий до египетских пирамид! Невероятно, но факт. Вот чему действительно стоит изумляться сегодня. Вместо того чтобы приставать с умным видом к архитектору, убеждая его сделать интерьер «в мягком хай-теке с элементами готики».
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru