Сегодняшняя жизнь напоминает калейдоскоп: ежедневная суета, бесконечные проблемы, вереницы накопившихся дел - словом, существование на грани стресса. Постоянно так продолжаться не может. Наступает момент, когда наваливается бесконечная усталость и хочется бросить все, уехать и оказаться «вне зоны действия сети:», остаться наедине с собой и привести в порядок мысли. Тогда вспоминают о японском саде. Те, кто знают, разумеется.
Японский сад у каждого свой, у кого-то он живет дома в картонной коробке, а у кого-то - занимает сотки и даже гектары, не суть важно. Главное, что он обязательно становится местом, где можно: думать и искать гармонию, исцелиться и обрести душевный покой.
Восток - дело тонкое:
И к тому же очень давнее. Япония, например, училась садово-парковому искусству у Древнего Китая. В Европе восточные сады стали известны с XIII века, а в XVIII уже превратились в предмет пристального наблюдения и изучения. Не стала в этом смысле исключением и Россия: привитые Петром западноевропей-ские веяния в сочетании с местными традициями вызывали время от времени мощные всплески увлечения всем восточным. На волне одного из них, в конце 1980-х годов, с модой на эзотерию вернулся в Россию и японский сад, ставший сегодня весьма популярным мотивом ландшафтного дизайна. Взамен ярких цветочных клумб - некогда обязательных атрибутов приусадебного хозяйства - на загородных участках все чаще появляются довольно сдержанные по стилистике и колористической гамме, но имеющие колоссальное внутреннее наполнение, «натюрморты»: ровное пространство плюс минимум нечто. В основе построения японского сада - извечный восточный дуализм, сочетание активных и пассивных форм, обеспечивающее равновесие и совершенство пропорций.
В классической традиции существует два типа японского сада- равнинный и холмистый. Для последнего характерно наличие пяти холмов, центральный из которых символизирует гору Фудзияма, а остальные «работают» на контрасте, создавая ландшафт и подчеркивая глубину пейзажа. Важную роль играют камни; их форма, цвет и происхождение имеют символическое значение. Согласно сутэиси, по степени декоративной и смысловой нагрузки группы камней распределяют, следуя правилу сильной руки, иными словами, слева направо. То же самое относится и к деревьям, ведь каждое растение в саду не случайно и имеет свое определенное назначение. Дуб, например, традиционно находится в центре композиции, а вот сосну с искривленными формами, как правило, высаживают «на островке». Согласно замыслу древних восточных мастеров, в саду обязательно должно присутствовать дерево уединения, дерево у каскада, а также дерево солнечного заката. Ну и, разумеется, непременным элементом классического сада всегда была вода: озеру обычно придавали форму черепахи, а центром композиции считался водопад. Вода текла с востока на запад. Таким образом, пространство сада создавалось в гармонии стихий - камня, воды и растений.
Трактовка второго типа классического японского сада - равнинного - представляет собой полную противоположность холмистому: смысл в том, чтобы, размещая камни и растения, не просто добиться максимального зрительного эффекта, но и со-здать уютные укромные уголки. Зачастую искусство мастеров позволяло создавать великолепные зрелища исключительно при помощи песка и камня.
Дизайн с терапевтическим эффектом
Японский сад представляет собой яркую противоположность всем остальным видам и формам ландшафтного дизайна. Начать с того, что вместо взлелеянного газона здесь основным «фоном» выступает плотно утрамбованная земля, которая всегда в идеальном состоянии, или мелкий белый песок, рассыпанный в виде различных орнаментов. Ходить по всему этому великолепию строго воспрещается - только по специальным дорожкам. В японском саду ценится свободное пространство, а не яркая пестрота и насыщенность деталями. Согласно буддистской философии, сунъята (пустота) более важна, поскольку олицетворяет собой свободу и будущее. Именно пустота создает ощущение без-брежности и бесконечности мира и бытия, и именно в ней человеку проще всего отрешиться от суетных мыслей.
Если по замыслу создателя в саду планируются посадки, то с высоты человеческого роста они должны напоминать собой естественный земной ландшафт, подразумевающий, как водится, деревья и кустарники, а не только гладкие поляны. При этом пейзаж должен быть одинаково хорошо виден на всем пути, чтобы не пришлось приседать или вставать на цыпочки. Несмотря на то, что композиция японского сада глубоко метафорична, сложные сцены в ней изображаются самыми простыми средствами, заимствованными из четырех стихий. Порой бывает достаточно одного штриха, чтобы добиться желаемого визуального эффекта. По сути вся техника и композиция пейзажа японского сада взяты у самой природы, но он не становится ее блеклой копией, а скорее, напротив, - яркой квинтэссенцией.
В мире существует множество разных направлений садового искусства. Как правило, создавая любой сад, человек невольно рассказывает о себе. Японский сад в гораздо большей степени всегда демонстрирует индивидуальность автора, и его создателем выступает человек тонкой душевной организации, способный передать древние вековые знания в собственных ощущениях. В большинстве случаев приглашают специалиста, в задачу которого входит не просто выполнить классическую японскую композицию, а максимально индивидуализировать ее, придав черты человека, которому она предназначена. В идеале со временем сад становится не просто незаменимым безмолвным собеседником для своего обладателя, а превращается в своеобразного психотерапевта, открывающего энергетические блоки и помогающего обрести покой и отдохновение.
Япония северных широт
Ряд весьма несложных закономерностей, присущих классическому японскому саду, полностью приемлем и в местных северных условиях. За исключением разве что использования тех растений, для которых местный климат губителен. Первое и самое основное правило: японский сад всегда минималистичен, как в стилистическом аспекте - никаких вычурностей и излишеств, так и в эмпирическом. Обременение деталями свидетельствует о нестройности и спутанности мыслей, о душевном разладе, о движении в противоположную от себя сторону. Японский сад призван наводить на размышления, поэтому для концентрации мыслей его пространство должно быть ограничено. Чаще всего таким ограничителем служит стена или изгородь. Но иногда сад задумывается как продолжение дома или террасы, от которых он отделяется раздвижной ширмой. Понятно, что в условиях местного климата традиционная восточная ширма выглядела бы довольно странно, поэтому ее с успехом может заменить стеклопакет.
Современный японский сад вобрал в себя многое и лучшее из классического наследия, которым столько столетий восхищался каждый гость Страны восходящего солнца. Сегодня, как и века назад, понятие «японский сад» заключает в себе целую философию, которая существует не только в пространстве, но и во времени.
Создание японского сада - процесс кропотливый. С самого начала его необходимо правильно устроить: в зависимости от особенностей почвы устроить систему дренажа, подобрать подходящие к месту и друг другу растения, организовать водопровод, электрическую подсветку и т. д. Но, к сожалению, даже в этом случае наслаждаться садом всю жизнь, а тем более - передать его по наследству (по аналогии с английским газоном) будет весьма проблематично, хотя и возможно. Сад требует постоянного внимания и ухода. Особенно в таком нестабильном климате, как у нас. Взять, к примеру, наиболее часто используемые многолетние хвойные растения. Они достаточно морозостойки, но при этом боятся солнечных ожогов. Поэтому в летнее время года хвойники придется частенько накрывать защитным материалом: К слову сказать, на пути любителя восточной эстетики возникнет множество трудностей. В первую очередь они связаны с отсутствием местного посадочного материала, адаптированного к отечественным условиям, и дефицитом специалистов, то есть людей, совмещающих в себе талант и профессионализм ботаника и дизайнера.
На деликатный вопрос «Сколько стоит сад построить?» ответить однозначно довольно сложно. Цена изменяется в зависимости от проекта, объема работ, а главное - от выбора растений. Традиционный японский бонсай, к примеру, относится к разряду эксклюзивных, поэтому присутствие его в саду существенно удорожает общую композицию. (Кроме того, внесет массу хлопот по содержанию в зимнее время года.) Использование же разнообразных почвопокровных растений, напротив, позволит уложиться в довольно демократичную сумму, сопоставимую с затратами, скажем, на устройство газона. Между «королевскими» представителями флоры японского сада и, условно говоря, «простолюдинами» находится еще несколько растительных «сословий». В частности, огромное множество необычных по форме хвойных - от пряморастущих до горизонтальных - и альпийских многолетних растений, потрясающе красивых и совершенно неприхотливых.
Традиционными цветами японского сада считаются все оттенки зеленого - от изысканного пепельно-голубого до насыщенного изумруда, цвета восхода и захода солнца, классическая черно-белая гамма. Зачастую в палитре сада делается яркий акцент, на-пример красным японским кленом, дополнительный багрянец которому придадут лучи заката или искусственное освещение. Сочные пятна цветущих растений, как правило, немногочисленны: картина японского сада всегда лаконична.
Довольно быстро из разряда экзотики японский сад «перекочевал» в привычный нам способ организации пространства и, собственно, досуга. Благостное состояние духа, умиротворенное восприятие жизни, философский подход к неразрешимым, казалось бы, проблемам - вот лишь малая толика той щедрой платы за заботу о саде. О необычном саде. Ведь его устройство отражает ваше собственное устройство, его здоровье есть проекция вашего здоровья; а его благополучие становится залогом вашего благополучия.
По материалам компаний «Мистерия Сада» и «Сакура»
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru