Как же заставить его рассказать о себе что-то более личное? Ответ на этот вопрос очень прост. Единственный реальный способ получить от пользователя интересующую нас для разработки маркетинговой стратегии информацию — предложить ему заполнить анкету, в которой попросить указать возраст, социальный статус, среднюю заработную плату и другие данные.
Посетители редко заполняют анкетыКазалось бы, все очень просто. Составь список интересующих вопросов, опубликуй его на сайте, подключи простенький скрипт для обработки ответов, а потом только забирай нужную информацию. Но на самом деле все оказывается гораздо сложнее. Причина этого — нежелание посетителей заполнять анкету. Впрочем, людей нельзя винить за это. Во-первых, для того чтобы ответить на вопросы, нужно затратить свое время. А для пользователей dial-up'а — это еще и время в Интернете, то есть деньги. Вторая причина нежелания отвечать на вопросы — боязнь использования конфиденциальной информации недобросовестными владельцами сайта или утеря ее в случае атаки хакеров. Как видите, обе причины достаточно веские и игнорировать их никак нельзя. Но что же делать, как все-таки получить необходимые интернет-маркетологу данные?
Можно просто попросить людей рассказать о себе
Первый способ решения проблемы — просто попросить людей заполнить анкету и подробно объяснить, зачем это нужно. Достаточно многие люди откликаются на эту просьбу, если узнают, что информация нужна владельцам веб-проекта для дальнейшего развития, введения новых услуг, изучения потребительского спроса и других «мирных» целей. Конечно, отвечают на вопросы анкеты далеко не все. Существенно большая часть людей проигнорирует просьбу. Но тут уже ничего нельзя поделать, с этим придется просто смириться.
Для стимуляции активности посетителей сайта в плане заполнения анкет иногда прибегают к материальному поощрению. Но, естественно, каждому респонденту подарок не вручишь. Поэтому среди всех ответивших на вопросы разыгрывается несколько небольших призов — сувениры с логотипом сайта, коврики для мышки и им подобные мелкие, но приятные сувениры. К сожалению, подобная стимуляция респондентов может оказать маркетологу медвежью услугу. Ведь кто в первую очередь польстится на «халяву»? Конечно, представители нижних социальных слоев. Причем некоторые из них умудрятся заполнить по десятку анкет, выставляя ответы как попало, чтобы увеличить свои шансы на получение приза. Существует и еще одна особенность психологии людей. Почему-то многие считают, что все призы, скорее всего, отдадут бизнесменам, руководителям компаний и прочие «шишки». Эти люди в анкетах указывают не реальные данные, а пытаются представить себя в более выгодном свете. Между тем настоящие бизнесмены, возможно, и не захотят тратить свое драгоценное время ради шанса выиграть какую-нибудь безделушку. В результате, в случае розыгрыша призов среди респондентов, маркетолог рискует получить искаженные данные, которые могут привести к провалу разрабатываемой стратегии.
Можно попытаться заставить посетителей отвечать на вопросыБолее распространенный вариант решения проблемы с активностью респондентов — принуждение. То есть для получения доступа к услугам, предоставляемым веб-проектом, требует регистрация с обязательным заполнением анкеты. Хотя здесь нужно быть очень осторожным. Посетителю необходимо подробно объяснить, а зачем вообще ему нужна регистрация. С некоторыми сайтами вопросов даже не возникает (например, почтовые сервера, сервера бесплатного хостинга и так далее). В некоторых же случаях необходимость регистрации достаточно спорна. Возьмите хотя бы интернет-магазины. Ну, зачем клиентам регистрироваться в них и оставлять подробную информацию о себе? Ведь адрес можно указать и непосредственно при совершении заказа товара. Но если интернет-магазин будет предоставлять накопительную скидку, пусть даже и небольшую, каждый клиент с удовольствием зарегистрируется и без всякого недовольства ответит на все вопросы администрации.
Хороший результат дает компромисс между принуждением и просьбой
Можно пойти и на небольшой компромисс. Например, сделать некоторые услуги сайта доступными только зарегистрированным пользователям. В этом случае посетителям будет ясна цель регистрации, так что вопросов у них возникнуть не должно. Кроме того, очень хорошие результаты приносит комбинирование различных способов стимулирования респондентов. Например, при регистрации посетителя можно задать ему минимум вопросов, но предложить заполнить расширенную анкету. А вот среди тех, кто согласился на это, разыграть какие-нибудь небольшие призы.
Ну, а теперь, когда мы выяснили, как можно заставить посетителей отвечать на вопросы, давайте рассмотрим несколько нюансов составления анкет, которые помогут вам получить больше полезной информации о посетителях.
- Не задавайте лишних, ненужных вопросов. Зачем вам знать, есть ли у посетителя вашего сайта кошка (если, конечно, ваш проект не о домашних животных) и как ее зовут? Подобные вопросы только раздражают пользователя и могут привести к тому, что он не захочет заполнять анкету.
- Постарайтесь, чтобы посетитель в процессе заполнения анкеты как можно меньше работал с клавиатурой: очень многие интернетчики предпочитают пользоваться только мышкой.
- Не делайте вопросы слишком длинными и размытыми, многие посетители лишь бегло просматривают текст, часто не вникая во все подробности туманных формулировок.
- Вопросы о личности посетителя ставьте в самый конец анкеты: человек ответит на них, так как ему жаль времени уже затраченного на заполнение анкеты.
Вот, собственно, и все. Выполняя эти несложные рекомендации, вы сможете получить более-менее достоверные данные об аудитории своего веб-проекта, на основе которых можно разработать эффективную маркетинговую компанию и стратегию развития сайта.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru